< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62

Глава 37

  • Закрыть сопоставления
  • 1. &lt;By David.&gt;<br>
    Don't fret because of evildoers, neither be envious against those who work unrighteousness.
  • 2. For they shall soon be cut down like the grass, and wither like the green herb.
  • 3. Trust in Yahweh, and do good. Dwell in the land, and enjoy safe pasture.
  • 4. Also delight yourself in Yahweh, and he will give you the desires of your heart.
  • 5. Commit your way to Yahweh. Trust also in him, and he will do this:
  • 6. he will make your righteousness go forth as the light, and your justice as the noon day sun.
  • 7. Rest in Yahweh, and wait patiently for him. Don't fret because of him who prospers in his way, because of the man who makes wicked plots happen.
  • 8. Cease from anger, and forsake wrath. Don't fret, it leads only to evildoing.
  • 9. For evildoers shall be cut off, but those who wait for Yahweh shall inherit the land.
  • 10. For yet a little while, and the wicked will be no more. Yes, though you look for his place, he isn't there.
  • 11. But the humble shall inherit the land, and shall delight themselves in the abundance of peace.
  • 12. The wicked plots against the just, and gnashes at him with his teeth.
  • 13. The Lord will laugh at him, for he sees that his day is coming.
  • 14. The wicked have drawn out the sword, and have bent their bow, to cast down the poor and needy, to kill those who are upright in the way.
  • 15. Their sword shall enter into their own heart. Their bows shall be broken.
  • 16. Better is a little that the righteous has, than the abundance of many wicked.
  • 17. For the arms of the wicked shall be broken, but Yahweh upholds the righteous.
  • 18. Yahweh knows the days of the perfect. Their inheritance shall be forever.
  • 19. They shall not be disappointed in the time of evil. In the days of famine they shall be satisfied.
  • 20. But the wicked shall perish. The enemies of Yahweh shall be like the beauty of the fields. They will vanish-- vanish like smoke.
  • 21. The wicked borrow, and don't pay back, but the righteous give generously.
  • 22. For such as are blessed by him shall inherit the land. Those who are cursed by him shall be cut off.
  • 23. A man's goings are established by Yahweh. He delights in his way.
  • 24. Though he stumble, he shall not fall, for Yahweh holds him up with his hand.
  • 25. I have been young, and now am old, yet I have not seen the righteous forsaken, nor his children begging for bread.
  • 26. All day long he deals graciously, and lends. His seed is blessed.
  • 27. Depart from evil, and do good. Live securely forever.
  • 28. For Yahweh loves justice, and doesn't forsake his saints. They are preserved forever, but the children of the wicked shall be cut off.
  • 29. The righteous shall inherit the land, and live in it forever.
  • 30. The mouth of the righteous talks of wisdom. His tongue speaks justice.
  • 31. The law of his God is in his heart. None of his steps shall slide.
  • 32. The wicked watches the righteous, and seeks to kill him.
  • 33. Yahweh will not leave him in his hand, nor condemn him when he is judged.
  • 34. Wait for Yahweh, and keep his way, and he will exalt you to inherit the land. When the wicked are cut off, you shall see it.
  • 35. I have seen the wicked in great power, spreading himself like a green tree in its native soil.
  • 36. But he passed away, and behold, he was not. Yes, I sought him, but he could not be found.
  • 37. Mark the perfect man, and see the upright, for there is a future for the man of peace.
  • 38. As for transgressors, they shall be destroyed together. The future of the wicked shall be cut off.
  • 39. But the salvation of the righteous is from Yahweh. He is their stronghold in the time of trouble.
  • 40. Yahweh helps them, and rescues them. He rescues them from the wicked, and saves them, Because they have taken refuge in him.

4-5.- Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него "вонзились стрелы", т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. "Рука тяготеет", т. е. рука гнева, или - Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

6-8.- Представляют описание болезни. - "От безумия моего", вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и "сетую", томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших - Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь "в роде проказы". Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.

9."Кричу от терзания сердца моего" - от внутренних, душевных мучений, я "кричу", издаю вопль.

11.С потерей мужества ("сердце мое трепещет") и силы для Давида погас и "свет" в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить - я лишился всех благ и их нет при мне - ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что "свет" означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

12-13.- Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, - так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.

14-15.- Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.

16-23.- Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что "близок к падению", готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и L Пс, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: "беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем". Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно ("безвинно"); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: "не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою!" 37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст. ). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст. ).