- 1. Давида.
- 2. Я кажу Господеві: “Ти - мій Господь, -добро моє; немає нічого над тебе.”
- 3. До святих, що на землі: до шляхетних - уся моя любов до них.
- 4. Помножують собі страждання тії, що йдуть за іншими богами. Я не проллю їхніх ливних жертв з крови, не спом'яну імен їхніх моїми устами.
- 5. Господь - частка моєї спадщини й моєї чаші: ти держиш мою долю.
- 6. Спадщина випала мені в гарних околицях, і частка моя подобається мені вельми.
- 7. Благословляю Господа, що дав мені пораду, що й уночі навчає мене моє серце.
- 8. Господь - передо мною завжди; тому що він у мене по правиці, не захитаюсь.
- 9. Тим то й радується моє серце, і душа моя весела, і тіло моє спочине безпечно.
- 10. Бо не покинеш душі моєї в Шеолі і не даси твоєму побожному уздріти зітління.
- 11. Ти мені стежку життя покажеш, повноту радощів, що в тебе; блаженство по твоїй правиці вічне.
1."Правду мою" - мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва "из уст нелживых", - она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений.2."Суд" - определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде ("да воззрят очи Твои на правоту").3."Посетил меня ночью", ночь - символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен "правде", своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия.4."В делах человеческих". Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. - "По слову уст Твоих" - согласно с Твоими заповедями "я охранял себя от путей притеснителя" - Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.
Под "словами уст" можно разуметь и Божественное назначение Давида на царство, послужившее основной причиной гонений на него со стороны Саула. В этом случае означенный стих можно передать так: вследствие Твоего помазания и назначения меня на престол, я мог бы составлять партии и собирать вокруг себя сторонников для насильственного низложения Саула, но я избегал быть начальником, притеснителем.5.Давид молит Бога, чтобы и на последующее время Господь не оставлял его своей защитой, давая ему тем возможность укрепляться в преданности Ему ("утверди мои шаги на путях Твоих" - заповедях), чтобы ему неуклонно, без колебаний следовать Ему, а не "делам человеческим".7."Яви дивную милость" - равносильно чудесно избавь, что указывает на тяжелое и безвыходное положение Давида во время этих гонений. Под "десницею Божией" разумеется определение Бога относительно Давида, по которому он получил помазание на царство и должен быть царем еврейского народа.
Противящимися этой деснице были Саул и его приближенные, видевшие в Давиде не помазанника Божия на царство, а незаконного соискателя престола.10.Враги, нападающие на Давида, т. е. причинившие ему страдания, покушаются на его жизнь; "они заключились в туке", закрыли свой жир; "надменно говорят". Этими словами характеризуются враги Давида, пользовавшиеся полным довольством, от которого ничего не давали бедным ("заключились в туке"). Вследствие сосредоточенности в их руках довольства и силы они сделались гордыми и заносчивыми.11."Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю" - напрягают зрение, изыскивают способы свалить Давида на землю, низвергнуть, погубить его. Известны разнообразные попытки Саула схватить и убить Давида.12.К числу этих попыток, помимо открытого преследования, относятся и скрытые, тайные выслеживания и подстерегания Давида, приравнивающие врагов Давида к хищным животным, выслеживающим свою добычу.13."Воскресни, предупреди и низложи", - восстань Господи, на мою защиту, предупреди нападения врагов и тем помешай их успеху надо мною.14.Господи, спаси "от людей мира, которых удел в этой жизни", т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел - земля даже тогда, когда Ты "наполняешь их чрево" сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так, и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время.15.Преследование Саула и вынужденное бегство Давида лишают последнего возможности безбоязненно и открыто посещать скинию ("взирать на лице Твое"). Невозможность для Давида посещать богослужение была большим и тяжелым для него, как человека благочестивого, лишением; в спасении от врагов он получит возможность удовлетворить своим религиозным запросам "насыщаться образом" Божиим, быть и молиться при скинии.



