Глава 4

  • 1.

    После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

    Отверзенiе двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа, труба - сильный голос Открывающего, словами - «взыди семо» поведывается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным.

  • 2.

    Ст. 2-3 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящiй. И Сей Сидящiй видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

    И абiе бых в дусе. - Услышав, говорит, голос и объятый духом увидел я престол, которым означается Божие во Святых упокоение: ибо на них Он почивает, как на престоле. - Так как в этом видении представляет Отца, то не придает Ему, как прежде Сыну, признаков телесного образа, но уподобляет и сравнивает Его с драгоценными камнями. - Яспис, цветом зеленый означает то, что Божественное естество вечно цветущее, живоносно и пищеподательно, ибо изращает от Него траву, всякое семя, и, потому, страшно для противников. О ясписе говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, для нуждающихся же в духовном врачевстве - полезен. Великий Епифаний утверждает, что камень этот исцеляет происшедшая от меча опухоли и раны. - Дуга подобная видом смарагду указывает на разность в добродетелях чинов Ангельских.

  • 3.

    и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

    См. Толкование на (Откр 4:2)

  • 4.

    И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы.

    Некто из бывших прежде нас говорит, что под именем двадцати четырех старцев следует разуметь Авеля и двадцать других Святых Ветхого Завета и трех Нового. Это-ли мнение правильно, или же под означаемыми двадцатью четырьмя буквами лучше разуметь украшенных делами и словом, - пусть решит сам читатель. Сообразнее, кажется, понимать так: под двенадцатью первыми старцами разумеет просиявших в Ветхом Завете, а под двенадцатью другими - угодивших в Новом. 12-ть первых суть Патриархи - Родоначальники двенадцати колен, а двенадцать других - 12 Апостолов, которым, по их великой силе и премудрости, Господь обещал сидение на двенадцати престолах и некогда суть над Израилем. - Белые одежды - признак чистой жизни и вечного празднования и веселия, которого удостоятся Святые. - Золотые венцы - знак победы, одержанной подвизавшимися над злыми демонами.

  • 5.

    И от престола исходили молнии и громы и гласы.

    Здесь указывается на то, как страшен и ужасен Бог, для тех, которые недостойны Его долготерпения и пощады; для достойных же спасения молния и громы не составляют страха, но сладость и просвещение: одно просвещает их духовные очи, другое же услаждает слух.

    Ст. 5-6 И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу.

    Под семью духами Божiими должно разуметь или семь Ангелов, превосходящих прочих, как объясняет Ириней, или семь даров Животворящего Духа, о которых говорит Исаiя (11, 2). То и другое, думаю, не лишено достоверности. - Стеклянное море означает множество святых небесных сил, их чистоту и светлость, а также и невозмутимость будущей жизни; море, быть может, указывает и на небеса небес, которые, по свидетельству Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нас водами (Пс 148:4) (Дан 3:60)). Если кому думается, что кристалловидным называется существо небес, то нужно рассмотреть, не означается ли им самая сущность Богодвижимого пространства, имеющего блеск и сияние. Но точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния.

  • 6.

    и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу;

    См. Толкование на (Откр 4:5)

    И посреди престола и вокруг престола четыре животных исполненных очей спереди и сзади.

    Здесь указывается на престол, означающий царство и покой Бога, потому что в нем и вокруг него видел Серафимов, множество очей свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния: спереди и позади - т. е. Серафимы просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом.

  • 7.

    И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

    Эти четыре животные, думаем, те самые, которых видел Иезекииль (Iезек. 1, 6). Некоторым кажется, что четырьмя лицами обозначаются или четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божеское владычество над небесным, земным, морским и преисподним, или, как прекрасно полагают другие, четыре главнейшие добродетели и четыре Евангелия. Лев, как символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо он, говорит Ириней, описуя предвечное царство Его возвестил, что «в начале было Слово» (Иоан 1:1), телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, возвестившее законное и священническое родословие Христово; орел означает умеренность (утверждают, что ее он любит) и Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое пророческим духом человек - мудрость и Евангелие от Матфея, начинающееся повествованием о Христовом рождении по естеству, но не по закону. Сим, вероятно, знаменуется и домостроительство Христово: львом - как Царя, тельцом - как Первосвященника, лучше же - Жертвы, человеком - как воплотившегося нас ради и орлом - как подателя Животворящего Духа, сошедшего на нас свыше.

  • 8.

    И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей.

    Они, говорит великий Дионисий, двумя крылами покрывают лица, двумя - ноги, а средними летают, чтобы явно было их глубочайшее благоговоление к Откровению, с которым, обладая Божественным осиянием, нисходят к средним Божественным чинам.

    И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

    Покой сих святых небесных Сил состоит в том, что они непрестанно воспевают Божественные песнопения и Триипостасному Божеству приносят Трисвятую песнь. - Словами: иже бе сый и грядый (Вседержитель) означается Святая Троица.

  • 9.

    Ст. 9-10 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле Живущему во веки веков; тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков.

    Падоша двадесять и четыри старцы. Сими словами означается, что упомянутые нами старцы суть общники песнопения небесных сил, исповедующие, что силы для победы над духовными врагами получили от Бога.

  • 10.

    тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков,

    См. Толкование на (Откр 4:9)

    Ст. 10-11 И полагают венцы свои пред престолом, говоря: Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

    Поелику Ты, Владыка, говорят они, был виновник и податель славной победы, то Тебе же и должно быть воссылаемо благодарение от всех тварей.

  • 11.

    достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

    См. Толкование на (Откр 4:10)