< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Глава 70

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленьшихся, не надписан у еврей». Сделавший сие надписание и сам признался, что не нашел онаго у евреев, но приложил от себя. Надобно же знать, что не сыны Ионадавовы отведены первые в плен; ибо блаженному Иеремии повелено было Богом, в обличение беззакония иудеев, принести вина сынам Ионадавовым. Поелику же они не захотели пить онаго по установлениям предков; то Пророк обвинил наконец иудеев в непокорности; потому что сыны Ионадавовы хранят человеческия заповеди, а они нарушают Божественныя законоположения. Псалом изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и освобождения от рабства. Написал же псалом сей блаженный Давид, все изречения в оном принаровляя к сонму благочестивых.

    «На Тя Господи уповах, да не постыжуся в век». Не обманусь в уповании, говорит Пророк, ожидая Твоей помощи, и не буду долее терпеть поношения.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Правдою Твоею избави мя, и изми мя». Умоляю Тебя дать суд Вавилонянам и мне, и произнести над ними справедливый приговор. Ибо в таком случае освобожусь от их рабства.

    «Приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя». «Буди ми в Бога защитителя, и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты». Ты – мой зашитник, моя крепкая ограда, мой надежный оплот, по сему благоснисходительно приими молитву мою.

  • 3.

    Буди ми в Бога защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси ты.

    См. Толкование на (Пс 70:2)

  • 4.

    «Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии.

  • 5.

    «Яко Ты еси терпение мое Господи, Господи упование мое от юности моея». Юностию называеть Пророк время великаго Моисея, когда Израильтяне насладились свободою после долговременнаго египетскаго порабощения. С того времени, говорит народ, возъимел я упование на Тебя, и ожидаю Твоей помощи.

  • 6.

    «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель». Рождением и происхождением на свет называет Пророк исшествие из Египта. Сие же дает видеть Бог всяческих и чрез божественнаго Иезекииля; ибо, обличая нечестие Иерусалима, и потом сказав: «Отец твой Аморреанин и мати твоя Хеттеаныня», присовокупил: «в онь же день родилася еси, не отрезоша ти пупа, и солию не осолиша, и водою не омыша тя на спасение» ((Иез 16:3)). Поелику пуп есть как бы корень младенца, посредством пупа питается он и растет, а Израилю и по исшествии из Египта оставалось прирожденным египетское нечестие; то справедливо сказал Пророк: «не отрезаша ти пупа»; то есть из матерняго чрева извлекаешь себе пищу, и остаешься при прежних начинаниях. Посему-то сонм благочестивых, умоляя Бога, говорит: издревле, из начала имел я упование на Тебя.

    «О Тебе пение мое выну». Непрестаю песнословить и прославлять Тебя, и по Твоему промышлению соделался я славным.

  • 7.

    «Яко чудо бых многим». Но после этой славы испытал я великую перемену, так что совершившееся со мною представлялось многим каким-то чудом и знамением. «И Ты мой помощник крепок». Однако же Твоей ожидаю помощи.

  • 8.

    «Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день, великолепие Твое». Посему-то злочестие, в каком я теперь, пременив на лучшее, подвигни язык мой к песнопению, чтобы всегда возносил я Тебе песнь. Ибо вместо слов: «весь день», Симмах сказал: каждый день.

  • 9.

    «Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Прошу о том, чтобы и ныне пользоваться мне тем же промышлением, каким пользовался в юности, и умоляю о том, чтобы и в самой старости не быть мне оставленным без Твоей попечительности. Поелику исшествие из Египта наименовал юностию, то старостию назвал время пленения; потому что между тем и другим протекло много времени.

  • 10.

    Ст. 10-11 «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе». «Глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй». Все неприязненные мне ругаются над моими несчастиями, делают мне всякаго рода зло, видя, что лишен я Твоего о мне попечения, и предполагая, что навсегда я презрен, и уже не воспользуюсь Твоим о мне промышлением. Посему-то умоляю:

  • 11.

    глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй.

    См. Толкование на (Пс 70:10)

  • 12.

    «Боже мой не удалися от мене; Боже мой» в помощь мою вонми». Подай скорую Твою помощь, и не оставляй меня вдали от Твоего попечения. Говорит же Пророк об удалении от него не сущности Божией (она повсюду и всем соприсуща), но Божия промысла и действеннаго вспомоществования.

  • 13.

