Глава 14

  • 1.

    И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах

    Под Агнцем, без сомнения, разумеется Христос, Который стоит не на древней горе Сiонской, а в новом граде Бога Живаго. - Сто сорок четыре тысячи означают или многоплодие Апостольского семени, из коих в каждом благодать соделала двенадцать раз тысячу, т. е. совершенный плод веры спасаемых, или же новозаветных девственников, как по внутреннему, так и внешнему человеку, ибо в древности подвиг девства встречается только среди немногих. Посему сии тысячи должно считать особыми от показанных ранее и поименно совокупленных из всех колен Израильских, но о девстве которых не засвидетельствовано. Лица всех их запечатлены светом Божественного лица, по причине чего кажутся страшными для погибельных ангелов.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 2.

    Ст. 2-3 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома: и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами

    Шум многих вод, и грома и играющих на гуслях означает звучность и ясность песнопения Святых, а также стройность, благозвучность и гармонию их песни, оглашающей всю Церковь и собрание написанных на небеси первородных и как бы созвучием струн согласующейся с единодушием Святых, управляемых умерщвлением телесных похотей. - Сию, говорит, песнь никто другой, кроме их, выучить не может, так как даже самое ведение сообразуется с характером жизни, подобно тому как у слуг человеческих знание господских тайн является соразмерным с расположенностью и любовью к ним господ.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 3.

    Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами

    См. Толкование на(Откр 14:2)

    Ст. 3-5 И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники, это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим

    Думаем, что после поименованных двадцати четырех старцев сии преимуществуют пред прочими, как приобретшие девством и непорочностью языка и дел светлость добродетелей, по причине которой они научились новой песни, для многих неизвестной не только в настоящем, но и в будущем веке. Ибо хотя, по упразднении еже отчасти, и настанет тогда, по божественному Апостолу, совершенное знание (1 Кор. 13, 10), но при всем том откровение святых Божественных тайн будет сообразуемо с настоящею жизнью: ибо многи обители в дому Отца Моего (Иоан 14:2) и звезда от звезды разнится во славе (1 Кор 15:41) подобно как и в муках различия многие. - Да избавит от них всех нас Господь, и, по благодати Своей, да сопричтет к спасаемым, взирая не на множество грехов наших, но на Свои щедроты, по которым пришел на землю и за нас пролил честную Свою кровь, чтобы, омыв пороки и скверны, привести нас чистыми к Отцу, с Которым Ему, Начальнику жизни и спасения нашего, вместе со Пресвятым Духом подобает слава, держава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 4.

    Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу

    См. Толкование на (Откр 14:3)

  • 5.

    и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

    См. Толкование на (Откр 14:3)

  • 6.

    Ст. 6-7 И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу; ибо наступил час суда Его, и поклонитесь сотворившему небо и землю, и море и источники вод

    Середина неба указывает, во-первых, на высоту Ангела, а во-вторых, что явившийся Ангел есть небесный и послан возвести людей на небо, дабы соединить тело Церкви со Христом, Главою нашею. - Евангелие вечное указывает на то, что сие предопределено Богом от века. - Бойтесь, говорит, Бога, не страшитесь же антихриста, не могущего с телом погубить души и с дерзновением, по причине близости суда и воздаяния пожившим, противьтесь, ибо получил он власть только на короткое время.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 7.

    и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод

    См. Толкование на (Откр 14:6)

  • 8.

    И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы

    По значению имени, Вавилоном называют смешение настоящего мира и смущение житейское; о нем и говорит, что скоро падет или пресекнется. - Вино ярости любодеяния означает исступление ума от идолопоклонства, а также опьянение от всякого вообще греха, за которое, по слову Псаломскому, Бог потребит всякого любодеющего от Него (Пс. 72, 27). - Когда явится горний Иерусалим и беззаконники будут осуждены в огонь вечный, тогда сей Вавилон окончательно падет и истребится.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 9.

    Ст. 9-10 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред Святыми Ангелами и пред Агнцем

    Если, говорит, кто повинится зверообразному антихристу, и будет держаться его нечестивой жизни, и словом или делом провозгласит его богом, на что указывает делаемое на челе и руке начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений, растворенную, по праведному суду, и разбавленную не щедротами, но многообразными наказаниями. - Вином ярости называется наказание, которое есть следствие вина нечестия, опьяняющего пьющего: ибо кто чем согрешит, тем тот и наказывается.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 10.

    тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем

    См. Толкование на (Откр 14:9)

  • 11.

    И дым мучения их будет восходить во веки веков. Под дымом мучения разумеется или восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, или же происходящий дым от огня, которым наказываются отпадшие. - Из того, что дым восходит во веки веков, видим, что мучения грешных также бесконечны, как вечно блаженство праведников.

    И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его. И не имут покоя день и нощь. - О дне и ночи упоминает не потому, чтобы солнцем определялось течение будущего века, когда грешники не будут иметь покоя, но или по настоящему обычаю измерять время днями и ночами, или потому, что под днем разумеется вечная жизнь святых, а под ночью - мучения грешников, которые примут все диавольскими делами и хулением на Христа изображавшие в себе образ зверя и напечатлевшие в своем сердце его бесчестное имя, как досточестное.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 12.

