- 1. <Alamoth. To the chief music-maker. Of the sons of Korah. A Psalm.><br>
Give attention to this, all you peoples; let your ears be open, all you who are living in the world. - 2. High and low together, the poor, and those who have wealth.
- 3. From my mouth will come words of wisdom; and in the thoughts of my heart will be knowledge.
- 4. I will put my teaching into a story; I will make my dark sayings clear with music.
- 5. What cause have I for fear in the days of evil, when the evil-doing of those who are working for my downfall is round about me?
- 6. Even of those whose faith is in their wealth, and whose hearts are lifted up because of their stores.
- 7. Truly, no man may get back his soul for a price, or give to God the payment for himself;
- 8. (Because it takes a great price to keep his soul from death, and man is not able to give it.)
- 9. So that he might have eternal life, and never see the underworld.
- 10. For he sees that wise men come to their end, and foolish persons of low behaviour come to destruction together, letting their wealth go to others.
- 11. The place of the dead is their house for ever, and their resting-place through all generations; those who come after them give their names to their lands.
- 12. But man, like the animals, does not go on for ever; he comes to an end like the beasts.
- 13. This is the way of the foolish; their silver is for those who come after them, and their children get the pleasure of their gold. (Selah.)
- 14. Death will give them their food like sheep; the underworld is their fate and they will go down into it; their flesh is food for worms; their form is wasted away; the underworld is their resting-place for ever.
- 15. But God will get back my soul; for he will take me from the power of death. (Selah.)
- 16. Have no fear when wealth comes to a man, and the glory of his house is increased;
- 17. For at his death, he will take nothing away; his glory will not go down after him.
- 18. Though he might have pride in his soul in his life-time, and men will give you praise if you do well for yourself,
- 19. He will go to the generation of his fathers; he will not see the light again.
- 20. Man, like the animals, does not go on for ever; he comes to an end like the beasts.
1."Бог богов". Повторение одного и того же слова употребляется для усиления его значения, как напр., суета сует, песнь песней и др. "Бог богов" - значит высочайший Бог. Под богами нужно разуметь языческие божества, за которыми хотя истинный еврей не признавал реального бытия и живого могущества, но не считаться с верованием в них не мог, так как эти верования в ложных богов были распространены среди соседей язычников, да и сами евреи часто увлекались ими. Указанием, что Господь, Бог евреев, есть Бог богов, псалмопевец устанавливает истинность и высоту верований евреев в Господа, как единого и высшего над всею землею. Этим же указанием определяется важность и серьезность повиновения Ему и великая преступность оскорбления Его непослушанием Его заповедям. - "Призывает землю" - Изображаемый суд Бога над евреями производится пред всею землею, так как Господь есть Бог и Владыка всего живущего. - "От восхода солнца до запада" - две противоположные стороны света берутся для означения всего света.2."С Сиона, который есть верх красоты". - Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.3."Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря". Картина, напоминающая явление Господа в 17 Пc. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. "Сильная буря" - символ Его могущества.5."Святых Моих", т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх 19:6). - "Вступивших в завет со Мною при жертве" - разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.8.Бог укоряет евреев не за "жертвы", которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. - "Всесожжения твои всегда предо Мною" - вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером.12-15.- Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та "хвала" Богу и те "обеты", которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек - праведен пред Ним.16-20.- Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, "кто проповедует уставы Его, берет завет Его, а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя".
Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ("бросание за себя").21."Ты это делал, и Я молчал", т. е. Бог не тотчас по своему долготерпению обличает и наказывает грешника, но дает возможность ему исправиться и загладить свое поведение. Из этого "молчания" Бога, медлительности в послании кары, нечестивый делает нелепый вывод, что Бог такой же, как и он, т. е. довольствующийся только внешним богоугождением, внешними жертвами, а не внутренним настроением и соответственным ему поведением человека, Бог изобличит такого человека и накажет.23.Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.
"Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: "Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю", превосходит всякое человеческое воображение" (Вигуру).



