< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим

    Зачем евангелист говорит и о месте, и о времени, и о сане Ирода? – О месте, чтобы показать, что исполнилось пророчество Михея, который сказал: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ((Мих 5:2)). О времени, чтобы равным образом показать, что исполнилось пророчество Иакова, сказавшего: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему ((Быт 49:10)). Когда должен был родиться Христос, не было уже князя от Иуды, а управлял иудеями иноплеменник, идумеянин Ирод. О сане же Ирода говорят, потому что был другой Ирод четвертовластник, убивший Предтечу.

    Волхвы эти были персы, потому что персы больше других народов занимались волхвованием. Смотри, как вначале еще открывается язычникам дверь веры в посрамление иудеям. Так как они, слушая пророков, которые предвозвестили пришествие Христа, обращали на это мало внимания, то, по Домостроительству Божию, пришли варвары, и притом волхвы, из далекой страны и научили их тому, чему они не пожелали научиться от своих пророков, чтобы они были лишены всякой защиты, если бы еще пожелали спорить. И что они могли бы сказать, когда волхвы поверили от видения одной звезды, а они не поверили стольким пророкам?

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 2.

    глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский; видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему

    И откуда они узнали, что эта звезда открывала рождение Царя Иудейского? Происходя из рода астролога Валаама и унаследовав его писания, они знали, что он сказал: возсияет звезда от Иакова, и возстанет человек от Израиля ((Числ 24:17)). Из этого пророчества они узнали, что от иудеев должен произойти Царь, высокий и светлый подобно звезде. И с тех пор они наблюдали звезды; но в это время, увидев эту необычайную и только что явившуюся звезду, нисколько не медля, они пришли поклониться Рожденному, чтобы еще с детства расположить Его к дружбе, и узнав, Кто есть такой, в каком городе родился, иметь Его своим другом, когда возрастет. До самой Палестины путь указывала им звезда, а когда они приблизились к Иерусалиму, то уже не видели ее более. Это произошло для того, чтобы потеряв путеводителя, они вынуждены были спрашивать, чтобы таким образом было открыто, что родился Христос, и чтобы впоследствии иудеи не могли сказать: мы не знаем, родился ли Он. Звезда же открыла Христа для того, чтобы исполнилось пророчество Валаама. Так как пророки, предвозвещавшие иудеям Христа, не могли убедить их, то необходимо было, чтобы звезда указала язычникам на Солнце Правды, воссиявшее от земли; ни пророка, ни Ангела они не видели, чтобы других научать. Одни только персы заметили ту звезду, так как они с детства занимались весьма прилежно астрологией; однако не все персы видели, потому что не все были одинаково проницательны и не все одинаково могли поверить.

    Против тех, которые поставляют эту звезду под защиту естествословия, нужно сказать, что это была звезда не по природе, а только по виду, а именно какая-то божественная сила явилась в образе звезды. И это видно из многих обстоятельств. Прежде всего – из пути. Между тем как все звезды идут от востока к западу, эта звезда неслась от севера к югу: такое положение занимала Палестина по отношению к Персии. Во-вторых – из блеска. Тогда как никакой звезды нельзя видеть днем по причине превосходства солнечного света, – только эту, являющуюся днем, солнце не могло скрыть. В-третьих, из того, что она, смотря по надобности, появлялась и опять скрывалась. Так, она явилась и указывала им путь до Палестины; а когда они пришли в Иерусалим, скрылась; затем опять показалась, когда они вышли из Иерусалима, так что она совершала движение свое смотря по их нуждам: когда они шли, она двигалась вперед, а когда они останавливались и она стояла. В-четвертых, из того, что она шла близко от земли; а если бы неслась высоко, весьма близко к другим звездам, то не показала бы пещеры; теперь же придя, остановилась над тем местом, где был Младенец.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 3.

    Слышав же Ирод царь смутился, и весь Иерусалим с ним

    Ирод, конечно, смутился, боясь за царскую власть свою и своих сыновей; но отчего смутился весь город, так называемый Иерусалим? Напротив, следовало скорее радоваться, что родился Царь, о котором издревле пророки предвозвестили, как о Спасителе и Искупителе Израиля и, как сродникам, хвалиться, что тотчас с колыбели Он привлек персов на поклонение. Но зависть ослепила их, и тотчас услышав, они смутились, как бы боясь того, что каким-нибудь образом не наследуют спасения. Персы, хотя были чужие, не только не завидовали рожденному, напротив, из пределов своей страны пришли даже в Вифлеем ради Него. А иудеи, будучи сродниками, завидовали даже Его славе, – что Он будет великим, и хотя имели Вифлеем у себя в соседстве, не пошли. Так они были завистливы и мстительны.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 4.

    И собрав вся первосвященники и книжники людския вопрошаше от них: где Христос рождается

    Но волхвы не сказали, что они ищут Христа, как же Ирод спрашивает о Христе? Так как он давно уже слышал, что должен родиться Христос, Царь Израиля; а теперь слыша, что в Иудее родился Царь и что звезда открыла Его персам, понял, что это и есть так называемый Христос. И созывает первосвященников и книжников, как имеющих всегда на устах пророческие книги и изречения, и спрашивает, где Христос рождается, т.е. в каком месте земли Он находится, потому что рождается. Они называют место и приводят, как свидетеля, пророка. Должно знать, что яснее других Даниил написал, что именно Христос есть Бог.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 6.

