Глава 3

  • 1.

    И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

    Семь звезд, как объяснили мы ранее, означают семь Ангелов; семь духов суть или те же семь Ангелов, или семь действий Животворящего Духа, потому что те и другие находятся во власти Христовой: одних Он держит как Владыка, а Другого Он есть податель, как с Ним единосущный. - Угрожает церкви за то, что она содержит одно имя живой веры, а в отношении дел добрых мертва.

  • 2.

    Ст. 2-3 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.

    Буди бдя. - Отряси, говорит, леностный сон и укрепляй членов своих, чрез неверие имеющих совершенно умереть: ибо не начинание благих дел венчает делателя, но совершение. - Итак, вспоминай, что ты принял и слышал, и сохрани полученное от Апостолов предание; в лености же своей покайся.

  • 3.

    Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.

    См. Толкование на (Откр 3:2)

    Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

    Прiиду на тя яко тать. И справедливо, потому что как смерть каждого, так и всеобщая кончина никому неизвестны. Для приготовившихся это послужит успокоением от трудов, а для застигнутых врасплох - это вор, приносящий душевную смерть.

  • 4.

    Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах; ибо они достойны.

    Но имаши мало, иже не осквернила риз своих. - То доброе приобрела ты, что некоторые из членов твоих не осквернили душевных одежд греховными делами; они, как сохранившие не скверною одежду нетления, в паки бытие облекутся со Мною в одежды светлые.

  • 5.

    Ст. 5-6 Побеждающий облечется в белые одежды: и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя Его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

    Побеждающий же вышеуказанною победою - одеждою своих добродетелей возсияет подобно солнцу и имя его не изгладится из книги живота. Будет он исповедан Мною пред Отцом Небесным и Ангельскими силами; подобно добропобедным Мученикам, как говорится в Евангелии, «возсияют праведницы яко солнце» (Матф 13:43)(Дан 12:3)).

  • 6.

    Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

    См. Толкование на (Откр 3:5)

  • 7.

    И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит.

    Ключем Давидовым названо царство Его, ибо ключ есть символ власти. Ключ книги псаломской и всякого пророчества есть Дух Святый, который отверзает сокровища знания. Первый ключ Христос имеет по человечеству, а второй по безначальному Божеству. А что в некоторых древних списках поставлено вместо «Давидов» слово «адов», так сим свидетельствуется власть Христа над жизнью и смертью. - Свят Он и истинен, как действительная святыня и самосущая истина.

  • 8.

    Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее, ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся Имени Моего.

    Из прежде писанного мы знаем, что по своей величине сей город был незначителен, но силен верою, почему и говорит ему: «вем твоя дела», т. е. похваляю, в таком именно смысле сказано и Моисею: «вем тя паче всех» - Отверз Я пред тобою дверь учительной проповеди, затворять которую искушения не могут. Удовлетворяюсь Я соизволением и не требую, что свыше сил.

  • 9.

    Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, познают, что Я возлюбил тебя.

    Се даю от сонмища сатанина. - В награду за исповедание Моего имени ты получишь обращение и покаяние Иудеев, которые припадут к ногам твоим, прося ко Мне приведения и Моего просвещения, в тайне сердца, а не явно иудействуя.

  • 10.

    Ст. 10-11 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прiидет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле. Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

    Годиною искушения назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда Римских правителей, от которого и обещает избавить сей город; иди разумеет всемирное, при кончине мiра, гонение верных антихристом. - От сего обещает освободить своих исповедников, восхищая их разрешением от сей жизни, чтобы не претерпели искушения более тех, кои могут перенести. - Правильно говорит, что скоро прiиду, ибо и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас «по скорби дней тех» (Мф 24:29)). - Посему предупреждает хранить сокровище веры нерасхищенным, чтобы кто либо не погубил венца терпения.

  • 11.

    Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

    См. Толкование на (Откр 3:10)

  • 12.

    Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон.

    Истинно сказал, что побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего: ибо победитель противных сил считается столпом и утверждением церкви, имеющим в ней, по словам Апостола, недвижное основание ((1 Кор 3:11) (Ефес 2:20) 1 Петр. 2, 6).

