- 1. <To the chief music-maker. After Jeduthun. Of Asaph. A Psalm.><br>
I was crying to God with my voice; even to God with my voice, and he gave ear to me. - 2. In the day of my trouble, my heart was turned to the Lord: my hand was stretched out in the night without resting; my soul would not be comforted.
- 3. I will keep God in memory, with sounds of grief; my thoughts are troubled, and my spirit is overcome. (Selah.)
- 4. You keep my eyes from sleep; I am so troubled that no words come.
- 5. My thoughts go back to the days of the past, to the years which are gone.
- 6. The memory of my song comes back to me in the night; my thoughts are moving in my heart; my spirit is searching with care.
- 7. Will the Lord put me away for ever? will he be kind no longer?
- 8. Is his mercy quite gone for ever? has his word come to nothing?
- 9. Has God put away the memory of his pity? are his mercies shut up by his wrath? (Selah.)
- 10. And I said, It is a weight on my spirit; but I will keep in mind the years of the right hand of the Most High.
- 11. I will keep in mind the works of Jah: I will keep the memory of your wonders in the past.
- 12. I will give thought to all your work, while my mind goes over your acts of power.
- 13. Your way, O God, is holy: what god is so great as our God?
- 14. You are the God who does works of power: you have made your strength clear to the nations.
- 15. With your arm you have made your people free, the sons of Jacob and Joseph. (Selah.)
- 16. The waters saw you, O God; the waters saw you, they were in fear: even the deep was troubled.
- 17. The clouds sent out water; the skies gave out a sound; truly, your arrows went far and wide.
- 18. The voice of your thunder went rolling on; the world was flaming with the light of the storm; the earth was shaking.
- 19. Your way was in the sea, and your road in the great waters; there was no knowledge of your footsteps.
- 20. You were guiding your people like a flock, by the hand of Moses and Aaron.
1."Внимай, народ", "приклоните ухо" - внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.2."Притча" - краткое изречение; "гадание" - тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.5."Он постановил устав в Иакове, положил закон в Израиле" - Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.8.Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.9-11.- К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было - практическим неверием.12."Поле Цоан" - главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.18.Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне "искушали Бога в сердце" - обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.24-25.- Манна называется "хлебом небесным", так как была послана с неба. - "Хлеб ангельский ел человек", т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она "подаваема была ангелами" (блаж. Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.27."Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых" - обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.34.Как только евреев постигали бедствия, они "с раннего утра", тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.36."Льстили Ему устами своими и языком лгали пред Ним", означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.49."Посольство злых ангелов" - не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.60-61.- "Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою", т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (см. (1Цар 4:21); (1Цар 5:1).63."Девицам его не пели брачных песен" - в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.64."Священники его падали от меча" - разумеется смерть Офни и Финееса.67-68.- Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.69."Устроил, как небо, святилище Свое". Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой - небесной. Пребывание Господа на Сионе - вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.70-72.- В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ("взял от дворов овчих"), чистота нравственная ("чистота сердца") и мудрость ("руками мудрыми водил евреев"). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением - гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.