    И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля

    Это – пророчество Михея, как мы выше сказали, но первосвященники и книжники прочитали его по сокращению. Смотри же, что Господь предвозвестил чрез пророка о Вифлееме. Хотя, говорит, ты являешься на вид ничтожным, но по своему значению ты не наименьший между главными городами колена Иудина. Каждое колено имело в своих владениях различные города. И действительно, он стал весьма знаменитым после рождества Спасителя. Ежедневно со всего мира приходят, чтобы видеть его и поклониться месту, где родился Христос. Затем присоединяет и причину его прославления: из тебе бо изыдет, т.е. родится Вождь. Вождем и Пастырем назвал он Царя. Ибо Христос был Царем и как Бог: Царство Мое несть от мира сего, говорит Он, – и как человек. Он исполнял дела царя, именно давал законы подданным, обличал, миловал и умер за них, что в особенности характеризует истинного Царя. Царская же диадема и порфира, и остальное в этом роде – свойства внешнего величия. И каким образом он назвал Его Пастырем Израиля, когда Он упас всю вселенную? Чтобы не соблазнялись иудеи, как будто не имеющие ничего больше сравнительно с другими, а скорее имели повод к тесному единению с Ним, потому что Он произошел от них и родился для них. Если кто-нибудь скажет: «Каким же это образом Он не упас их; ведь они были израильтяне»? Пусть слушает, что и это Он сделал; тех из них, которые уверовали, Он упас. С другой стороны, Израиль есть всякий, знающий Бога; потому что Израиль значит видящий Бога. И ап. Павел говорит: не еси бо сущий от Израиля, сии Израиль ((Рим 9:6)). Посему, если Он упас не всех евреев, то это их вина, что они не пожелали быть упасенными. Ибо Он сказал: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева ((Мф 15:24)). А евангелист Иоанн говорит: во Своя прииде, и Свои Его не прияша ((Ин 1:11)). Это место также искажают иудеи, говоря, что это пророчество сказано о Зоровавеле. Против них скажем, что Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Ты же удивляйся Домостроительству Божию, как оно устроило: иудеи узнали от волхвов, что и звезда открыла Христа, а волхвы от иудеев, что и пророки предвозвестили Его.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 7.

    Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды

    Почему он призвал их тайно? Так как подозревал иудеев, как сродников Христа, и не желал, чтобы они слышали, что он будет спрашивать и приказывать; он боялся, чтобы они, зная, что он замышляет, не спасли Его как своего Царя. Испытоваше вместо: тщательно выведывал. Испытоваше время звезды, т.е. когда она явилась им, чтобы оттуда считать время рождения Христа. Он думал, что Христос несомненно родился тогда, когда явилась звезда.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 8.

    И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о Отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему

    Обрати внимание на хитрость Ирода и поразмысли о его безумии. Если действительно он хотел поклониться Ему, то зачем он тайно приказывал это? Если же он намеревался убить Его, то как он не понимал, что тайным приказанием он необходимо приведет их к подозрению в коварстве? Прежде он тщательно выведал относительно звезды, и тогда уже приказал с тем, чтобы, если они не возвестят о том, о чем приказано, – самому привести в исполнение коварство, зная о времени (явления) звезды. Но опомнись, сражающийся с Богом: каким образом ты готовишься убить Неуловимого? Как ты не понимаешь, что совершенно невозможно превзойти Того, Которого издревле предвозвестили пророки, Которого открыла звезда и для поклонения Которому были приведены волхвы!

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 9.

    Они же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча

    Зачем опять им явилась звезда, после того как они уже узнали место? Чтобы указать Младенца, ибо как они могли бы узнать Его, рожденного в пещере и не имеющего знатной матери? Посему придя, она остановилась над тем местом, где был Младенец, показывая, что рожденное есть Божество.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 10.

    Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею зело

    Они возрадовались, потому что нашли неложного путеводителя. Посему они твердо были уверены, что нашли и то, чего искали.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 11.

    И пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его

    Храминой он здесь называет пристанище (загон, устроенный в пещере), которое Лука противополагает гостинице. Это была храмина, потому что, во всяком случае, была обитаема; а пристанище, как убежище для путников. Пристанищами мы ведь называем и шатер. Так как все, происходящие от Давида, сошлись в Вифлееме для переписи согласно повелению кесаря, как повествует Лука, то бывшие с Девою не нашли свободной гостиницы; посему Она направилась к пристанищу, где были ясли для скота. Дева, тотчас родившая Христа, так как не было другого места в пристанище, спеленав положила Младенца в яслях, по рассказу Луки ((Лк 2:1)). Затем, как говорит Златоуст, Она взяла Его и имела на коленях, когда вошли волхвы. И не была Она в муках, как другие матери, потому что родила не от мужа.

    И падше поклонишася Ему: и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и ливан и смирну

    И каким образом они были убеждены, что это – Он, когда не видели вокруг Него ничего великого, но пещеру, бедную Мать, и Младенца, убого повитого? Каким образом? Прежде всего от звезды, которая остановилась над Ним; затем и какое-то Божественное просвещение исполнило души их. Это видно из тех даров, которые они принесли. Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ливан (ладан) – символ Божества, так как ладан возжигают Богу; смирна же – смертности; ею издревле намащали мертвые тела, чтобы они не гнили и не издавали запаха. Своими приношениями они показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что вкусит смерть за людей, как человек. Можно сказать и иначе. Так как цари Вавилонские, некогда разрушившие Иерусалим, ограбили божественные сокровища, прекратили жертвоприношение и истребили народ, а Вавилонское царство вместе со своими сокровищами перешло к персам, – то наследники Вавилонских царей персы приносят теперь Владыке некогда обесчещенного храма – золото, вместо отнятых сокровищ золота, ладан – вместо жертв, и смирну – вместо убитых. Ты же знай, что как волхвы не увидели бы Христа, если бы не ушли далеко от своей страны, так и ты не увидишь Его, если не уйдешь далеко от земных страстей. Оставь и ты задумывающего козни царя и смутившийся город, т.е. злоумышляющего князя мира сего и смятение города, – и спеши ко Христу. Будешь ли ты любознательным волхвом, или простым пастухом, ничто тебе не воспрепятствует, только бы ты, делая себя достойным такого видения, шел для поклонения, а не для бесчестия. А бесчестит Христа тот, кто недостойно Его принимает. И так принеси Ему, вместо золота, блеск чистых дел и слов; вместо ладана – молитву: да исправится молитва моя, говорит, яко кадило пред Тобою; вместо смирны – умерщвление страстей, которое наиболее сохраняет существо души и наполняет благоуханием. Обрати внимание на то, что когда волхвы пришли в Иерусалим и сказали о звезде, тотчас весь город смутился, были приведены слова пророка и объявлено место рождения и случилось многое другое, как относительно пастухов, обитавших на поле, как относительно Ангелов, хвалящих Бога, так и относительно Симеона и Анны, о чем написал Лука (2, 8-38). Все же это совершилось, чтобы, как мы сказали выше, иудеи не могли впоследствии сказать, что они не знали, когда Христос родился. Ибо, как говорит Златоуст, Младенец оставался в Вифлееме до исполнения дней очищения, т.е. до сорока дней. И если бы они нарочито не закрывали своих ушей и глаз к тому, что было говорено и видено, то, конечно, пришли бы в Вифлеем и увидели бы Его. Персы пришли из пределов своей страны в Вифлеем, а евреи, живя кругом Вифлеема, не захотели войти в него и увидеть то, о чем говорили видевшие. Ибо и пастухи всем встречным возвещали о виденном, как сказал Лука (8, 18). Персы, которые увидели Христа прежде еврейского народа, как бы символически выразили то, что язычники узнают Его прежде еврейского народа. Это и ап. Павел сказал иудеям: вам бе лепо первее глаголати слово Божие ((Деян 13:46)); но так как вы сочли себя недостойными, то вот мы обращаемся к язычникам.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 12.

