- 1-6. - и - рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и (3Цар 3:4-15), и передают их существенно сходно с 3 Царств. Отличия - частные, обозначающие или особый стиль свящ. писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 Царств новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон ст. 2 указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в (3Цар 3:4), ср. однако там же ст. 15), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего (3Цар 8:1); (2Пар 5:2). Затем, если в (3Цар 3:4) сказано общее: "там (в Гаваоне) был главный жертвенник (собственно; "высота", евр. бама)", то в ст. 3-5 рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано, что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (ст. 3, ср. (Исх 40:18); что 2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник (ст. 5, ср. (Исх 37:1) след. (Исх 38:1) д.), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжении (ст. 6), и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириафиарима (ср. (1Цар 7:1) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во (2Цар 6:1), особ. ст. 17 (см. Толков. Библию, т. II. Спб. 1905, с. 424-425), а также в (1Пар 15:1) и (1Пар 16:1) гл. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством (3Цар 8:4) (см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков. Библию, т. II, с. 317-318 и 450-451. О положении Карифиарима (Нав 9:17); (Иер 26:20) иначе Ваала Иудина (2Цар 6:2); (Нав 15:9,60) см. Толков. Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб. Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа Богу на высотах, как сказано в (3Цар 3:2) (Толк. Библия II, 450): различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно избираемых (см. там же, с. 439). К числу последних, преступных, с точки зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот причина, почему свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает здесь о служении на "высотах". Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Паралипоменон от 3 Царств в рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону чрезвычайная мудрость в (3Цар 3:9,12) обозначается конкретно: "сердце мудрое и разумное" евр. лев хакам венабон, а во (2Пар 1:9,12) абстрактно: "мудрость и знание" евр. гахокма вегамадда. Абстрактное представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн. Паралипоменон (мадда принадлежит позднейшему гебраизму, встречается в (Дан 1:4,17).
- 13. 2 Паралипоменон путешествие Соломона в Гаваон полагает в начале его царствования, что, вероятно, и было (возможно, что события, описанные в (3Цар 2:1), имели место после этого путешествия. Спав, "от вышнего Гаваона" (ср. ст. 3), как у LXX (υψηλη) и в Вульгате (excelsus), - неточная передача евр. "бама", высота.
- 14-17. - ср. (3Цар 10:26-29); (3Цар 4:26) Ср. Толков. Библия II, с. 453 и 468. В масоретском евр. тексте к I гл. отнесен в качестве 18 стиха и 1-й стих II гл. С гл. II по VII включительно идет речь о построении храма и его освящении.
Ничего нет для сопоставления.