< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87

Глава 62

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей». Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя». Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе. «Коль множицею Тебе плоть моя». Феодотион перевел: сколько раз, Акила: устремлена, Симмах: желает. Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: «ποσαπλων», «(коль множицею)» надобно видеть не два речения, отделяя «ποσ» от «ἁπλως», но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды. «В земли пусте и непроходне и безводне». «Тако во святем явихся Тебе». Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как-бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: «во святем» означает скинию: так как храм Божий не был еще построен. «Видети силу Твою и славу Твою». Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поелику естество Твое непостижимо; то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя.

  • 3.

    Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою.

    См. Толкование на (Пс 62:2)

  • 4.

    «Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя». Всякой жизни и богатых и властелинов, жизни беззаботной и многозаботливой, изнеженной, покойной, предпочитаю Твою милость, и возбуждаю уста свои к Твоему песнопению.

  • 5.

    «Тако благословлю Тя в животе моем: о имени Твоем воздежу руце мои». Не престану делать сие во всю мою жизнь, воспевая Тебя устами, воздевая руки и прося Твоего человеколюбия.

  • 6.

    «Яко от тука и масти да исполнится душа моя». Песнопение Твое почитаю умащением души, и думаю, что душа делается от него тучною и упитанною: потому что поучаться словесам Твоим значит постоянно утешаться и наслаждаться.

    «И устнама радости восхвалят Тя уста моя». Посему-то со всем усердием вознесу Тебе песнопение, зная происходящую от того пользу.

  • 7.

    Ст. 7-8 «Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»: «Яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся». Симмах перевел сие так: воспоминаю Тебя на постеле моей; в каждую стражу помышлял о Тебе, и покрываемый крилами Твоими, благословлял Тебя. Стражами называет Пророк стражи ночныя; потому что приставленные стеречь, разделяя ночное время, исполняют обязанность эту, сменяя одних другими, и иные делят ночь на три, а другие на четыре части. Так Господь пришел к священным Апостолам в четвертую стражу ночи. Посему божественный Давид говорит: лежа на постели, отгонял я от себя сладостный сон, каждую стражу помышляя о Тебе, и песнопениями воздавал за оказанныя мне благодеяния; потому что Ты, как-бы некиим покровом крил, охранял меня необоримым Твоим промыслом.

  • 8.

    яко был еси помощник мой, и в крове крилу твоею возрадуюся.

    См. Толкование на (Пс 62:7)

  • 9.

    «Прильпе душа моя по Тебе». Даже и на малое время, говорит Пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе, но распаляемый горячею любовию, к памятованию о Тебе привязуюсь сею любовию, как бы некиим клейким составом. Потом показывает он плод любви.

    «Мене же прият десница Твоя». Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления.

  • 10.

    «Тии же всуе искаша душу мою». Стараются они умертвить меня, не сделавшаго им никакой обиды.

    «Внидут в преисподняя земли». Но знаю, что преданы будут смерти. Потом предвещает и самый образ их кончины.

  • 11.

    «Предадятся в руки оружия». Потерпят сие от вражеской руки.

    «Части лисовом будут». И подвергнутся сему не от сильных каких врагов, но от соседних иноплеменников, которые, – подобно лисицам, иногда нападают, а часто, и почти всегда, прогоняемые обращаются в бегство. Представляющийся же с перваго взгляда смысл дает и то разуметь, что бóльшая часть падших на войне не удостоятся погребения, но оставлены будут на снедение зверям.

  • 12.

    «Царь же возвеселится о Бозе». А я не смертию их, говорит Пророк, от Тебя прияв царство, буду увеселяться, но Твоим промышлением, пользуясь которым избежал я всяких вражеских злоумышлений.

    «Похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная». Наконец все свободно будут именовать его царем и клясться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию. Ибо при жизни Саула боялись и говорить с Давидом, а по смерти его все безбоязненно воздали ему подобающую царю честь, и стали клясться спасением царя, поставляя себе это в честь и в случай снискать благоволение.

Ничего нет для сопоставления.