    И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою

    Прежде чем они увидели Младенца, звезда указывает им путь, а после того как они увидели, Ангел беседует с ними, как бы уже посвященными. Весть приемше, т.е. приняв наставление, отыдоша повинуясь, как верные, во страну свою, будущие провозвестники того, что случилось; и не возвратились они к Ироду, чтобы он понял, что напрасно злоумышляет, и чтобы отказался от своего предприятия.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 13.

    Отшедшым же им, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет

    Когда исполнилось сорок дней очищения, как говорит Лука 2,22), они пришли с Иисусом в Иерусалим, чтобы поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни ((Лк 2:22)). И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет ((Лк 2:39)). И затем тотчас Ангел явился во сне Иосифу, приказывая им бежать в Египет. Итак, Матфей, как более краткий, опустил это, но Лука, как более точный, вписал. Но почему Христос не остался в Назарете так, чтобы Его не убили? Потому что если бы это случилось, то некоторые могли бы утверждать, что Он принял человечество призрачно, не подлежа человеческим страстям. Но Ирод избил только тех младенцев, которые были в Вифлееме и в его пределах, а не тех, которые были в Назарете. Бог предвидел, что Он необходимо был бы открыт Ироду, если бы остался в Назарете; посему Он повелел бежать оттуда. Посылается же Он в Египет, как по той причине, которую высказал евангелист, именно: чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвах сына Моего ((Ос 11:1)), так и потому, что Вавилон и Египет во всей вселенной наибольше горели пламенем нечестия. Посему из первого Он выслал волхвов, а во второй пошел Сам, желая и того, и другого направить на путь истины. Отсюда также Он научает нас тому, что верующий тотчас вначале должен ожидать испытаний. Смотри, как Он Сам еще с детства подвергается козням и бежит в изгнание; бежит также и Матерь, и Иосиф. И волхвы ушли тайно, наподобие убегающих, и все (праведные) подвергались бесчисленным испытаниям. Посему когда ты будешь служить духовному делу и подвергнешься испытаниям, имей пример и не негодуй, но знай, что испытания составляют участь добрых дел. Дьявол наводит их для претыкания, а Бог допускает для утверждения любящих Его. И обрати внимание на необычайность дела: Палестина злоумышляет, а Египет охраняет бегущего, чтобы ты знал, что Бог соединил радостное с прискорбным. Жизнь святых испытывается и тем и другим, – что также случилось и здесь. Сначала происходит подозрение относительно Девы, потом радость о рождении, – далее бегство в Египет, потом воззвание оттуда, – затем страх из-за Архелая, потом успокоение в Назарете. Еще не пришло время творить чудеса: если бы Он с первого детства показывал чудеса, то не поверили бы, как выше сказано, что Он человек. Посему Он был девять месяцев во чреве, родился, питался молоком, и все остальное произошло обычным порядком, чтобы чрез все это легче воспринялось Его воплощение. Ангел же не называет Деву женою Иосифа, но Матерью Младенца, потому что сомнение было уже разрешено и Иосиф был убежден, что это рождение Божественное. Говоря: бежи во Египет, он не обещал сопутствовать им, внушая этим, что они имеют великого спутника в Младенце. Кроме того, это бегство в Египет подало египтянам повод к тесной связи. Впоследствии все они, приняв евангельское благовестие, весьма хвалились тем, что приняли убегающего Господа.

    и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е

    «Буди» вместо: «обитай, находись». Иосиф, слыша это, не соблазнился. Он знал, что все совершается по Домостроительству (Божию), когда Ангелы дают наставления относительно Младенца; посему не должно быть пытливым, ни противоречить, но охотно повиноваться тому, что приказывает Бог.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 14.

    Ст. 14-15 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отыде во Египет: и бе тамо до умертвим Иродова: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего

    Иудеи говорят, что изречение: из Египта воззвах сына Моего сказано об их воззвании. Против них мы скажем, что таков закон пророчества, что многое часто говорится об одних, а исполняется на других. Так о Симеоне и Левии сказано: разделю их во Иакове и разсею их во Израили ((Быт 49:7)), но это случилось с потомками их. Равным образом, и эти слова к Иакову: буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего ((Быт 27:29)), исполнились не на нем, потому что он сам боялся и дрожал, и столько раз преклонял колени пред братом своим Исавом; но на потомках его. И сказанное Ноем на Ханаана исполнилось на потомках его. Так и здесь мы говорим. Ибо кто правдивее может назваться Сыном Божиим? Тот ли, который поклонялся тельцу, совершал служение Веельфегору, и приносил в жертву демонам своих сыновей и дочерей, – или Тот, Который есть Сын по естеству и равночестен с Родившим?

