- 1.
Ст. 1-2 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца
Тростью показывается, что все являющееся на небе, хотя у нас и неодушевленно, есть однако разумно, как-то: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слово: «востани и измерь церковь Божью» сказала данная ему трость, чем указывается на то, что храм Божий измеряется Ангельским разумением. Если же кто заметит, что сии слова он услышал от давшего же ему Ангела трость, тому ответим, что трость показывает соответствующую приемлющему меру разумения и знания, коего удостоятся все отличенные у Бога и Божиих Ангелов за добрые дела: ибо позна Господь сущия своя (2 Тим. 2, 19), говорит Божие Слово. - Следует знать и то, что некоторые под храмом Божиим разумели Ветхий Завет, а под внешним двором - Новый, неизмеримый по обилию в нем спасаемых; под сорока двумя месяцами - краткость времени до второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета. - Мы же думаем, что храмом Бога Живаго называется церковь, в которой приносим мы Богу словесные жертвы. Внешний двор - это общество неверующих и Иудеев, не удостоенных за нечестие Ангелъскаго измерения: позна Господь сущия своя, беззаконных же Всеведущий не знает. - А что Святый град, - новый ли Иерусалим или вселенская Церковь, будет язычниками попираем сорок два месяца, сие, думаю, означает, что в пришествие антихриста верные и твердые будут попираемы и гонимы три с половиною года.
Толкование на Апокалипсис.
- 2.
А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца
См. Толкование на (Откр 11:1)
- 3.
Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли
Многие из учителей думали, что сии два свидетеля, Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. - Облечетем во вретище они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом двух маслин и двух светильников (Захар, гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел.
Толкование на Апокалипсис.
- 4.
Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли
См. Толкование на (Откр 11:3)
- 5.
Ст. 5-6 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их, если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами - превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят
И иже восхощет обидети их. - О, дивная Божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагает врачевание. - Как лжехристос, обладающий всяким диавольским действом, во всех ложных знамениях и чудесах будет славнейшим из всех волхвователей и прелестников, так силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих Святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным или ударами наказующими: бездождием, огнем, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, ни мало не претерпев сами ни от него, ни от других даже до окончания своей проповеди.
Толкование на Апокалипсис.
- 6.
Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят
См. Толкование на (Откр 11:5)
- 7.
Ст. 7-8 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят
По возвещении об удалении от прельщения, зверь, т. е. антихрист, выйдя из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божiю попущению, убьет их и оставит тела непогребенными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство свое и престол царский на подобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, наш истинный Бог, чтобы и сим доказать, что он есть Христос, исполняющий пророческое слово: восстановлю скинию Давидову падшую и возгражду падшая ея (Амос 9:11), которое заблуждающиеся Иудеи принимают и относят к его пришествию.
Толкование на Апокалипсис.
- 8.
и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят
См. Толкование на (Откр 11:7)
- 9.
Ст. 9-10 И многие из народов и колен и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу; потому что два пророка сии мучили живущих на земле
Прельщенные ложными чудесами антихриста и неизгладимо написавшие имя его в сердцах своих Иудеи и язычники не позволят погребсти святых тел и возрадуются об избавлении и освобождении от наказаний, которые терпели для своего же вразумления, не размыслив, что Господь, кого любит, того наказывает, и бьет всякого сына, которого принимает (Евр 12:6), и браздами и уздою привлекает к себе не приближающихся к Нему (Пс 31:9) с тем, чтобы хотя по нужде возвратились к правому пути, с коего, быв обольщены, совратились. - Нам следует молиться Господу, говоря так: «благо нам, что мы пострадали, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71) возстанови нас, Боже спасения нашею, и прекрати негодование Твое на нас (Пс 84:5), и не входи в суд с рабами Твоими (Пс 142:2). Ибо судимы от Тебе, человеколюбивого Владыки, наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32), и за малое наказание избегнем вечных мучений, потому что богат в щедротах Ты, Христе Боже наш, и Тебе подобает благодарение, слава, честь и поклонение со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Толкование на Апокалипсис.
- 10.
И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле
См. Толкование на(Откр 11:9)
- 11.
Ст. 11-12 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога; и они оба стали на ноги свои, и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке.
Умерщвленные на столько же дней, сколько было лет их пророчествования, снова, к ужасу и страху видящих сие, взойдут на небо на владычней колеснице - облаке.
Толкование на Апокалипсис.
- 12.
И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке
См. Толкование на (Откр 11:11)
Ст. 12-13 И смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих
И в час той трус бысть велий. - Может быть, произойдет тогда землетрясение и чувственным образом; в духовном же смысле, думаем, означает сие переход колеблемых к твердости и постоянству. - Падение десятой части города - падение нечестия, неуцеломудреннаго их восхищением, тогда как некоторые спасутся. - Семь тысяч погибших - это привязавшиеся к седмеричному времени настоящей жизни и не ожидающие осьмаго - воскресения, которым надлежит им быть убитыми в геенне второю смертию, т. е. вечною мукою. А может быть, что семь тысяч будет Иудеев, покорившихся и уверовавших в антихриста.
Толкование на Апокалипсис.
- 13.
И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих
См. Толкование на (Откр 11:12)
Ст. 13-14 И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному. Второе горе прошло, вот, идет скоро третье горе
И даша славу Богу. Когда наказаны будут нечестивые и прославятся мученики Христовы, достойные спасения прославят Бога. - За вторым, говорит, бедствием придет третье чрез седьмую трубу.
Толкование на Апокалипсис.
- 14.
Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе
См. Толкование на (Откр 11:13)
- 15.
Ст. 15-18 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси, и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился.
Здесь снова говорит, что Святые Ангелы и жившие ангельски воссылают благодарение Богу, ибо ради нас, как человек, соизволил Он принять царство, которым, как Бог, обладал от начала, на неверных же народов, сим раздражившихся, как бы новым и странным учением, долго терпев, послал, наконец, наказание. Посему далее и говорит:
И разсвирепели язычники; и пришел гнев Твой, и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, Пророкам и Святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить погубивших землю.
Говоря о времени мертвых указывает на время воскресения мертвых, в которое каждому по делам будет дано соответствующее воздаяние. - Под Пророками, Святыми и боящимися Бога можно разуметь три степени людей: приносящих плод во сто, в шестьдесят и в тридцать, тогда как Апостолы получат первое место и сидение на двенадцати престолах, - Малыми и великими, думаем, называются или меньшие Святые и их превосходящие, или малыми - уничиженные грешники, а великими - праведники.
Толкование на Апокалипсис.
- 16.
И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу
См. Толкование на (Откр 11:15)
- 17.
говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился
См. Толкование на (Откр 11:15)
- 18.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю
См. Толкование на (Откр 11:15)
- 19.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град
Чрез отверзение неба и явление кивота указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, все сокрыты во Христе, в коем обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:3). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения.
Толкование на Апокалипсис.
- 13.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Андрей Кесарийский > Откровение Иоанна Богослова > Глава 11