< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 37

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Yea, at this my heart trembleth, And is moved out of its place.
  • 2. Hear, oh, hear the noise of his voice, And the sound that goeth out of his mouth.
  • 3. He sendeth it forth under the whole heaven, And his lightening unto the ends of the earth.
  • 4. After it a voice roareth; He thundereth with the voice of his majesty; And he restraineth not [the lightnings] when his voice is heard.
  • 5. God thundereth marvellously with his voice; Great things doeth he, which we cannot comprehend.
  • 6. For he saith to the snow, Fall thou on the earth; Likewise to the shower of rain, And to the showers of his mighty rain.
  • 7. He sealeth up the hand of every man, That all men whom he hath made may know [it].
  • 8. Then the beasts go into coverts, And remain in their dens.
  • 9. Out of the chamber [of the south] cometh the storm, And cold out of the north.
  • 10. By the breath of God ice is given; And the breadth of the waters is straitened.
  • 11. Yea, he ladeth the thick cloud with moisture; He spreadeth abroad the cloud of his lightning:
  • 12. And it is turned round about by his guidance, That they may do whatsoever he commandeth them Upon the face of the habitable world,
  • 13. Whether it be for correction, or for his land, Or for lovingkindness, that he cause it to come.
  • 14. Hearken unto this, O Job: Stand still, and consider the wondrous works of God.
  • 15. Dost thou know how God layeth [his charge] upon them, And causeth the lightning of his cloud to shine?
  • 16. Dost thou know the balancings of the clouds, The wondrous works of him who is perfect in knowledge?
  • 17. How thy garments are warm, When the earth is still by reason of the south [wind]?
  • 18. Canst thou with him spread out the sky, Which is strong as a molten mirror?
  • 19. Teach us what we shall say unto him; [For] we cannot set [our speech] in order by reason of darkness.
  • 20. Shall it be told him that I would speak? Or should a man wish that he were swallowed up?
  • 21. And now men see not the light which is bright in the skies; But the wind passeth, and cleareth them.
  • 22. Out of the north cometh golden splendor: God hath upon him terrible majesty.
  • 23. [Touching] the Almighty, we cannot find him out He is excellent in power; And in justice and plenteous righteousness he will not afflict.
  • 24. Men do therefore fear him: He regardeth not any that are wise of heart.

1-5.- Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.

1.Гроза с сопровождающими ее громом и молниею - предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9,16-17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5); (Иез 2:1); (Дан 10:7-8).

2.Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28:1), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.

3.Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.

4.За молнией следует гром, и "он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан", т. е. за громом вновь - молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.

5.Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ("дивно", ср. (Пс 64:6); (Пс 64:14); (Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.

6-8.- К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, - между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол "хатам" - "полагать печать" в (Иов 9:7); (Откр 20:2-3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20-2).

9.Зима - время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими "гахедер", - из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах (Зах 9:1) называется в Талмуде "землею юга", - с юга (Ис 21:1); (Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от "миммезарим", - от севера.

10.Под влиянием холодных ветров ("от дуновения Божия"; ср. (Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ("сжимается"), - затвердевает.

11-13.- Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального "или в благоволение" должно стоять: "или для Своей земли": дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.

14-18.- Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез 28:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

19.Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. (Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: "но желает ли человек быть уничтоженным?" (буквальное чтение второй половины стиха).

21.Правильное чтение данного стиха такое: "и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их". Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.

22.Вместо "светлая погода" в буквальное переводе с еврейского должно читаться: "золото приходит с севера". Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12-16), то они недоступны смертным - "окрест Бога страшное великолепие".

23.Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.

24.И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. "Бог не смотрит ни на кого из мудрых" (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.