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 15.

    и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего

    См. Толкование на (Мф 2:14)

  • 16.

    Тогда Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело

    Тогда…, когда? Очевидно, после того как бывшие с Иисусом убежали в Египет. До того времени Ирод был занят другими заботами, как замысел против своей жены и детей, – и, по Промыслу Божию, забыл о волхвах, чтобы Младенец мог спастись в Египет. Волхвы, повинуясь Ангелу, возвратились; а он подумал, что они насмеялись над ним, потому что не исполнили того, что он приказал. Но ему следовало не разгневаться, а убояться и поразмыслить, что он напрасно употребляет старание. Прежде он слышал от волхвов, что Рожденного открыла звезда, а потом от первосвященников и книжников, что о Нем предсказали пророки; но он так сильно безумствовал, чтобы открылось его нечестие и безумие.

    и послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов

    Некоторые на основании этого говорят, что Христу было два года, когда волхвы поклонились Ему, так как звезда явилась одновременно с Его рождением, а два года употреблено на путешествие волхвов. Но Златоуст заставляет молчать говорящих так. Вероятно ли, чтобы они путешествовали целых два года, если даже они шли чрез чужие государства? Чего оставались бы в Вифлееме бывшие со Христом два года после переписи, ради которой они пришли туда? Но звезда явилась прежде на столько времени, на сколько они, путешествуя, могли прийти и предстать пред только что родившимся Христом. Посему звезда предупредила, чтобы выйдя прежде, они нашли Его в пеленах. Конечно, это дело исполнено таинственности. Посему неизвестно, они ли прежде пастырей, или пастыри прежде их видели Христа; скажешь ли ты то или другое, скажешь безопасно. Не удивляйся тому, что Ирод избивает младенцев от двух лет и ниже. Он подозревал, что звезда не тотчас явилась волхвам, но, может быть, предупредила рождение Его. Посему ради безопасности он расширил время и простер убийства и на окрестности Вифлеема, чтобы повсюду обыскать то, что хотел поймать, и во множестве убитых убить и Христа. От двою лету он убил, чтобы время имело пространство, как выше сказали, – а нижайше, это – сообразно с временем, которое выведал от волхвов; так что и время, которое он узнал от волхвов, наблюдал и сам прибавил другую широту. Итак, слова: по времени еже известно испыта от волхвов нужно понимать не по отношению к словам от двою лету, но по отношению к нижайше. Следовательно, после: от двою лету нужно остановиться, а потом все последующее читать вместе. Если бы, как говорят, он узнал от волхвов, что исполнилось время двух лет, то он не убивал бы тех, которые были младшего возраста. Но некоторые недоумевают, почему несправедливо убитые за Христа младенцы были оставлены в пренебрежении, тогда как Он Сам предпринял бегство. Таким мы скажем, что хотя многие несправедливо поступают, но никто не страдает несправедливо. Всякий, кто по видимому несправедливо страдает, страдает или для того, чтобы омыть свои прегрешения, и посему не испытывает зла, а скорее благодеяние,– или для того, чтобы иметь причину получить венец, и тоже благодетельствуется, получая за перенесение временного несчастья вечное успокоение. Итак, наносящий другому обиду, конечно, причиняет эту обиду,– но для претерпевающего она не служит несчастьем. Так как эти младенцы убиты не ради очищения своих грехов, то ясно, что они пострадали, чтобы быть увенчанными, и посему не страдали несправедливо. Может быть, эти младенцы и не были бы полезными. Если Бог даже грешников удерживает в жизни, ожидая их обращения, то гораздо более нужно верить, что никаким образом Он не лишил бы жизни тех, которые должны быть великими в добродетели. И немного спустя после убийца младенцев – Ирод потерпел наказание за насильственное убийство, окончив жизнь горькою смертью, как пишет Иосиф (Флавий).

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 17.

    Ст. 17-18 Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть

    Когда он говорит: тогда сбыстся реченное, то показывает, что это совершилось так, что Бог предвидел это, предсказал чрез пророка и допустил совершение его по Своему Домостроительству. Рама было название места в Вифлееме. Назвал же он Вифлеем Рахилью – от Рахили, жены Иакова, которая была погребена в Вифлееме. Сказав: глас в Раме слышан бысть, поясняет далее, что это был за глас, именно рыдание и плач, и вопль великий, по причине весьма жестокого умерщвления младенцев. И Вифлеем не желал утешиться, потому что его младенцев не было, т.е. в живых. Этим показал величие страдания.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 18.

    глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет

    См. Толкование на (Мф 2:17)

  • 19.

    Ст. 19-20 Умершу же Ироду, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву: изомроша бо ищущии души Отрочате

    Землею Израилевою он просто назвал Палестину, а ищущими души Младенца, чтобы отнять и отделить ее от тела, он называет окружавших Ирода. Горькую кончину имел Ирод. Он изверг нечистую душу, был поражен горячкой, болью в животе, чесоткой, подагрой, гниением тайного уда, порождавшим червей, одышкой и трясением членов тела.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 20.

    и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца

    См. Толкование на (Мф 2:19)

  • 21.

    Ст. 21-22 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его и прииде в землю Израилеву. Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода отца своего, убояся тамо ити

    Он хотел поселиться в пределах Иудеи, потому что Иудея и Галилея были палестинские области. Но убоялся идти туда ради Архелая, чтобы и он не подражал своему отцу. Притом, Ангел не обозначил точно места для поселения, чтобы он мог быть уверен. Следует знать, что после смерти Ирода, избившего младенцев, кесарь Август разделил его царство между четырьмя избранными его сыновьями. Архелаю он отдал иудейскую страну, а остальным другие части, как говорит Лука (3, 1). Он назвал их царями четвертовластниками, потому что каждый из них владел четвертою частью. А если Лука написал, что Иудеею владел Понтий Пилат, то нет ничего удивительного. Впоследствии, когда Архелай был изгнан из царства по обвинению, то Понтий Пилат был послан из Рима от Тиверия кесаря уже не как царь, а как наместник.

