- 1-4. - Сн. (4Цар 14:2-6) В характеристике религиозной двойственности Амасии во 2Пар ст. 3 стоит (делал угодное в очах Господних, однако) "не от полного сердца" (слав, не сердцем совершенным) вместо стоящего в (4Цар 14:3) (делал угодное в очах Господних, впрочем) "не как отец его Давид". Большей верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего. См. Толков. Библию т. II, с. 512.
- 5-13. - О войне Амасии с идумеянами в (4Цар 14:1) есть лишь краткое упоминание в одном стихе - 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всей обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к (4Цар 14:7) -Толков. Библия т. II, с. 512). 2Пар здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии Иудейского царства - 300 000 солдат (ст. 5), нанял, кроме того, за 100 талантов серебра (около 150 000 рублей) 100 000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более ввиду преступности Израильского царства с теократической точки зрении и небогоугодности союза Иудейского царства с ним (ср. (2Пар 20:37), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им израильское войско (ст. 7-8), что Амасией и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежом и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2Пар о найме израильского войска царем Амасией и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорит последствие его: начатая по инициативе Амасии война с Иаисом израильским (ст. 17 и д), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии - отомстить за неистовства израильских солдат в Иудее (ст. 13),а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6.9).
- 11-12. - В описании блестящей победы Амасии над идумеями 2Пар добавляет, сравнительно с (4Цар 14:7), что, кроме 10 000 убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы - способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк 4:29); у римлян обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы. В данном случае между (4Цар 14:7) и (2Пар 25:12) существует следующая разность: тогда как по 4Цар Амасия взял идумейский город Селу, греч. Петра, 2Пар упоминает лишь о скале, евр. села, LXX: του κρημνου, Vulg. petrae, слав. стремнины. Очевидно, обе книги здесь взаимно дополняют друг друга.
- 14-16. - Известие о поклонении Амасии каким-то богам Сеира, находящееся только во 2 Пар, характеризует нетвердость Амасии в вере Иеговы, тем более преступную, что проявилась она вскоре после дарованной ему Богом победы над идумеями. Возможно, что первоначально Амасия взял "богов сынов Сеира" и поставил их у себя только в качестве военных трофеев, памятников победы своей над Сеиром, а затем низошел до действительного поеклонения пред ними, за что и был обличен пророком, предсказавшим ему гибель вследствие его высокомерия.
- 17-24. - Сн. (4Цар 14:8-14), См. Толков. Библию т. II. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Ст. 20: "так как от Бога это..." - это замечание 2 Пар, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным спужением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона (Исх 14:4) и др., или в отношении неразумия Ровоама (3Цар 12:15) См. Толков. Библию т. II. Сильнее и, кажется, слишком резко выражает мысль свящ. писателя 2Пар Иосиф Флавий: "по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония" (). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого. Фарисеи иСаддукеи... Киев, 1905, с. 79 и д.). О положении Вефсамиса (ст. 21). См. замеч. к (Нав 15:10) и к (4Цар 14:13) Толков. Библият. I, II. О положении в древнем Иерусалиме ворог Ефремовых и Угольных, см. Толков. Библию II, 513. В дед Амасии назван Иоахазом - в принятом тексте евр. (Jehoachaz), LXX (Ιοαχαζ), Vulg. (Ioachaz) и русск. синод.; между тем всюду в 4 Царств и во 2 Пар, исключая лишь (2Пар 21:17) (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (сн. замеч. к (2Пар 21:17). В евр. код. 117, 188, 224 у Кенник. и 31, 196, 737 у Рооси стоит имя Охозия равно и в греч. код. 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в (2Пар 21:17) случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз). Ср. у проф. Гуляева, с, 557. Овед - Едом, слав. Авдедом. - вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма (1Пар 26:15) (Гуляев. там же).
- 25-28. - Сн. (4Цар 14:17-20) Толков. Библия т. II.
Ничего нет для сопоставления.