    Здесь терпение Святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса

    Зде есть терпение Святых. - Нечестивые, говорит, подвергнутся в будущем веке вечным мучениям, а Святые здесь, в веке скоропреходящем, потерпевшие и исполнившие заповеди Божии и сохранившие веру во Христа несокрушимою, возрадуются.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 13.

    И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними

    Небесный глас не всех ублажает, но тех только, которые, умертвя себя для мiра, умирают в Господе, носят в теле своем мертвость Иисусову и состраждут со Христом. Для сих исход из тела, воистину, есть успокоение от трудов, а последствие подвигов - причина венцов и наград славы, которые многократно превосходят все, понесенные против невидимых сил, подвиги последователей Христа Бога нашего, так как, говорит Апостол, недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим 8:18) - В надежде удостоиться такой славы и мы должны непрестанно взывать к Богу: «приклони сердца наши во свиденiя Твоя, отврати очи еже не видети суеты (Пс. 118, 36-37), и не вниди во суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142:2), но призри на нас Твоими богатыми щедротами, ибо Твоя есть милость, и держава, и царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 14.

    И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп

    Под облаком разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: и взыде на Херувимы и лете (Пс 17:11). - Сидящiй на облаце и подобный Сыну человеческому есть Христос. - Венец на главе означает царскую власть Его над видимым и невидимым, золотой он, по причине высокой цены сего вещества у нас. - Серп остр означает кончину мира, которую Сам Господь назвал жатвою.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 15.

    Ст. 15-16 И вышел другой Ангел из храма, и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

    Великий вопль другого Ангела иносказательно означает моление всех небесных сил, желающих видеть почесть праведных и пресечение беззакония грешных, чем отвергнется все движимое и мимоходящее и откроется твердое и пребывающее. - А что изсше трава земная, сие означает, что наступило окончательное время, когда созревшее, подобно поспевшей пшенице, и земледельцу принесшее плод в тридцать, шестьдесят и во сто раз семя благочестия удостоено будет небесных житниц.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 16.

    И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата

    См. Толкование на(Откр 14:15)

  • 17.

    И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом

    Ангелом великого совета (Ис 9, 6) называется и Христос. Но сей Ангел, как видно из последующего, есть один из сил служебных. - Вышел он с острым серпом из церкве сущия на небеси, чтобы совершить посечение весьма нечестивых.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 18.

    И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозды винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

    Из слов «ин Ангел изыде от олтаря, имый область на огни» узнаем, что одни из поставленных над тварями Ангельских сил управляют водами, другие - огнем, иные же - другою какою-либо частью твари. А что сей поставлен над огнем, означает то, что он один из высших Ангелов и что дело его - наказывать, ибо громким голосом повелевает имеющему серп обрезать грозды земного винограда. - Гроздами означаются нечестивые и законопреступники, которые вместо вина веселья наполняют чашу гнева Божия и приносят благому делателю ярость змей и аспидов.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 19.

    И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия

    Точило ярости Божия есть уготованное диаволу и ангелам его место наказания; оно велико по причине множества в нем мучимых: ибо пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Матф 7:13).

    Толкование на Апокалипсис.

  • 20.

    И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

    Итак, вне города праведных попрано будет точило, ибо, по слову Пророка, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс 124:3) и обитание их, как и образ жизни, не будет смешано. - Кровью, проливаемою от попрания осужденных, называется праведный, неизменный и нелицеприятный суд Божий; кровь же грозда есть вино. Наполненное нерастворенным вином точило означает, что, по причине гнева Божия, наказание, воздаваемое его достойным, достигает даже до узд их, как неистовых коней, ибо в удовольствиях и законопреступлениях они не знали границ. - По причине полного их нечестия оно проходит чрез тысячу шестьсот шесть стадий. Ибо тысяча есть число совершеннейшее; в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, а шесть потому, что нечестивыми начинаниями оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть есть знамение числа дней творения, в которые устроен мир. Поистине вне небесного града Иерусалима место мучения, а также и тех, которые его заслужили. А что их кровь достигает даже до конских узд на тысячу шестьсот стадий, так сие образно означает, быть может, наказующих Ангелов, которые не редко в Священном Писании называются конями. Стоны ими мучимых достигают до узд, коими у Святых сил считается Божественное определение, управляющее ими при выполнении повеленнаго. У Аввакума., напр., говорится: всядеши на кони твоя (Аввак. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1, 8). - Сие можно разуметь и иначе. Поелику вдавшиеся в наслаждения сделались неистовыми конями, то за узду они взяты будут мучениями, т. е. муками будут удержаны, ибо не знали обуздания в удовольствиях. - Чрез тысячу же шестьсот шесть стадий уразумеваем, что, по причине преисполненного зла и мерзости в делах, величайшая пропасть отделяет праведников от грешников. Десяток сотен означает множество зла; шестерица их - усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.

    Толкование на Апокалипсис.