- 1. хору. Синів Кораха. Псалом.
- 2. Слухайте це, усі народи, уважайте, всі мешканці світу:
- 3. і люди прості, і вельможні, разом багаті й бідні.
- 4. Уста мої казатимуть слова мудрі і думка серця мого - розумні речі.
- 5. Я нахилю до притчі моє вухо, відкрию мою загадку під гусла.
- 6. Чого б то мусів я боятися за лихої години, коли мене оточить несправедливість тих, які на мене засідають,
- 7. вповають на свої достатки, і хваляться своїм багатством превеликим?
- 8. Таж ніхто не може викупити себе самого, не може дати Богові ціну за себе.
- 9. Занадто дорогий бо його душі викуп, і вистачити він ніколи не може
- 10. так, щоб він жив повіки й не бачив могили ніколи.
- 11. Бож бачить він, що мудрі умирають, однаково і дурень і безумний гинуть і свої багатства іншим залишають.
- 12. Могили - домівки їх повік, їхні житла від роду й до роду, хоч вони й називають країни своїми іменами.
- 13. Таж людина в багатстві не звікує, подібна до скотини, яка гине.
- 14. Така дорога тих, що нерозумно на себе покладаються, і такий кінець тих, що милуються з свого щастя.
- 15. Ведуть їх, як отару, до Шеолу; смерть пасе їх, і справедливі панують над ними. Скоро їхня постать зникне, - Шеол домівкою їм буде.
- 16. Але Бог визволить мою душу з руки Шеолу, він мене прийме до себе.
- 17. Не лякайсь, як хто розбагатіє, коли побільшиться пишність його дому.
- 18. Бо, як помре, нічого не візьме з собою; багатство його з ним не зійде.
- 19. Хоч він і благословляв себе за життя свого. - хвалитимуть тебе, що дбав за себе,-
- 20. та все ж таки він піде до роду батьків своїх, що не побачать світла вже ніколи.
- 21. Чоловік, що живе в багатстві нерозумно, подібний до скотини, яка гине.
1."Бог богов". Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. "Бог богов" - значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. - "Призывает землю" - Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. - "От восхода солнца до запада" - две противоположные стороны света берутся для означения всего света.2."С Сиона, который есть верх красоты". - Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.3."Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря". Картина, напоминающая явление Господа в 17 Пc. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. "Сильная буря" - символ Его могущества.5."Святых Моих", т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх 19:6). - "Вступивших в завет со Мною при жертве" - разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.8.Бог укоряет евреев не за "жертвы", которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. - "Всесожжения твои всегда предо Мною" - вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.12-15.- Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та "хвала" Богу и те "обеты", которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек - праведен пред Ним.16-20.- Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, "кто проповедует уставы Его, берет завет Его, а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя".
Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ("бросание за себя").21."Ты это делал, и Я молчал", т. е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого "молчания" Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.23.Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.
"Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: "Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю", превосходит всякое человеческое воображение" (Вигуру).