    Толкование Евангелия от Матфея.

  • 22.

    весть же прием во сне, отыде в пределы Галилейския. И пришед вселися во граде нарицаемем Назарет

    Но если он боялся идти в Иудею ради Архелая, то должен был бы бояться и Галилеи ради брата его Ирода, который был четвертовластником в ней, как говорит Лука. Но Вифлеем, находящийся в Иудее, возбуждал подозрение.

    Толкование Евангелия от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 2:21)

  • 23.

    яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется

    И какие это пророки сказали? Не ищи; ты не найдешь этого, потому что многие из пророческих книг потеряны, некоторые во время пленений, некоторые по нерадению евреев, и некоторые по злонамеренности.

    Толкование Евангелия от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 2:22)

1.«Иисус родился»: см. Лк. 2:1 и дал. – «В Вифлееме иудейском»: Вифлеем этот был небольшой городок к югу от Иерусалима, в расстоянии около 10 верст. Вифлеем значит «дом хлеба», каковое название дано было этому месту вероятно по причине необыкновенного плодородия почвы. Он назывался также Вифлеемом Ефрафа – слово, имеющее почти то же значение (Быт. 35:16, 19Руфь 1:2Пс. 131:6). В отличие от Вифлеема галилейского (Нав. 19:15) его называли Вифлеемом иудейским, так как он находился в колене Иудовом (ср. Суд. 17:7-8Суд. 19:11Цар. 17:12). Поелику в нем родился Давид, то его называли также градом Давидовым (Лк. 2:4). Город расположен а верху горы, окруженной холмами и долинами, с прекрасными пастбищами и нивами. Шагах в 200 к востоку от города указывают пещеру, в которой, по преданию, родился Иисус Христос. Здесь построены церковь и монастырь, под церковью – подземная пещера; в этой пещере, по преданию, и находились ясли, в которых был положен новорожденный Младенец за неимением места в обители. – «Во дни Ирода царя»: «Евангелист упоминает об Ироде, дабы ты познал, что от колена Иудина уже прекратились князи и цари, и должно было прийти Христу. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи Иудовы, пришел Христос, чаяние языков, как пророчествовал Иаков (Быт. 49:10). Указывает на сан царя потому, что был еще другой Ирод, четвертовластник» (Феофил.). Этот Ирод царь, называемый обыкновенно в истории Великим за свои счастливые войны, за улучшение городов, возобновление храма и проч., хотя носил имя царя, но совершенно подчинен был римскому императору, так как Иудея тогда была римской провинцией. Он царствовал 34 года, в управлении своем отличался особенной жестокостью и умер в 750 г. от основания Рима. Господь родился в самом конце его царствования, вероятно в 748 г. (общепринятое летосчисление Дионисия малого, монаха 6-го века, полагающее год рождества Христова в 754 г. от основания Рима, разнится таким образом с более точным летосчислением годами с лишком пятью). – «Волхвы»: волхв (μαγος – слово персидского происхождения,) и у Персов волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и тайными знаниями, в особенности астрономическими и медицинскими. Они же были большей частью и жрецами, служителями религии. Они пользовались великим уважением, особенно при дворах вавилонском и персидском, были советниками царей. Упоминаемые здесь волхвы были астрономы или астрологи (звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды) и, как видно, были люди добрые и добродетельные (ср. Злат., Феофил.), хотя в языческом смысле, почему и сподобились особенного откровения Божия и стали начатком обращения язычников в Царство Христово. Древнее предание сохранило и имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар, и то, что они были люди знатные, и то, что они в последствии были христианами. – «С востока»: так как у Евангелиста нет прямого указания, из какой именно страны востока, то еще в древности мнения о сем были неодинаковы. Одни полагали, что из Аравии (Иустин, Епифаний и Тертуллиан), другие – из Персии (Злат., Феофил. и Василий Вел.), или из Халдеи (Августин). Впрочем для истины евангельской истории все равно, откуда они ни были, но вероятнее более принятое мнение, что – из Персии. Там они были в особом почете; там из обращения с пленными иудеями могло чище сохраниться пророчество о звезде Иакова и других пророчествах о пришествии Мессии и времени сего пришествия; там, говорят, было в особенном обычае ходить на поклонение новорожденным царям. – «В Иерусалим»: Иерусалим – главный город иудейского царства, в южной части Палестины, в колене Вениаминовом по древнему разделению. Волхвам естественно было прийти прежде всего именно в Иерусалим, как столицу и местопребывание иудейских царей: ибо они не знали подробно места и обстоятельств рождения нового царя. С другой стороны, по особому устроению Божию, они должны были своим торжественным пришествием (как обыкновенно путешествовали знатные люди на востоке) обратить особенное внимание иудеев и распространить сильную молву о рождении нового царя.

