< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102

Глава 77

  • Закрыть сопоставления
  • 1. {To the chief Musician. On Jeduthun. Of Asaph. A Psalm.}<br>
    My voice is unto God, and I will cry; my voice is unto God, and he will give ear unto me.
  • 2. In the day of my trouble, I sought the Lord: my hand was stretched out in the night, and slacked not; my soul refused to be comforted.
  • 3. I remembered God, and I moaned; I complained, and my spirit was overwhelmed. Selah.
  • 4. Thou holdest open mine eyelids; I am full of disquiet and cannot speak.
  • 5. I consider the days of old, the years of ancient times.
  • 6. I remember my song in the night; I muse in mine own heart, and my spirit maketh diligent search.
  • 7. Will the Lord cast off for ever? and will he be favourable no more?
  • 8. Hath his loving-kindness ceased for ever? hath [his] word come to an end from generation to generation?
  • 9. Hath �God forgotten to be gracious? or hath he in anger shut up his tender mercies? Selah.
  • 10. Then said I, This is my weakness: -- the years of the right hand of the Most High
  • 11. Will I remember, -- the works of Jah; for I will remember thy wonders of old,
  • 12. And I will meditate upon all thy work, and muse upon thy doings.
  • 13. O God, thy way is in the sanctuary: who is so great a �god as God?
  • 14. Thou art the �God that doest wonders; thou hast declared thy strength among the peoples.
  • 15. Thou hast with [thine] arm redeemed thy people, the sons of Jacob and Joseph. Selah.
  • 16. The waters saw thee, O God, the waters saw thee; they trembled, yea, the depths were troubled:
  • 17. The thick clouds poured out water; the skies sent out a sound, yea, thine arrows went abroad:
  • 18. The voice of thy thunder was in the whirlwind, lightnings lit up the world; the earth was troubled and it quaked.
  • 19. Thy way is in the sea, and thy paths are in the great waters; and thy footsteps are not known.
  • 20. Thou leddest thy people like a flock by the hand of Moses and Aaron.

1."Внимай, народ", "приклоните ухо" - внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.

2."Притча" - краткое изречение; "гадание" - тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.

5."Он постановил устав в Иакове, положил закон в Израиле" - Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

8.Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.

9-11.- К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было - практическим неверием.

12."Поле Цоан" - главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.

18.Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне "искушали Бога в сердце" - обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.

24-25.- Манна называется "хлебом небесным", так как была послана с неба. - "Хлеб ангельский ел человек", т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она "подаваема была ангелами" (блаж. Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

27."Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых" - обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.

34.Как только евреев постигали бедствия, они "с раннего утра", тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

36."Льстили Ему устами своими и языком лгали пред Ним", означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.

49."Посольство злых ангелов" - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

60-61.- "Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою", т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (см. (1Цар 4:21); (1Цар 5:1).

63."Девицам его не пели брачных песен" - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

64."Священники его падали от меча" - разумеется смерть Офни и Финееса.

67-68.- Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

69."Устроил, как небо, святилище Свое". Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой - небесной. Пребывание Господа на Сионе - вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.

70-72.- В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ("взял от дворов овчих"), чистота нравственная ("чистота сердца") и мудрость ("руками мудрыми водил евреев"). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением - гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.