- 1. Асафа
- 2. А в мене сливе захитались ноги, майже схибили мої кроки.
- 3. Бо я заздрив несправедливим, дивившись на щасливу долю грішних
- 4. Вони бо мук не знають, ціле й гладке в них тіло.
- 5. Вони не знають людських злиднів, і їх не б'ють, як простих людей.
- 6. Тому й гордість у них, немов нашийник, насильство їх, немов одежа, покриває.
- 7. Від жиру очі їхні наверх вилазять, а вигадки їхні так і переливаються з серця.
- 8. Вони глузують і говорять злісно, бундючно гнетом загрожують.
- 9. Уста свої спрямовують проти неба, своїм язиком по землі ширяють.
- 10. Отак за собою тягнуть народ мій і розкошують у достатках!
- 11. І кажуть: «Як Бог може знати? Чи ж є знання у Всевишнього?»
- 12. Ось вони, оті грішники, завжди безпечні, вони вбиваються в багатство.
- 13. Чи ж я даремне беріг чистим моє серце,: невинності умивав мої руки?
- 14. Увесь день зносив побої, і докори - щоранку?
- 15. Якби я сам до себе мовив: «Так, як вони, я буду говорити», -то родові дітей твоїх був би я зрадник.
- 16. І почав я міркувати, щоб те збагнути, але важкий він був - той труд - для мене.
- 17. Аж поки не ввійшов я у святиню Божу, Не збагнув долю, що на них чекає.
- 18. Дійсно, ставиш їх на слизькому, валиш їх у руїну.
- 19. Як притьмом зійшли вони нінащо, зникли, пропали від жахливого страху!
- 20. Неначе сном, коли хтось пробудився, так, уставши, Господи, ти їхньою подобою нехтуєш.
- 21. І серце в мене хвилювалось, нирки були пробиті в мені.
- 22. Я був дурний тоді і неук, немов тварина, був перед тобою.
- 23. Але я завжди був з тобою: ти взяв мене за праву руку.
- 24. Ти радою твоєю мене вестимеш, і потім приймеш мене у славу.
- 25. Кого, крім тебе, мав я на небі? І коли я з тобою, нічого на землі не хочу.
- 26. Тіло моє і моє серце знемагають; Бог - скеля мого серця і повіки моя доля.
- 27. Бо ось загинуть ті, що віддаляються від тебе. Ти нищиш кожного, що блудить геть від тебе.
- 28. А мені благо - близько Бога бути і покладати моє прибіжище в Господі Бозі, щоб розповісти про всі діла його.
1."Отринул нас навсегда" - не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями поэтами. Можно понимать "навсегда" и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни - Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда.2."Сонм" - собрание людей, народ. "Стяжал" - приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. - "Искупил в жезл достояния", точнее "искупил в колено достояния", т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.3."Подвигни стопы Твои к вековым развалинам", разумеется - Иерусалима и храма. Название этих развалин "вековыми" свидетельствует, что псалом написан не тотчас после разрушения Иерусалима и храма, но значительное время спустя, тогда пред писателем псалма ясно обнаружилась непоправимость бедствия силами тех немногих из евреев, которые еще оставались здесь. Очевидно, над несчастной и опустошенной Палестиной само время сказывалось разрушительно. Храм Соломона представлял обширные сооружения и обладал громадными ценностями, поэтому понятно, что "все разрушил враг во святилище", не только взял его ценности, но уничтожил все постройки около храма.4.Под "собраниями" нужно разуметь те религиозно-просветительные учреждения наподобие пророческих школ, которые давно существовали у евреев и из которых может быть к началу вавилонского плена начали вырабатываться, развиваться зачатки будущих синагог. Среди этих собраний "враги рыкают", как хищные звери. Они враждебно относятся к этим молитвенно-просветительным кружкам, может быть подозревая в них кружки политического характера, скрывающие свои стремления к восстановлению нации. Как завоеватели, вавилоняне поставили "знаки свои вместо знамений наших", т. е. не только ввели свои учреждения и свое управление, но и уничтожили все, что напоминало прежние священные изображения. Вместо них они ввели свои знаки.7.Сожжение храма указывает, что описанное в псалме опустошение храма нельзя относить к Антиоху Епифану, когда были уничтожены только его ворота. - "Осквернили жилище" - издевались над святостью места и святынями Израиля самыми разнообразными и грубыми средствами, что было в обычаях того времени.9."Нет знамений наших", всего того, что напоминало культ Иеговы - жертвенника, священнослужений и Божественных откровений. "Нет пророка". Пророки были глашатаями Божественной воли народу, посредниками между ними и Богом, выяснявшими народу и указывавшими задачи его ближайшей деятельности. Теперь этого нет. Пророк Иеремия уже умер в Египте (псалом написан значительное время спустя после разрушения Иерусалима, см. 3 ст. ; пророк же Иеремия вскоре после этого события был уведен в Египет, где, по преданию, умер через 4 года); пророк Даниил выступил на служение не в Палестине, а гораздо позже, при том, его пророчества не касались специально еврейского народа и не давали последнему руководство на данное время; пророк Иезекииль тоже жил в плену и тоже не сообщал руководственных наставлений палестинским евреям. Бедствия же опустошения так грозны и лишения так велики, что удрученный писатель сетует: нет никого, кто сказал бы, как долго продолжится такое состояние разоренности, какое он наблюдает кругом себя сейчас. Неужели не настанет хотя незначительного улучшения? Понимать это "доколе" в смысле незнания продолжительности вавилонского плена, нельзя, так как писатель не мог не знать предсказания пророка Иеремии о семидесятилетнем порабощении Вавилону.11."Из среды недра Твоего порази" врагов. Недро - пазуха, близкое место к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так как враги, осквернивши святыню, являются врагами и Господа, оскорбляющими Его.13-15.- "Расторг... море" - Чермное, при переходе через него евреев. - "Сокрушил головы змиев в воде" - потопил египтян, так же губивших евреев непосильными работами, как укушения змей убивают людей; "сокрушил голову левиафана", т. е. крокодила. Разумеется фараон, гнавшийся за евреями. - "Отдал его в пищу людям пустыни" - трупы потонувших египтян, когда волны выбросили их на берега, сделались пищей зверям пустыни, в частности шакалам. Название "народом" стай хищных зверей в Библии употребляется, напр., в кн. Притчей собрание муравьев, зайцев, называется народом (Притч 30.25-26). - "Иссек источник и поток" - чудесное взведение воды в пустыне; "иссушил сильные реки" - реку Иордан при И. Навине.16-17.- Указание на другие дела божественного всемогущества, состоящие в установлении законов смены дня и ночи и времени года.18."Безумные", вероятно, халдеи, оскорблявшие и поносившие имя Иеговы.19.Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям. "Горлицей" - народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности.20.В Палестине много гор и пещер, где легко укрываться всяким грабителям. По разрушении Иерусалима свободно могли образоваться такие шайки и из скрытых мест выслеживать себе добычу.21."Да не возвратится угнетенный посрамленным", пусть молитва угнетенного народа об освобождении из плена и восстановлении прежнего величия Палестины будет услышана Тобою, Господи.