2.«Где родившийся царь Иудейский»: в это время было общее ожидание великого лица, которое должно явиться в Иудее, и иудеи ожидали в это время Мессию, обещанного им издревле Спасителя. Впрочем не вполне доразумевая смысл обетований и пророчеств о Нем, они ожидали не такого Мессию, каким Он явился, смиренным и уничиженным; они ожидали царя, который освободит их отечество от римлян, соберет всех иудеев в Палестину и оснует видимое, внешнее, по образу других царств, царство, которому покорятся все другие народы. Такое ожидание конечно было известно и другим народам, так как иудеи в это время во множестве жили и на востоке и на западе. Но они ошибались: Мессия явился, по истинному смыслу пророчеств, царем не от мира сего, и они Его не узнали, и мир сначала не узнал Его (Ин. 1:10-11). Пришедшие волхвы или по преданию чистому, не испорченному, или по откровению знали, как видно из их путешествия, поклонения и даров, достоинство лица новорожденного царя, хотя без сомнения и не вполне; откровение чрез Ангела конечно должно было еще более просветить их взоры. – «Мы видели звезду Его на востоке»: что это была необыкновенная звезда, в этом не может быть никакого сомнения, но что это была за звезда – решить невозможно. Св. Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий полагали, что это – особенная, нарочито созданная звезда, Златоуст и Феофилакт – что это умная сила (Ангел) в образе только звезды. Величайшему чуду воплощения Бога Слова, без сомнения, достойно могли послужить и другие, не столь великие чудеса, как явление новой звезды или Ангела в образе звезды. Для любопытства достойно примечания наблюдение астрономов, что около времени Рождества Господа, именно в 747 г. от основания Рима, должно было последовать необыкновенное совпадение как бы в одной точке или соединение двух планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, так что для простого невооруженного глаза эти две планет должны были представляться одною необычайною звездою; это совпадение должно было быть видимо три раза в продолжение того года – в мае, августе и декабре; в следующем же 748 г. должно было последовать таковое же совпадение планет Юпитера, Сатурна и Марса, причем должна была быть видима новая необычайная звезда. Принимающие это мнение о звезде Мессии, конечно, не следуют астрологическим бредням о влиянии светил небесных на рождение людей, признавая может быть только верным на опыт опирающийся факт – что необыкновенные явления в мире нравственном нередко сопровождаются необыкновенными явлениями и в видимой природе; не могут впрочем они без натяжки объяснить дальнейшего сказания Евангелиста, что звезда остановилась над местом, где было отроча. Достойно также примечания открытие, что около того же самого времени упоминается у китайцев явление необыкновенной кометы. «На востоке»: т.е. волхвы будучи на востоке еще, в стране своей, видели звезду царя иудейского, а не то, что они видели на востоке от настоящего своего местопребывания (Иерусалима) сию звезду. – «Поклониться»: отдать честь – это было в обычаях восточных. Впрочем здесь это слово надобно принимать в более обширном смысле: волхвы пришли с целью религиозной – почтить новорожденного младенца, как необыкновенного царя, как воплотившегося Бога, что видно из их даров, и что можно предполагать по откровению, бывшему им, и по известному преданию о Мессии иудейском. «Сказанное – пришли поклониться Ему – служит знаком благонравия и веры в волхвах. Ибо перешедшие такое дальнее расстояние для того, чтобы поклониться Христу, чего не сделали бы, если бы тайна сия совершилась в их стране? Посему они достойны прославления за веру и всякой похвалы за добродетель» (Афанас. Велик.).

3-4.«Встревожился»: Ирод, как идумеянин, не от царской крови Давидовой, был незаконным царем еврейского народа. Сознавая это, он был очень подозрителен и, по свидетельству Флавия, лишал жизни многих подозрительных для него людей и был очень жесток. Потому естественно встревожился, когда дошла до него весть о рождении нового царя иудейского, «боясь как иноплеменник потерять царство, ибо знал, что оно не принадлежит ему» (Феофил., ср. Злат.). – «Весь» (усиленное выражение) «Иерусалим»: народонаселение Иерусалима, а особенно по всей вероятности приверженцы Ирода. В Иерусалиме, без сомнения, были люди, ожидавшие утехи Израиля, которые, подобно Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, радовались вести о рождении Мессии, но люди неверующие, не ожидавшие, что Мессия явится так смиренно, что даже о рождении Его повествуют люди чуждые, пришедшие издалека, естественно встревожились, особенно же приверженцы Ирода. Свойство тревоги, без сомнения, было различно, по различию веры или неверия в обетованного Мессию. Встревожились может быть еще и потому, что опасались, как бы раздраженный тиран (Ирод) не прибег к особенным жестокостям. – «Всех первосвященников и книжников»: первосвященники тогда, по свидетельству Флавия (Ant. 3,15), переменялись часто, и случалось, что когда был на должности первосвященник, один или несколько смененных были в живых, назывались также первосвященники и были членами синедриона – верховного судилища иудейского, состоявшего из 72 членов. Первосвященниками назывались также первые священники каждой из 24 черед, на которые разделил всех священников Давид (1Пар. 23:6, 242Пар. 8:142Пар. 29:251Езд. 8:24). – «Книжников»: людей книжных, более или менее образованных, искусных в законе, изучение которого составляло главный предмет тогдашнего образования иудейского; их называли также учителями закона (Мф. 22:35Лк. 5:17) – законниками. Они не составляли особого сословия или секты и могли принадлежать к какой угодно секте; название их происходит от того, что они были искусными в книжном деле; это были богословы иудейские, толкователя священных книг; более известные из них бывали членами синедриона. Вероятно, что Ирод, встревоженный таким важным известием волхвов, созвал весь синедрион, чтобы от него, во всем его составе, точнее узнать о встревожившем его и Иерусалим известии. – «Спрашивал у них: где должно родиться Христу», по пророчествам и обетованиям ветхозаветным, которые они, как люди ученые, как представители и руководители народа, должны были знать? Цель Ирода была узнать только место рождения Мессии, чтобы исполнить родившийся в уме его замысел убиения новорожденного младенца, а в том, что в это время Он должен родиться, Ирод, как видно, был уверен; равно как и в том, что волхвы, говоря о рождении царя иудейского, говорят о рождении именно Мессии: ибо спрашивает прямо – где Мессия (Христос) должен родиться.