    «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Симмах переводит так: да посрамятся и истребятся сопротивляющиеся душе моей, да обманутся в своих начинаниях, да пожнут от сего стыд, и безуспешными останутся несправедливо устрояющие мою гибель.

    «Да облекутся в студ и срам ищущии злая мне». Да соделаются достойными посрамления и осмеяния подвергающие меня всякаго рода бедствиям.

  • 14.

    «Аз же всегда возуповаю на Тя». Видя все сие, утверждаюсь в уповании на Тебя.

    «И приложу на всяку похвалу Твою». И многократно вознесу Тебе песнопение.

  • 15.

    Ст. 15-18 «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им.

    «Яко не познах книжная». «Вниду в силе Господни». Симмах перевел так: не умею изчислить. «Вниду в силе Господни». Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею изчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: «многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе», присовокупил: «возвестих и глаголах, умножишася паче числа» ((Пс 39:6)). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместило естество мое; но впрочем «вниду в силе Господни», и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя.

    «Господи помяну правду Тебе единаго». «Боже мой научил мя еси от юности моея». Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностию называет Пророк времена великаго Моисея, ибо чрез него дан был закон.

    «И до ныне возвещу чудеса Твоя». «И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостоивай меня попечения Твоего.

    «Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Давид пророчески предсказывает будущее, и старостию называет окончание закона, – а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, разсуждая о Новом Завете; говорит же так: «внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления» ((Евр 8:13)). Посему и здесь Давид пребываюших в Вавилоне пророчески научает сказать: «и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене». Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: «дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему».

  • 16.

    Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду тебе единаго.

    См. Толкование на (Пс 70:15)

  • 17.

    Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя.

    См. Толкование на (Пс 70:15)

  • 18.

    И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу твою роду всему грядущему,

    См. Толкование на (Пс 70:15)

  • 19.

    «Силу Твою, и правду Твою, Боже». Род грядущий есть род, наставший по вочеловечении единороднаго Сына Божия, после котораго составилась Церковь из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных Апостолов. О сем роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь» ((Пс 21:32)). Посему, кроме народа иудейскаго, должен быть другой народ, о котором Пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому и здесь говорит: «не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою». Сходно же сие с предсказанием Патриарха Иакова: «не оскудеет Князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет», Ему же отложено: «и Той чаяние языков» ((Быт 49:10)).

    «Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия». Акила и Симмах перевели так: Боже, даже до высоты, какия соделал Ты величия, то есть, соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико и достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя вышним.

    «Боже кто подобен Тебе?» Никого не возможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе; потому что всех превосходишь и естеством, и могуществом, и всеми благами. После сего Пророк начинает предсказывать возвращение из плена.

  • 20.

    «Елики явил ми еси скорби многи и злы? И обращся оживотворил мя еси», то есть, предал меня всякаго рода бедствиям за учиненныя мною беззакония, и снова возвратил меня к жизни.

    «И от бездн земли возвел мя еси». Представляю себя как бы вновь оживленным, сверх чаяния человеческаго избавившись от стольких бедствий. Сие изрек Бог и чрез Иезекииля: «отверзу гробы ваша, и изведу вас из Вавилона» ((Иез 37:12)); то есть, положу конец человеческому отчаянию, и сверх упования врагов, дарую вам возвращение.

  • 21.

    «Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Симмах перевел так: возрастишь величие мое и оградишь меня утешением. Подобно сему и прочее предрекает Пророк, то есть говорит: в попечении Твоем о мне откроется благость Твоя.

  • 22.

    «Ибо аз исповемся Тебе в людех Господи». Не престану повествовать о дарах Твоих и возвещать о них неведущим. Надлежит же заметить, что и здесь упоминает о многих народах, которые, по вочеловечении Спасителя нашего, получили спасение чрез проповедников из иудеев.

    «В сосудех псаломских, истину Твою Боже, воспою Тебя в гуслех Святый Израилев». Слагая же песнопения, употреблю и обычныя орудия.

  • 23.

    Ст. 23-24 «Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил». «Еще же и язык мой поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне». Предсказывает вместе и гибель Вавилонян от персидскаго Кира, и возвание иудеев; то есть, по низложении Вавилонян, получу дозволение возвратиться, воспользовавшись же этим, в веселии и радости буду ликовать, воспевая Твои благодеяния, и непрестанно поучаясь в законе Твоем.

  • 24.

    еще же и язык мой весь день поучится правде твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

    См. Толкование на (Пс 70:23)

Ничего нет для сопоставления.