Глава 17

  • 1.

    Ст. 1-3 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее бдудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

    Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апостол говорит: и жена, юже видел eси, град есть великiй, иже имать царство над цари земными (Апок 17:18). Но о сем, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведен Духом. Пустынею в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что Апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. - Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на дiаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. - О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного Ангела.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 2.

    с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле

    См. Толкование на (Откр 17:1)

  • 4.

    И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом

    Облечена жена в багряницу и порфиру - сии принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и бисером.

    И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее

    Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. - Как некто сказал об Иове, что он пил поругание якоже воду (Иов 34:7)), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напоевается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 5.

    И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным

    Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение, она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 6.

    Ст. 6-7 Я видел, что жена упоена была кровью Святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов

    Из многих мест Писания можно видеть, что названия даются городам сообразно с их деяниями и жизнью. Посему и древний Вавилон так назван, и слышим, что веселящаяся блудница (т. е. увеселяющийся блудодеянием город) есть повелительница чародеев и волхвов, и о древнем Иерусалиме сказано: лице жены блудницы бысть тебе (Иерем. 3, 3), и прежний Рим в послании Петра называется Вавилином (1 Петр. 5, 13). Правильнее же и «Вавилоном и блудницей» называется город, имевший власть при Персах, и вообще всякий другой город, увеселяющийся убийствами и кровью. - Итак, увидя один из них осквернившимся кровями Святых, Евангелист весьма ужаснулся; но узнал от Ангела, что город, имевший власть всемирного царства, должен при кончине пострадать за беззакония, будет ли то державный город Персов, или возвративший прежнюю власть_ древний Рим, или же новый, или, если б кто вздумал разуметь, вообще царство, принимаемое, как говорено выше, за одно тело. Ибо знаем, что в каждом из них произведены разнообразные согрешения и пролития кровей Святых, хотя и не в одинаковой мере, - в одном больше, в другом меньше. И кто, например, исчислит кровь мучеников со времен Диоклитиана или их мучения в Персиде? А о происшедшем втайне при Иулиане и о предпринятом против христиан в новом Риме во времена арианства читающие знают из истории.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 7.

    И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов

    См. Толкование на (Откр 17:6)

  • 8.

    Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

    Зверь этот есть сатана, который, быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения креста. - Посему он был и действовал до креста, и нет его, поелику спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую чрез идолослужение имел над народами. - При кончине же придет указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но в свиней, или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездною иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке.

    И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

    По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям, удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 9.

    Здесь ум, имеющий мудрость

    Поскольку, говорит, духовно сказанное, то для разумения его нужна и мудрость духовная.

    Ст. 9-10 Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей

    Семь глав и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мiрским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждаемо мiрское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Екватанах владычество Мидян, царь коих Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского, за сим в Вавилоне утвердил Навуходоносор власть Халдеев, по поражении которых в Сузах восстановлено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром - царство Македонское. За сими в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всеобладания монархия Римская, поддерживавшаяся нечестивыми царями до Константина Великого. - С таким, думаем, значением представляются и семь царей, потому что разность родов нисколько не мешает тождественности мысли, хотя семь глав и рода женского, сем гор - среднего, а семь царей - мужеского. В Писании и очень часто имена приводятся совершенно безразлично, - имена мужские вместо женских, и наоборот, как, например: «Ефрем юница бодомая»,- а в другом месте: «Ефрем голубь не имый сердца» (Ос. 7, 11), и по Богослову: mpie суть свидетельствующии на земли, дух и вода, и кровь: и mpie во едино суть (1 Иоан. 5, 8), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (Притч 30:31). Итак, семью головами означены города, семью горами - семь состояний, по временам превосходивших остальное тело земли не положением местности и населенностью, но достоинством славы: в этом же смысле, как мы сказали, и царями назвал или прославленные царским председательством места или же первых в каждом из указанных прежде мест царей, обозначая именем их соответствующее царство, как то: именем Нина - царство Ассирийское, Арбака - Мидийское, Навуходоносора - Вавилонское, Александра - Македонское, Ромула - древне-Римское и Константина - ново-Римское.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 10.

    и семь царей

    См. Толкование на (Откр 17:9)

    Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть

    Под именем пяти царей, павших из числа семи, блаженный Ипполит разумеет века, из коих пять уже прошли, шестой, в который и видел сие Апостол, еще продолжается, а следующий и за шестью веками седьмой еще не наступил, но когда придет, продолжаться будет не долго. Если же принять мнение блаженного Иринея, что, как были созданы семь дней, так и семь небес и преимущих пред прочими семь Ангелов, то слушающим удобоприемлемыми покажутся и наши толкования, что семь царств суть те, которые были от начала мipa доселе; пять из них уже пали, шестое, при котором явлено откровение, было в древнем Риме, не наступившее седьмое - это в Риме новом. Хорошо было бы слово, если бы владычество всемирного Вавилона считать за непрерывное, даже до пришествия антихриста, царствование одного города, а последнее за мучительство антихристово, которое в сравнении с предыдущими царствованиями, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет, будет продолжаться недолго. При всем том всякое вообще временное число лет ничтожно в сравнении с бесконечным будущим царством Святых.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 11.

    И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель

    Зверь есть антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли, от седьмих же он, как появившийся от одного из сих царств. - Придет он не от какого-либо из упомянутых народа, но как царь Римский, явится же на погибель и пагубу ему покорившихся, а после сего сам пойдет в муку геенскую.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 12.

    И десять рогов, которые ты видел суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час

    И Даниил видел десять, предваряющих антихриста, рогов, из коих три проклятый искоренил вовсе, а остальные покорил себе. - Oдин час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, т. е. трехмесячный оборот солнца, после которого покорятся антихристу, как своему начальнику.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 13.

    Ст. 13-14 Они имеют одни мысли, и предадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные

    Сии едину волю имут. - И действительно, ибо никто не может служить двум господам (Mф. 6, 24). Посему и сопротивляются истинному Христу те, которые единомыслят в злом единомудрии и подчиняются антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божiй, поскольку воплощением от Него не отнято царство и господство над всем, победит их, чтобы к Своему царству приобщить и избранных.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 14.

    Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные

    См. Толкование на (Откр 17:13)

  • 15.

    Ст. 15-18 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями

    И глагола ми: воды, яже eси видел, идеже любодейца седит людие и народи суть, и племена и языцы. Так как сие изъяснил Ангел, то подробное о сем исследование совершенно излишне. Для меня однако кажется удивительным, как враг и мститель - дiавол поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетели Христа, Бога нашего, а также опустошить отступивший от Божественных заповедей и подчинившийся его прельщениям многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом, он, считающий опустошение поводом к радости, а посечение человеческой плоти своею пищею и утешающийся всегда распрями и несогласиями, даст свое согласие отступническим десяти рогам. - Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиях преобладающего тогда царства. - От испытания сих бед да избавит нас человеколюбец Бог и да вселит в небесный град - горний Иерусалим, в котором по Апостолу, Он Сам будет все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а верно и мудро ему служивших посадит и послужит им, т. е. предложит им наслаждение уготованными от создания мiра вечными благами. Сего наслаждения да сподобимся и мы во Христе, Спасителе и Искупителе душ наших; с Ним Отцу слава и держава, вместе со Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Толкование на Апокалипсис.

  • 16.

    И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне

    См. Толкование на (Откр 17:15)

  • 17.

    потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии

    См. Толкование на (Откр 17:15)

  • 18.

    Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

    См. Толкование на (Откр 17:15)