    И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

    И напишу на нем имя Бога Моего. - Напишу, говорит, на сердце такового столпа ведение Божественного имени и вышнего Иерусалима, чтобы духовными очами он увидел его красоты и Мое новое имя, которое познают святые в будущем веке. - Слова «Бога Моего» сказал об Отце, как непреложно восприявший плоть ради нас. - Иерусалим нисходит свыше, поскольку Божественное ведение, начинаясь от Ангелов, достигает до вас только при соединении с ними чрез главу нашу Иисуса Христа.

  • 13.

    Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

    Будем молиться, чтобы и нам получить таковое ухо.

  • 14.

    И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия.

    Верностью означается истина Христова, а еще точнее, - Он Сам, как самосущая истина. - Начаток создания употреблено вместо «царство и всего начало», владычествующее над тварями. Ибо начальство или начало создания есть причина начальная и несозданная, т. е. личина предначинающая.

  • 15.

    Ст. 15-16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

    И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.

  • 16.

    Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

    См. Толкование на (Откр 3:15)

    Ст. 16-17 То отвергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

    Как, говорит, не в меру теплое вызывает рвоту у принимающих его, так, и Я извергну тебя, подобно отвратительной пище, в вечное мучение: ибо ты, тернием богатства подавил семя Божественного слова (Лук 8:7), не видишь своей душевной нищеты и не сознаешь слепоты своих духовных очей и наготы в добрых делах.

  • 17.

    Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды »; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

    См. Толкование на (Откр 3:16)

  • 18.

    Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не была видна срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

    Если желаешь обогатиться, то советую тебе пламенным желанием и горящим сердцем приобрести у Меня, Обогатителя, золото переплавленное, т. е. очищенное огнем искушений. И от него будешь иметь в своем сердце сокровище некрадомое, облечешься в пресветлую одежду добродетелей, которою и покроешь происшедшую наготу греховную. - Коллурiй означает нестяжательность; ибо если дары помрачают очи на них смотрящих, то к дарам презрение поистине просветляет их.

  • 19.

    Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

    О, человеколюбие! С какою благостью соединяется обличение!

  • 20.

    Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною

    Се стою при дверех и толку. - Не насильственное, говорит, Мое присутствие: ибо Я толку в двери сердца и с отверзающими радуюсь о спасении их. - Спасение сiе считаю пищею и вечерею и питаюсь тем, что и они питаются и отгоняют глад слышания слова Божия.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 21.

    Ст. 21-22 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

    Престолом означается царство и покой будущего века; посему и говорит, что победившие врага прославятся и воцарятся вместе с Ним. - Якоже и Аз победих - сказано по человечеству ради принятия плоти. Ибо Бог-Слово получил царство не в награду за добродетели, но как Присносущный имел его от века. Если бы сiе было иначе, то не мог бы Он приобщать к оному других; а между тем по словам Богослова, сына Громова, Он, «от полноты Своей преподал его всем святым» (Иоан 1:16) (1 Тим 6:7) по той же причине сказал и святым Апостолам, что они «возсядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских» (Матф 19:28) (1 Кор 6:2) Так как Он, Бог и Предвечный Царь, ради нас сделался человеком и, кроме греха, воспринял все, что свойственно человеческой природе, то и победителям диавола преподал Свое, насколько людям возможно сiе принять. Посему Он, соделавший облака колесницею восхождения на небеса в Своем вознесении, восхитит в сретение Свое и Святых на облаках, как сiе утверждает Апостол (1 Сол. 4, 17). Имеющий прiити в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он даст Святым власть судить презревших и отвергнувших Божественное, поистине, и блаженнейшее рабство. «Не весте ли, яко ангелов (т. е. начальников тьмы) судити будем» (1 Кор. 6, 3), говорит Апостол. - Итак, имея столь человеколюбивого Судию, постараемся не лишиться Его милостей и благодеяний неуклонным исполнением боговдохновенных слов Соломоновых: «во всякое время да будут ризы твоя белы» (Еккл 9:8), т. е. не осквернены лукавыми деяниями. Поэтому, украсив, подобно невесте наши души, представим себя достойными для соединения с безсмертным Женихом и Царем; и тогда, с Ним совокупившись добродетелями, получим небесные блага от подателя их Христа Бога нашего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • 22.

    Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

    См. Толкование на (Откр 3:21)