- 1. хору. На мелодію «Не руйнуй!» Давида. Міхтам.
- 2. Чи ви по правді творите суд вельможі? Чи справедливо судите, о сини людські?
- 3. Таж ви у серці творите несправедливість ви на землі напоготовлюете насильства рук ваших.
- 4. Збилися з дороги нечестиві вже від материнського лона, від утроби неньки пішли неправдомовні манівцями.
- 5. Отрута у них, немов отрута змія, неначе гаспида глухого, що затуляє вуха,
- 6. щоб голосу не чути заклиначів, чарівника - знавця чарів.
- 7. Розторощи, о Боже, їхні зуби у них у пельці; ікли левенят, Господи, вирви.
- 8. Хай щезнуть, мов вода розлита; як пускають стріли, хай тупими стануть.
- 9. Хай зникнуть, мов слимак, що зслизає; як викидень жінки, що не бачив сонця.
- 10. Раніш ніж забуяють, як ті будяки і глоди, хай їх - зелених чи сухих - розмете буря.
- 11. Зрадіє праведник, коли побачить відплату, скупає свої ноги в крові беззаконних
- 12. І скажуть люди: «Справді для праведника є нагорода, справді є Бог, що на землі судить.»
3.Под "делающими беззаконие" разумеются враги Давида - сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были "кровожадными", стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.4.Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.6."Народами", которых Давид молит Бога наказать, называются далее "нечестивые беззаконники". Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа - язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.7.Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки ("псы") были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.8.Враги Давида "изрыгали хулу" на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность ("кто слышит?"), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.11."Бог мой... предварит меня" - предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. - "Смотреть на врагов" - не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.12."Не умерщвляй их", т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14 ст. ), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, "чтобы не забыл народ мой", чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания "для памятования о Боге".14."Расточи, чтобы их не было" - не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12 ст. ), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.16.Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.