5-6.«В Вифлееме Иудейском»: см. прим. к ст. 1. синедрион отвечает без колебания: ибо так (ясно) написано, чрез пророка Михея (Мих. 5:2), лет слишком за 700 до Р.Х., что иудеи, утратившие истинное понимание многих пророчеств о Мессии, усматривали точно в этом пророчестве указание на место рождения Мессии. В подлиннике это место несколько отлично от приведенного здесь, но в главном – в указании на место рождения Мессии – совершенно они одинаковы. По подлиннику так: «Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Откуда бы ни произошло это различие, – так ли понимали это место из пророка первосвященники и книжники, или Евангелист сам приводит его так, – в этом важности нет, когда главная мысль пророческого изречения вполне удержана в Евангелии; в частности в различии только более выясняют главную мысль. Ефрафа – значит плодоносное поле, название, выражающее то же что и Вифлеем, и данное ему потому же (ср. прим. к ст. 1). Так назывался Вифлеем иудейский еще в патриархальное время (ср. Быт. 35:19Быт. 48:7Руфь 4:11). – «Мал ли ты между тысячами Иудиными» (ничем не меньше больших городов Иудиных): Вифлеем был городок немноголюдный, который по внешней силе никак не мог равняться с городами многолюдными вроде Иерусалима, с городами, которые были сильны, которые могли давать много способных носить оружие; но пророк указывает на преимущество его пред прочими городами другое, несравненно важнейшее, чем внешняя сила или богатство. – «Произойдет Тот, Который должен быть Владыкой (Вождем) Израиля»: «хорошо сказано произойдет, а не останется в тебе, ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большей частью в Назарете» (Феоф., ср. Злат.). – «Владыкой»: это существенная черта Мессии – владычество духовное, над всем миром. Израиль (еврейское царство) употребляется здесь частью потому, что пророчество изречено было народу еврейскому, которому и обещан был Мессия (ср. Злат.), частью потому, что Израиль употребляется здесь для обозначения избранных всего человечества, «уверовавших во Христа, как из евреев, так и из язычников» (Феофил., ср. Злат.). – «Которого происхождение из начала, от дней вечных»: «пророк указывает этими словами на Божество Владыки, имеющего родиться в Вифлееме; хотя Он и родится по плоти во времени, но по Божеству своему Он вечен. Первосвященники же и книжники, сказал о Вифлееме, что из него произойдет Пастырь Израилев, не присовокупили (сих) слов из лести к царю» (Злат.). – «Упасет»: образ или подобие пастыря в отношении Иисуса Христа к верующим в Него прилагает к себе Он Сам (Ин. 10:11 и дал.). Смысл уподобления тот, что Христос, как пастырь, стадо свое охраняет от врагов, питает на избранных лучших местах – словом своим и таинствами, напаяет во время своими благодатными дарами, и приводит для вечного упокоения к Отцу Своему.

7-8.«Тайно»: задумав умерщвление Младенца, Ирод мог опасаться, чтобы иудеи каким-либо образом не воспрепятствовали ему привести задуманное в исполнение. И потому призывает волхвов тайно: «это доказывало не только его ярость, но и крайнее безумие. Ибо и то, что было говорено ему, и самые события могли отклонить его от всякого подобного покушения» (Злат.). – «Выведывал»: до точности вызнавал время явления звезды, чтобы точнее определить возраст новорожденного, так как он полагал вероятно, что время явления ее и есть именно время рождения Его (ср. Евфим. Зигаб.). – «Тщательно разведайте о Младенце»: Ирод употребляет всевозможную предосторожность, чтобы беспрепятственно и вернее выполнить замысел убиения Младенца; сам выведывает и волхвов заставляет разведать точно о Младенце, чтобы не ошибиться в расчетах своих. Он знал о времени и месте рождения Младенца, но хочет увериться от очевидцев в том и другом, и в самом положении Младенца. – «Когда найдете, известите меня»: т.е. о Младенце; «не сказал о царе, но о Младенце: потому что не терпел и имени царя, чем и показал, как он свирепствовал против Него» (Феофил., ср. Златоуст.). – «Поклониться»: хитрость употребляет, чтобы вернее достигнуть цели; он искал души Младенца (ст. 20), а не того, чтобы поклониться Ему. В этом действии подлинно познается хитрый, коварный и кровожадный характер Ирода, который позволял себе всякие средства для достижения своих целей, как его изображает почти современный ему И. Флавий.

9-10.«Они, выслушав царя, пошли»: не будучи сами злонамеренны, они не предполагали злонамеренности и в царе, и, как видно, приняли за правду слова его, не подозревая хитрости в них и злобы. – «Звезда, которую они видели на востоке, шла пред ними»: на востоке, по причине сильных жаров днем, охотнее, особенно знатные люди, предпринимали путешествия ночью, отправляясь в путь вечером. Когда волхвы, отправляясь в путь, по указанию Ирода, вечером посмотрели на звездное небо, то звезда, которую они видели на родине, вновь явилась взору их. Это показывает, что звезда не путеводила их в продолжение всего их пути в Иерусалим, но явившись на востоке им, опять пропала, и потом явилась опять, когда вышли они из Иерусалима. Звезду они должны были видеть на юг от Иерусалима, по направлению к Вифлеему. – «Остановилась над местом»: (επανω) и потом, вероятно, скрылась. «Но что за нужда была в звезде, когда место сделалось уже известным? Та, чтобы указать и самого Младенца, ибо иначе нельзя было узнать Его, поелику и дом не был известен, и Его мать не была славна и знаменита» (Злат.). – «Возрадовались»: потому что в этом явлении звезды могли найти новое подкрепление своей веры в действительность рождения необыкновенного Младенца там, где искали Его, и подтверждение сведений, полученных от Синедриона чрез Ирода; возрадовались, «опять обретши неложную путеводительницу; возрадовались, наконец, что найдут искомого» (Евфим. Зигаб.).

11-12.«В дом» (οιχια): следовательно не то место, где родился Младенец; ибо у Ев. Луки говорится, что Он положен был в яслях (φατνη); а это показывает, что он родился в пещере (в вертепе), где были ясли. Путешествие волхвов надобно относить к тому времени, когда Младенец с матерью из пещеры, в которой находились ясли, переселились в дом (Феофил.). – «Падши поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам (Есф. 8:3Иов. 1:20Дан. 3:7Пс. 71:11Ис. 46:6, ср. Быт. 23:7, дал. Быт. 43:26Быт. 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай востока – выражать дарами свое почтение великим лицам (Быт. 32:14Быт. 43:111Цар. 10:273Цар. 10:2 и др.). обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самой ценной вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при Богослужении, как символ жертвы, приятной Богу (Исх. 30:8Лев. 16:12). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи (Ин. 19:39). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли (Быт. 37:25); как составная часть она входила в елей для помазания священников (Исх. 2:12Пс. 44:9Притч. 7:17); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте (Мк. 15:23). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Евф. Зигаб.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря.

