< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104

Глава 79

  • Закрыть сопоставления
  • 1. {A Psalm of Asaph.}<br>
    O God, the nations are come into thine inheritance: thy holy temple have they defiled; they have laid Jerusalem in heaps.
  • 2. The dead bodies of thy servants have they given to be meat unto the fowl of the heavens, the flesh of thy saints unto the beasts of the earth:
  • 3. Their blood have they shed like water round about Jerusalem, and there was none to bury [them].
  • 4. We are become a reproach to our neighbours, a mockery and a derision to them that are round about us.
  • 5. How long, O Jehovah? wilt thou be angry for ever? Shall thy jealousy burn like fire?
  • 6. Pour out thy fury upon the nations that have not known thee, and upon the kingdoms that call not upon thy name:
  • 7. For they have devoured Jacob, and laid waste his habitation.
  • 8. Remember not against us the iniquities of [our] forefathers; let thy tender mercies speedily come to meet us: for we are brought very low.
  • 9. Help us, O God of our salvation, because of the glory of thy name; and deliver us, and forgive our sins, for thy name's sake.
  • 10. Wherefore should the nations say, Where is their God? Let the avenging of the blood of thy servants that is shed be known among the nations in our sight.
  • 11. Let the groaning of the prisoner come before thee; according to the greatness of thine arm, preserve those that are appointed to die;
  • 12. And render unto our neighbours, sevenfold into their bosom, their reproach, wherewith they have reproached thee, O Lord.
  • 13. And we, thy people and the sheep of thy pasture, will give thanks unto thee for ever; we will shew forth thy praise from generation to generation.

2.Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - "Восседающий на Херувимах". Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва "яви Себя" означает - поспеши придти со Своею помощью.

3.Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая - нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.

4.Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. 4, 8 и 20. - "Восстанови" - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.

5."Гневен к молитвам" - не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.

6."Напитать хлебом слезным, напоить слезами" - не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями.

9."Виноградной лозой" называется еврейский народ, выведенный из Египта. - "Выгнал народы, посадил ее" - разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.

11-12.- Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; "горы покрылись тенью", они касались гор идумейских с юга; "ветви ее как кедры", которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. "Ветви свои до моря" Средиземного, западная граница; "отрасли свои до реки" - Евфрата - восточная граница.

13-14.- Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян. Враги сравниваются с "лесным вепрем", с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник.

15."Обратись" - взгляни милостиво, защити.

16."Отрасли", - т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама.

18."Муж десницы" - излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был "Вениамин" (см. (Втор 31:12). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. "Сын человеческий" - весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте (см. (Исх 6:22); пр. (Ос 11:1). - "Которого Ты укрепил Себе" - избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов. Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать "руку", т. е. помочь.

19."Оживи". Это выражение относятся к Израилю, который изображается мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о "милостивой руке Господа", которая бы оживила и воскресила это царства.