- 1. Then answered Eliphaz the Temanite, and said,
- 2. Can a man be profitable unto God? Surely he that is wise is profitable unto himself.
- 3. Is it any pleasure to the Almighty, that thou art righteous? Or is it gain [to him], that thou makest thy ways perfect?
- 4. Is it for thy fear [of him] that he reproveth thee, That he entereth with thee into judgment?
- 5. Is not thy wickedness great? Neither is there any end to thine iniquities.
- 6. For thou hast taken pledges of thy brother for nought, And stripped the naked of their clothing.
- 7. Thou hast not given water to the weary to drink, And thou hast withholden bread from the hungry.
- 8. But as for the mighty man, he had the earth; And the honorable man, he dwelt in it.
- 9. Thou hast sent widows away empty, And the arms of the fatherless have been broken.
- 10. Therefore snares are round about thee, And sudden fear troubleth thee,
- 11. Or darkness, so that thou canst not see, And abundance of waters cover thee.
- 12. Is not God in the height of heaven? And behold the height of the stars, how high they are!
- 13. And thou sayest, What doth God know? Can he judge through the thick darkness?
- 14. Thick clouds are a covering to him, so that he seeth not; And he walketh on the vault of heaven.
- 15. Wilt thou keep the old way Which wicked men have trodden?
- 16. Who were snatched away before their time, Whose foundation was poured out as a stream,
- 17. Who said unto God, Depart from us; And, What can the Almighty do for us?
- 18. Yet he filled their houses with good things: But the counsel of the wicked is far from me.
- 19. The righteous see it, and are glad; And the innocent laugh them to scorn,
- 20. [Saying], Surely they that did rise up against us are cut off, And the remnant of them the fire hath consumed.
- 21. Acquaint now thyself with him, and be at peace: Thereby good shall come unto thee.
- 22. Receive, I pray thee, the law from his mouth, And lay up his words in thy heart.
- 23. If thou return to the Almighty, thou shalt be built up, If thou put away unrighteousness far from thy tents.
- 24. And lay thou [thy] treasure in the dust, And [the gold of] Ophir among the stones of the brooks;
- 25. And the Almighty will be thy treasure, And precious silver unto thee.
- 26. For then shalt thou delight thyself in the Almighty, And shalt lift up thy face unto God.
- 27. Thou shalt make thy prayer unto him, and he will hear thee; And thou shalt pay thy vows.
- 28. Thou shalt also decree a thing, and it shall be established unto thee; And light shall shine upon thy ways.
- 29. When they cast [thee] down, thou shalt say, [There is] lifting up; And the humble person he will save.
- 30. He will deliver [even] him that is not innocent: Yea, he shall be delivered through the cleanness of thy hands.
1-4.- Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел "разумного", - "ищущего Бога" (евр. "маскил"; ср. (Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. (Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.5.При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.6.Предполагаемые ("верно") грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. (Исх 22:26-27); (Втор 24:10-13) с "братьев своих", т. е. лиц одного с ним племени, и притом "ни за что", т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. (Иов 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, - ничего не имеющих.7.Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. (Ис 58:10).8.Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: "человек с рукою - ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней". "Человек руки", т. е. силы (Иов 40:9); (Пс 76:16); (Пс 82:9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. (Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.9.К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.10-11.- Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он "окружен петлями", - поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8-10), не видит возможности избавиться от них ("тьма, в которой ты ничего не видишь", ср. (Иов 17:12), близок к гибели: - "множество вод покрыло тебя" (ср. (Пс 41:8); (Пс 68:3).12-14.- Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, - отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, - промысла.12.Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. (Пс 13:2).13-14.- Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ("облака - завеса Его"; ср. (Плач 3:44): "Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва"), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. (Пс 72:11): (Пс 93:7); (Ис 29:15); (Иез 8:12).15-17.- Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (αρχαιος κοσμος - (2Пет 2:5) допотопному человечеству ("вода разлилась под основание их"), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ("отойди от нас"), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.18-20.- Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ("враг наш", ср. (Пс 2:20-2); Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. (Пс 57:11-12); (Пс 63:10-11).21.Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан "сблизиться" с Богом, - оставить чувство вражды против него (евр. "сакан" - быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях - (Пс 63:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: "будешь спокоен", и он получит награду.22.Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ("прими из уст Его закон", ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: "положи слова Его в сердце твое".23-24.- Удел такого человека - блаженство (Пс 93:12-13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, - "удаления беззакония из шатра", не только будет возвращено утраченное счастье ("устроишься"; евр. "бана" в смысле дарования прежнего счастья - (Иер 24:6), (Иер 33:7), сообщения большего - (Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что "блестящий металл" (золото и серебро в неочищенном вида) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.25.Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет "блестящим серебром" - серебро очищенное от примесей.26.В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. (Пс 36:4); (Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. (Быт 4:6).27.Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.29-30.- Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2-3,12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они - не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: "ты скажешь: возвышение". Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: "он спасается чистотою рук твоих" (ст. 30).



