< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 28

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Surely there is a mine for silver, And a place for gold which they refine.
  • 2. Iron is taken out of the earth, And copper is molten out of the stone.
  • 3. [Man] setteth an end to darkness, And searcheth out, to the furthest bound, The stones of obscurity and of thick darkness.
  • 4. He breaketh open a shaft away from where men sojourn; They are forgotten of the foot; They hang afar from men, they swing to and fro.
  • 5. As for the earth, out of it cometh bread; And underneath it is turned up as it were by fire.
  • 6. The stones thereof are the place of sapphires, And it hath dust of gold.
  • 7. That path no bird of prey knoweth, Neither hath the falcon’s eye seen it:
  • 8. The proud beasts have not trodden it, Nor hath the fierce lion passed thereby.
  • 9. He putteth forth his hand upon the flinty rock; He overturneth the mountains by the roots.
  • 10. He cutteth out channels among the rocks; And his eye seeth every precious thing.
  • 11. He bindeth the streams that they trickle not; And the thing that is hid bringeth he forth to light.
  • 12. But where shall wisdom be found? And where is the place of understanding?
  • 13. Man knoweth not the price thereof; Neither is it found in the land of the living.
  • 14. The deep saith, It is not in me; And the sea saith, It is not with me.
  • 15. It cannot be gotten for gold, Neither shall silver be weighed for the price thereof.
  • 16. It cannot be valued with the gold of Ophir, With the precious onyx, or the sapphire.
  • 17. Gold and glass cannot equal it, Neither shall it be exchanged for jewels of fine gold.
  • 18. No mention shall be made of coral or of crystal: Yea, the price of wisdom is above rubies.
  • 19. The topaz of Ethiopia shall not equal it, Neither shall it be valued with pure gold.
  • 20. Whence then cometh wisdom? And where is the place of understanding?
  • 21. Seeing it is hid from the eyes of all living, And kept close from the birds of the heavens.
  • 22. Destruction and Death say, We have heard a rumor thereof with our ears.
  • 23. God understandeth the way thereof, And he knoweth the place thereof.
  • 24. For he looketh to the ends of the earth, And seeth under the whole heaven;
  • 25. To make a weight for the wind: Yea, he meteth out the waters by measure.
  • 26. When he made a decree for the rain, And a way for the lightning of the thunder;
  • 27. Then did he see it, and declare it; He established it, yea, and searched it out.
  • 28. And unto man he said, Behold, the fear of the Lord, that is wisdom; And to depart from evil is understanding.

1.серебра есть источная жила", - евр. "моца", - место, из которого что-либо выходит естественным путем (Иов 38:27); (3Цар 10:28), и золота место, где его плавят", - евр. "йазоку". - очищают от примесей (1Пар 28:18); (Пс 11:7); (Мал 3:3).

2.Железо добывается из недр земли, и "из камня выплавляется медь", из брошенных в плавильную печь металлических глыб силою огня выплавливается медная масса.

3.Металлы сокрыты в земле, но человек умеет находить их. Для этого он проникает в недра земли, вносит необходимое при добывании металлов освещения туда, где прежде царила тьма.

4.Шахты или колодцы вырываются вдали от обитаемых мест, и рабочие, спускаясь и них при помощи веревок или других приспособлений, неизбежно должны висеть в воздухе.

5-6.- Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки.

7-8.- Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: "хищная птица") и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы.

9-11.- При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7-8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, "в скалах просекает каналы" (евр. "jeorim"), - галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду.

12.Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. "хокма"), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.

13-14.- Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли ("земля живых" ср. (Пс 26:13); (Ис 38:11), подземные воды (евр. "тегом", ср. (Быт 49:25) и омывающий землю океан.

15-19.- Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14-15), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. "дегор" ст. 15, ср. 3Цар 6.30;20-21), за ониксы (евр. "тогам" - берилл, смарагд), за кристаллы (евр. "зекукит", - стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы - евр. "габиш" упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. "рамот", ср. (Иез 27:16), за кристаллы (синодальное - "жемчуг") и красный коралл (евр. "пениним", русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. "тедат", - (Исх 28:17); (Иер 28:18), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому "питедат", название "pita").

20.Если человек не и состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13-14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14-19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?

21-22.- Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).

23-24.- Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему (Вар 3:31-32) и всеведущему Богу.

25-27.- Она известна Ему со времени творения мира. Когда Господь "ветру полагал вес", т. е. определял степень его силы и слабости, распределял по земле водную массу, устанавливал законы явления дождя, тогда Он "видел премудрость" (ст. 27), - созерцал ее, как идеал, прототип создаваемого; "явил" - проявил, осуществил в созданной природе, последняя стала ее раскрытием; "приготовил", - установил в качестве незыблемого закона, определив тем самым характер дальнейшего существования всего сотворенного, и, наконец, "испытал" способности к дальнейшему саморазвитию (ср. Притч 8.22-30; (Прем 9:9).

28.Осуществив при творении мира содержание премудрости, - совокупности Своих идей о нем, Господь указал, в чем состоит норма человеческой жизни. Соответствуя ей, человек соответствует своей идее и принимает участие в общемировой премудрости. - "Вот, страх Господень..." см. толкование (Иов 1:1)