- 2. Тогда как по (3Цар 9:11) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, - в уплату за работы и материал по постройке храма, 2Пар здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему ("Кавул" - (3Цар 9:10-12). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Пар) совершенно другое событие. Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого?.. Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы (Проф. Гуляев, Историч. кн. с. 509).
- 3. В этом стихе 2Пар сообщает неизвестный из 3Цар факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр. Хамат-Цова, Vulg. Emath Suba, LXX Alex Αιμιαθ Σφβα, слав. Эмаф-Сува. Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. (Чис 13:22); (3Цар 8:65) Onomast 52, 424, 425, 425. См. Толков. Библия II, 464), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова, Сува, Цоба (1Цар 14:47); (2Цар 8:3) и др.) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Ефратом (Onomast. 889. Толков. Библия II, с. 404 и 425). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м (4Цар 14:25), свящ. писатель 2Пар имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. (3Цар 4:21,24).
- 4-6. - Об упоминаемых здесь городах см, (3Цар 9:17-19) и Толков. Библия II, ст. 465-466.
- 7-9. - Сн. (3Цар 8:20-22)
- 10. Сн. (3Цар 8:23) и см. замеч. к (2Пар 2:1-2)
- 11. Сн. (3Цар 8:24) Во 2Пар факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Цар, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, Ветхоз. храм, с. 646-647.
- 12-16. - Краткое сообщение (3Цар 8:25) здесь значительно расширено и вместе восполнено новыми чертами: вместо общего указания 3Цар о трех годичных жертвоприношениях Соломона здесь определенно называются 3 великих годовых праздника: Опресноков (Пасха), Седьмиц (Пятидесятница) и Кущей и, кроме того, упоминаются еще субботы и новомесячия (ср. Лев 23.1 и (Чис 28:1) - (Чис 29:1), причем отмечается строгое соответствие здесь жертвенной практики закону Моисееву (ст. 13); с другой стороны выставляется такое же точно выполнение Соломоном богослужебного устава Давида относительно службы священников и левитов (ст. 14, он. (1Пар 24:1); (1Пар 27:1).
- 17-18. - Сн. (3Цар 9:26-28) См. Толков. Библю II.
Ничего нет для сопоставления.