Глава 7

  • 1.

    И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

    Хотя некоторые, разумея под четырьмя Божественными Ангелами то, что подвергающимся бедствиям никоим образом невозможно избежать гнева ни на земле, ни на море, и относят сие к случившемуся с Иудеями прежде от Римлян, но мы думаем, что все это в сильнейшей степени произойдет в пришествие антихриста и не в Иудейской, в частности, земле, а во всей, по четырем углам которой, говорит, будут стоять Ангелы, как совершители служения предназначенного им Богом, но для нас неизвестного. - Удержание ветров явно свидетельствует о разрушении подчинения твари и неизбежности зла, потому что все растущее на земле прозябает и питается ветрами, при содействии их же плавают и по морю.

  • 2.

    И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря.

    И видех иного Ангела, имуща печать Бога живаго,- Что некогда было открыто Иезекiилю о муже, облеченном в подир, т. е. в длинную льняную одежду и полагающем печать на лица стенящих (Иез 9:4), чтобы с неправедными не погубить и праведных (ибо и Ангелам неизвестны сокровенные добродетели Святых), то же самое открывается и Блаженному, когда высшим святым силам повелевается не делать ничего согрешившим до тех пор, пока не познают они служителей истины, отличенных запечатлением. Хотя отчасти сие случилось и прежде, когда уверовавшие во Христа в числе многих тысяч, как говорит о количестве их великий Иаков блаженному Павлу, избегли опустошения Иерусалима Римлянами, но преимущественно сбудется сие, как упомянуто, во времена пришествия антихристова, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово.

  • 3.

    Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

    Тварь, как бывшая ради нас, делается причастницею бедствий во времена нашего наказания, равно как и радуется со святыми, когда они прославляются. Отсюда получается, что и добродетельные нуждаются в Ангельской помощи пред наступлением напастей, по силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность. Если же некоторые остаются без помощи, так единственно по причине своего ея нежелания.

  • 4.

    Ст. 4-5 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч.

    Иуда переводится как исповедание, чрез которое бывают отличаемы спасаемые исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.

  • 5.

    Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч

    См. Толкование на (Откр 7:4)

    Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч.

    Рувим - сын видения, сим означаются приобретшие духовное видение сердечною чистотою.

    Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч.

    Гад - искушение, которым знаменуются прославленные за перенесение искушений, подобно Иову.

  • 6.

    Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч.

    Асир - блаженство, коим указывается на тех, которые за достойную жизнь получили владычнее блаженство, сподобились владычнего стояния одесную Христа и оказались сынами света и дня.

    Из колена Невфалимова запечатлено двенадцать тысяч.

    Невфалим - молитва, которою обозначаются прилепляющиеся к Богу непрестанною молитвою.

    Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч.

    Манассiя - забвение; это те, которые ради божественного угождения оставляют как все, что позади их, так и отеческие домы.

  • 7.

    Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч.

    Симеон - послушание, чем означаются оправдываемые за повиновение Божественным заповедям.

    Из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч.

    Левiй - приятный; это принятые Христом за священнодостойную жизнь. Левiй поставлен восьмым, так как истинное священство открывается после восьмого дня воскресения.

    Из долина Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч.

    Иссахар - награда, чем означаются получающие от Бога награду за добродетельное житие.

  • 8.

    Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч.

    Завулон - жилище силы или благоухание, коим означаются Христовым обитанием на страдания укрепленные и, как говорит Павел, сделавшиеся Его благоуханием (2 Кор. 2, 15).

    Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч.

    Иосиф - приложение; это те, которые вместе с царством небесным, как сказал Господь, получат в виде добавления и все необходимое в жизни.

    Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

    Вениамин - сын болезни, или сын дня или сын денницы, т. е. пополняющие число сие по причине сердечных скорбей или ранее из Иудеев уверовавшие и избегнувшие римского пленения или, что вероятнее, спасаемые из Иудеев чрез веру при кончине, ибо и Апостол говорит: «дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется» (Рим 11:25). Впрочем, можно принять то и другое. - Точное обозначение равенства спасаемых каждого колена, думается мне, указывает на многоплодие Апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на полную тысячу, дает указанные тысячи, ибо они были учениками семени, упавшего, по человеколюбию, на землю и произрастившего многоразличный плод всемирного спасения. - Да явно будет и то, что колено Даново, так как из него произойдет антихрист, с прочими не упомянуто, вместо его - Левiино, как издревле священническое, в число колен не входящее. По значению имен каждому из колен можно приложить некоторое рассуждение, как выше и сделано. Иосифа приводит вместо сына его Ефрема. Приведенное число полагается равным по причине древних двенадцати еврейских коленоначальников и поставленных вместо их, как упомянуто, князьями всей земли двенадцати Апостолов (Пс 44:17)), чрез которых спасаются Иудеи, находящиеся в земном рассеянии.

  • 9.

    Ст. 9-10 После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

    Это суть те, о которых говорит Давиду «изочту их и паче песка умножатся» (Пс 138:18),- которые прежде мученически пострадали за Христа и из всякого колена и племени имеющие в последние времена с мужеством принять страдания. - Излиянием своей крови за Христа одни из них убелили, другие же убелят одежды своих деяний, как имеющие в руках знаки победы - ветви полезных, правых и чистых, сердечных ФИНИКОВ, они ликуют вокруг Божественного престола Богоначального покоя и, будучи благодарными рабами, приписывают Подателю победу над демонами.

  • 10.

    И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

    См. Толкование на (Откр 7:9)

  • 11.

    Ст. 11-12 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пади пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь.

    Вот одна церковь Ангелов и людей! Ибо будут тогда сослужителями человеков и Ангелы, казавшиеся, как знаем сие о Данииле, страшными даже людям равноангельским. Ибо, по мнению некоторых святых, они видимы в свойственных им телах, или, по мнению других, как не подлежащие троякому измерению в длину, ширину и высоту, что свойственно вообще телам, являются не в своем естестве, но принимают вид и образ по произволению Божию. - Стоянием вокруг херувимов и старцев указывается на обширность почести тех, которые прославляются под означаемыми числом старцами; от всех сих возсылается Богу благодарение за Его ради нас Божественное о всей твари попечение.

  • 12.

    говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

    См. Толкование на (Откр 7:11)

  • 13.

    Ст. 13-14 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.

    Вопросами явившийся возбуждает блаженного к исследованию виденного; он, благоразумно сознаваясь в своем неведении, поучается явившимся.

  • 14.

    Я сказал ему: ты знаешь, господин.

    См. Толкование на(Откр 7:13)

    Ст. 14-15 И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои, и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

    Блаженны получившие за временные труды вечный покой и за страдания со Христом с Ним соцарствующие и Ему всегда сослужащие. - Слова: «день и нощь», указывает на непрерывность сего служения. Ибо там ночи не будет, но один день, освещаемый не чувственным солнцем, но духовным Солнцем правды. А, может быть, под ночью разумеются сокровенные и глубокие тайны, под днем - ясное и удобовосприимчивое. - Храм Бога есть тварь, обновляемая духом; но вероятнее те, которые сохранили залог Духа целым и неугасимым: в таких обещал Бог жить и походить (2 Кор. 6, 16).

  • 15.

    За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

    См. Толкование на(Откр 7:14)

  • 16.

    Они не будут уже ни алкать, ни жаждать.

    И правильно! Ибо будут иметь хлеб небесный и воду жизни.

    И не будут палить их солнце и никакой зной.

    Не будут также болеть и терпеть бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий прошло.

  • 17.

    Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

    Словами: «упасет я» означается то, что руководимые Христом не устрашатся тогда нападений волков, низвергнутых в неугасимый огонь, но невещественно будут пасомы на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, обозначенных водою, которою, кроме сего, указывается еще на обильное излияние Божественного Духа. И Господь сказал о верующем, что реки от чрева его истекут воды живы ((Иоан 7:38)); ею тогда обильно питаемые Святые, приобретши, по прекращении частного знания, совершенное ведение и, освободившись от тления и изменения, будут пребывать в бесконечном веселии и радости.