< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1-2. - Сн. (3Цар 15:1-2) (Толков. Библия II. с. 477) и (2Пар 11:20) (ср. замечание к последнему месту).
  • 2-3. - "Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3Цар 15:3), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной" (проф. Олесниций. Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. Д. Акад. 1879, № 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2Пар о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и (3Цар 15:6-7) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2Пар о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск - 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (ст. 3 ср. (2Пар 25:5-6) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) - 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков - могли, напр., попасть сюда из (2Цар 24:9) (перепись при Давиде) или из (2Пар 25:5-6) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код, 180 у Кенник. читаетвместо "четыреста тысяч": четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры,
  • 4-12. - Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5-8) и во второй (9-12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь - потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству (3Цар 15:3), Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, -как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX Σομορων Σομαριμ, слав. Сомори, Vulg. Somenon)e горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав 18:22), ср. Толков. Библия II): упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, Историч. книги, с. 524). "Завет соли", LXX διαθηκη αλος, Vnlg. pactum salis, т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в (Чис 18:19) (ср. Лев 2.13), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. Толков. Библия т. I, с. 524). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом "соль" служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским (причем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев 2.13); в частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве (Чис 18:19), и в теократической царской власти (2Пар 13:5) - Ровоам называется (ст. 7) "молодым и слабым сердцем" не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год, (3Цар 14:21); (2Пар 12:13), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библия т. II, с. 470. Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. (2Пар 11:15), ср. (3Цар 12:31) Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, - способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в (Исх 29:1) и Лев 8.1 гп. посвящения священников рода Ааронова, - а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Ааронаи вообще не из колена Левиина (3Цар 12:31) сн. д. ст. 10). В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11-12 ["На основании (2Пар 13:11), где говорится о возжении одного светильника, нельзя выводить заключения, что в богослужебном употреблении был только один из десяти светильников; упоминание об одном светильнике здесь сделано в отношении к закону Моисея, который, для периода скинии, предписывал употребление одного светильника, не запрещая однако же и умножения светильников с дальнейшим развитием торжественности богослужения" (проф. А.А. Олесницкий. Ветхозаветный храм. с. 318).] с (Исх 27:21); (Исх 24:4,6); (Исх 24:4,6); (Чис 10:9); (Чис 14:41); (Втор 20:4).
  • 13-18. - Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олвсннцкого (Цит. соч., с. 424), "есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников (ст. 14; сн. (Чис 10:9) и победные клики войска иудейсжого близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав 6:3) и д.).
  • 19. О положении Вефиля (Быт 28:19) и др.) см. Топим. Библию т. I и т. II, с. 312 и 472. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3Цар 12:29), было явным свидетельством для обеих враждующих корон богопротивности этого культа. - Иешана (ср. (1Цар 7:12) - город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, - Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина - древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин 11:54) Onomast .459 и 183) - город Вениаммнова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 - от Иерусалима); теперь Ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. "дочери") каждого (ср. (Нав 15:45).
  • 22-23. - Царствовал Авия неполных З года (Толков. Библия II, 476). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (ст. 23. (2Пар 15:19); (2Пар 16:1) см. замен. к (3Цар 15:16-22) Толков. Библия т. II. События царствования Асы, рассказанные в З кн. Царств (3Цар 15:9,24) в нескольких стихах, во 2Пар обнимают целые три главы (XIV-XVI), вследствие добавлений фактически документального характера.
Ничего нет для сопоставления.