- 1-5. - О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. примеч. к (4Цар 14:21) -22; Толков. Библия т. II. Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в (4Цар 14:22), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. примеч. к (3Цар 9:26); Толков. Библия т. II), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи (2Пар 21:8,10); (4Цар 8:20) и после окончательно потерянного последней при Ахазе (4Цар 16:6). Кроме того, во 2Пар ст. 5 указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии; о нем ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отожествляли его с Захарией, сыном Иодая (2Пар 24:20-22) или произвольно считали сыном этого Захарии, см. Calmet, Блаж. Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из (Ис 8:2) Захарией, сыном Барахии. Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845-846. В принятом евр. тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) мебин бирот гаёлогим, сведущий в видении (или: видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в код. 19, 93, 108: του συνιετος τον Κυριον εν ορασει του Θεου. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, код. 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют (не бирот, в видами, а бырат в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: του συνιοντος εν τω φοβω Κυριον. Слав. разумеющего в страхе Господнем; русск. синод.: поучавшего страху Божию. Авторитет LXX и значительное число евр. код., согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в (Дан 1:17)
- 6. О положении филистимских городов Азота евр. Ашдод (Onomast. 36) и Гефа, евр. Гат (Onomast. 301) см. примеч. к (Нав 11:22) в Толков. Библии т. II. Иавнея (Иавнеил, Иамния), слав. Иавнир или Иамния (LXX Λεβνα, Ιαβνηρ, Ιαμνια), - тоже филистимский город, составлявший предел колена Иудина (Нав 15:11), Onomast. 533), недалеко от Иоппии (1Мак 10:69,75), в 240 стадиях от Иерусалима, в 12 милях от Диосполя (Лидда) и в 20 от Аскалона (по разрушении Иерусалима, здесь заседал Синедрион; в христианскую эпоху тут была епископская кафедра). Это покорение Озией филистимлян, снова освободившихся от иудейского господства при Ахазе (2Пар 28:18), - событие, совершенно не упомянутое в кн. Царств, по вероятному предположению некоторых экзегетов, имеется в виду у пророка Исайи (Ис 14:28)
- 7-8. - Подобным же успехом сопровождались столкновения Озии с аравитянами, жившими в местности Гур-Ваап (положение неизвестно, вероятно, не одно и то же с Гур (4Цар 9:27), где убит был Охозия, ср. Onomast. 356), и с меунитянами (жителями Маона) по LXX μιναοι слав. - минеи, Vulg. Ammonitae (ср. примеч. к (2Пар 20:1). Аравитяне в кн. Параралипоменон не раз называются в соединении с филистимлянами (2Пар 17:11); (2Пар 21:16); (2Пар 26:7). LXX: τους Αραβας τους κατοικουντας επι της Πετρας (слав: аравов, иже обитаху в камениях), по-видимому, разумели жителей каменистой Аравии с главным городом Петра (ср. (4Цар 14:7) Ср. блаж. Феодорита. Quaest in II Paral. XXVI. Curs. Complet Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 846). По Таргуму, Гур-Ваал тожественен с Гераром.
- 9-10. - О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия (Ос 8:14) и Исайя (Ис 2:7,14). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башки "над воротами угольными (на северо-западе Иерусалима) и над воротами долины (на западе города, близ нынешних Яффских ворот) и на углу" (ст. 9). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем израильским Иоасом (4Цар 14:13); (2Пар 25:23), - а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений. Затем с любовью поощряя развитие земледелия и скотоводства - главных источников жизни и благосостояния древних евреев, - Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей - построением сторожевых башней в степи, где пасся скот, для защиты от хищников и иссечением водоемов - как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. И. Флавий. . Проф. Олесницкий, на основании (2Пар 26:10), относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи. Ветхозаветный храм, с. 814, примеч.). "На низменности", евр. Шефела, LXX εν σεφηλα, Vulg. sephela, terra campestris, слав. Сефила, равная, напольная, поле, - одна из трех частей территории колена Иудина (Нав 10:40); Суд 1.9; (Иер 32:44); (Иер 33:13), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomast. 865. Ср. Толков. Библия II, с. 323- 361). На Кармиле. В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomast. 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илии - тетерь Джебел Кармаль; о положении этого Кармила см. в Толков. Библии т. II, с. 483. Другой Кармил - местность и город в нагорной части колена Иудина (Нав 15:55), упоминаемая в истории Саула и Давида (1Цар 15:12); (1Цар 25:2) и д.), к юго-востоку от Хеврона; см. Толков. Библию II, с. 336 и 404. В данном месте (2Пар 26:10) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации.
- 11-13. - Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела (о должности придворных писцов, евр. Соферим, см. примеч. к (3Цар 4:3) в Толков. Библии т II, с. 422), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр. шотер, LXX κριτης, Vulg. doctor, слав. Судия. Проф. А.А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: "хотя Маасея и называется здесь именем шотер, но должность шотеримов, или составителей генеалогий, иногда соединялась при царях с обязанностями дееписателя". ("Государственная летопись царей иудейских". Труды Киев. дух. Акад. 1879, № 8, с. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорной (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в (Исх 5:6) и д. (Втор 1:15); (Втор 20:5) и др.), но не может подлежать сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель (2Пар 26:1), сжатое и общее повествование об Озии (Азарин) 4 Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, - каким и мог Быть Маасея.
- 14-15. - Здесь впервые в Библии встречается известие об изобретении камнеметных и осадных орудий - "катапульт, баллист, таранов, осадных крюков и т.п." (И. Флавий. ). Известие это, из которого следует, что введение в практику военного искусства всех этих орудий не было изобретением греков и римлян, а ранее тех и других известно было на Востоке (Плиний присваивает этим орудиям сирийское происхождение), возбуждает некоторое недоумение ввиду отсутствия посторонних, внебиблейских свидетельств об употреблении упомянутых выше снарядов а библейские времена; по свидетельству Диодора Сицил., осада Ниневии длилась 7 лет именно вследствие отсутствия у осаждавших камнеметных орудий. Может быть, в данном месте 2Пар говорится о примитивных лишь орудиях указанного рода, которые, именно в силу своего первобытного несовершенства, не сделались достоянием истории военного искусства. (Изображения разного рода камнеметных орудий древности можно видеть в Die Israelitische Bibel, Bd. Ill, s. 1138 - Philippson'a). Слава о могуществе Озии, как в свое время и о его благочестивых и могущественных предках Асе и Иосафате (2Пар 14:14); (2Пар 20:29), распространилась далеко за пределы Иудейского царства.
- 16-20. - Однако Озия на устоял в своем прежнем (ст. 4-5) благочестии. Благополучие и счастье царствования ослепили Озию: в этом благополучии он не увидел побуждение благодарить Иегову, - как это подобало истинно теократическому царю, - а, напротив, нашел повод к самопревозношению и к святотатственному восхищению дара священства: инея, может быть, в виду обычай совмещения царской власти и жречества у многих народов, (напр., у древних римлян царь был вместе и pontifex maximus), Озия покусился совершить принадлежащие исключительно первосвященнику и священникам функции - вхождение в святилище (евр. гехал, т.е. "святое" - передняя или большая часть храма) и каждение там. Между тем в законе Моисеевом посторонним, несвященникам, запрещено было под страхом смерти (Исх 30:7,34-36); (Чис 18:7) Ср.Толк. Библия т. I), и фактическим свидетельством действительности подобной угрозы на все века оставались примеры: внезапной смерти Надава и Авиуда (Лев 10.1-4. Сн. Толков. Библия т. I), а также поражение проказой Мариами (Чис 12:10) Сн. Толков. Библия т. I). Участь последней постигла и царя Озию за его превозношение и святотатство. Иосиф Флавий, подробнее Библии - очевидно, по народным преданиям передающий это событие, дополняет рассказ библейский, во-первых, известием, что роковая попытка Озии "облачиться в священническое одеяние" и священнодействовать произошла "в день торжественного всенародного праздника"; во-вторых, сообщением, что, когда Озия на увещания первосвященника Азарии и священников отвечал угрозами, то "вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились, и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказой, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогой, отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстояние четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские дороги и парк, и засыпала их" (). Дополнение, делаемое И. Флавием к библейскому рассказу о поражении Озии проказой, именно упоминание этого историка о землетрясении, имевшем место в этом случае, - не может считаться за одну из встречающихся у И. Флавия поэтических прикрас в передаче библейского повествования, за попытку ввести натуральный элемент в библейский рассказ о чудесном поражении Озии; скорее землетрясение это - факт исторический: пророк Амоc (Ам 1:1) говорит о землетрясении при Озии, как общеизвестном событии, считавшемся своего рода эпохой; указание на это же землетрясение, хотя указание неясное и спорное, усматривают и в так называемой Силоамской надписи (открыта Шикком в 1880 г.), где (строка 3-я) упоминается о каком-то появившемся кипении в скале (проф. А.А. Олесницкий. Ветхозаветный храм, с. 813-814, примеч.). Нравственную сторону проступка Озии раскрывает св. И. Златоуст: "Озия, забывшись вследствие успеха своих дел и возгордившись счастьем, стал превозноситься выше своего достоинства. Быв царем, он подумал, что ему можно священнодействовать, вторгся во храм, вошел в святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, презирая слова священника. За такое бесстыдство Бог поразил его проказой на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, которую имел; ибо не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме". (Толков. на 6-ю главу пророка Исайи, п. 1. Беседы на разные места Священного Писания. Спб. 1861 г., т. I, с. 126).
- 21-23. - Что такое был "отдельный дом", бет гахофшит (или - по Кетиб-гахофшот), в котором жил Озия со дня поражения его проказой и до смерти, равно и вообще - о царствовании Озии и печальном конце его, см. примеч. к (4Цар 15:1-7) Толк. Библия II. Тогда как в (4Цар 15:6) источником сведений о царствовании Озии-Азарии названы "летопись царей иудейских", здесь (ст. 22), в качестве такого источника, указывается некоторое писание пророка Исайи. Конечно, это писание было совершенно отличным от канонической книги пророка Исайи произведением, - так как в пророческой книге Исайи есть лишь простое упоминание об Озии (Ис 1:1); (Ис 6:1), а упоминаемое здесь произведение заключало подробные сведения о продолжительном царствовании Озии, было, несомненно, летописного характера и могло составлять часть "летописи царей иудейских", бывшей, как мы говорили, произведением пророков (Толков. Библия т. II, с. 444).
Ничего нет для сопоставления.