13.«Младенца и Матерь Его»: «здесь уже он не говорит жену свою, но – матерь Его; ибо когда рождение совершилось; сомнение кончилось и муж был убежден, то Ангел уже открыто беседует с ним» (Злат., ср. Феофил.). – «Беги в Египет»: Египет – на юго-запад от Иудеи; его граница находилась верстах в 100 от Вифлеема. Он был в то время, как и Иудея, римской провинцией; там жило тогда очень много иудеев, был храм, были синагоги; туда не простиралась власть Ирода, и Иосиф с Младенцем и матерью Его, прибыв к своим соотечественникам в Египет, совершенно был безопасен от замыслов Ирода. Почему местом убежища избран именно Египет, на это указывает пророческое изречение в ст. 15 (см. прим. к этому стиху, ср. Злат.). «Особенно два места были гнездом всякого нечестия – Вавилон и Египет. Итак от Вавилона Он принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил собственным присутствием» (Феофил., Злат.).

14-15.«Ночью»: частью потому, что днем, при тамошних жарах, очень трудно было путешествовать, особенно недавно родившемуся Младенцу с Матерью, частью потому, чтобы удобнее избегнуть преследования. – «Да сбудется реченное» и пр.: у пророка Осии, из книги которого взяты приведенные здесь слова Божии – «из Египта Я воззвал Сына Моего» (Ос. 11:1), слова сии относятся, как видно из связи речи, собственно к изведению народа израильского из Египта при Моисее, и сыном Божьим называется собственно весь народ избранный и освобожденный Богом из рабства египетского, как он сим именем назван от Самого же Бога и пред изведением его из Египта (Исх. 4:22); ко Христу же относятся слова сии в смысле прообразовательном, так как народ еврейский, называемый сыном Божьим первородным, по избранию его из среды других народов в особенный народ Божий, был прообразом истинного, первородного и единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, а потому и изведение его из Египта было прообразом воззвания Иисуса Христа из Египта. «Пророчества имеют, между прочим, и такое свойство, что многое, сказанное об них (иудеях), исполняется и на других. То же должно сказать и в настоящем случае» (Злат.).

16.«Видя себя осмеянным от волхвов»: волхвы, не возвратившись к Ироду, конечно, не имели мысли насмеяться над ним; но Ирод так понял, что они насмеялись над ним, не исполнив его повеления. Лучше же сказать, ему Сам Бог посмеялся чрез волхвов. «Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду – чрез волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы – Фараон потому, что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод потому, что избил детей вифлеемских» (Феофил.) – «Избить всех младенцев»: он хотел убить одного новорожденного Царя иудейского, узнав точено о рождении Его, но, обманувшись, он решился достигнуть той же цели, избив всех младенцев Его возраста и пола. Такая жестокость была совершенно в характере Ирода, как видно из сказаний о разных злодействах и зверских поступках его Иосифа Флавия. – «В Вифлееме и во всех пределах его»: не удовлетворился Вифлеемом только, на который, как на место рождения нового Царя, указывало пророчество и синедрион, но простер жестокое повеление и на окрестности, чтобы вернее достигнуть своей цели – убить новорожденного Царя. – «По времени, которое выведал»: Ирод вероятно думал, что время первого явления звезды есть время рождения царя иудейского; вот почему он и выпытывал об этом времени от волхвов, а потом отдал приказание убить всех младенцев, родившихся приблизительно около этого времени, – даже несколько ранее, чтобы тем вернее достигнуть цели.

17-18.«Сбылось»: см. прим. к Мф. 1:22. – «Глас в Раме» и пр.: это пророческое место взято из книги пророка Иеремии (Иер. 31:15) по переводу семидесяти. Рама – небольшой городок в колене Вениаминовом. На этом месте полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев для того, чтобы отвести их в Вавилон (Иер. 40:1). Очевидец этого события, пророк Иеремия, изображая от лица Божия возвращение иудеев из плена, самое это бедствие отведения в плен представляет под таким образом, что Рахиль, праматерь Вениаминова, плачет об иудеях отводимых из своей земли в неволю, как бы на смерть: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15). Евангелист же в сем печальном событии указывает образ другого печального события – избиения младенцев Иродом, а потому и приводит то пророческое изображение, как сбывшееся в событии избиения младенцев. Естественно сопоставление Рамы с Вифлеемом, так как Рахиль погребена близ сего последнего (на пути к Ефрафе – Быт. 35:19). Рама значит – высота, каковое название этот городок получил, без сомнения, от возвышенного местоположения. Думают, что этот городок – то же, что Аримафея, где жил Иосиф, принимавший участие в погребении Господа (Мф. 27:57).

19-20.«По смерти Ирода»: в 750 г. от основания Рима и вероятно 2 г. по Р.Х. – «Умерли искавшие души Младенца»: собственно Ирод (множественное употреблено вместо единственного); впрочем можно вместе с Иродом подразумевать и приверженцев его, разделявших его мысли и планы, особенно сына его Антипатра (ср. Афан. Вел.), жестокого, как и он сам, которого впрочем Ирод за несколько дней до своей смерти приказал умертвить. «Горькую кончину имел Ирод; он изверг свою нечестивую душу, был поражен горячкой, болью в животе, водяной в ногах, гниением тайного уда, порождавшим червей, одышкой, трясением тела и судорогами» (Феофил., сравн. подробнее Афан. Вел.).

22.«Архелай царствует во Иудее»: по смерти Ирода великого, по его воле и по приказанию римского императора Августа, из детей Ирода – Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею с титулом этнарха (народоправителя), Ирод Антипа – Галилею и Перею с титулом тетрарха (четверовластника), Филипп – Ватанею, Трахонитиду и Авранитиду, также с титулом тетрарха (Иосиф. Древн. 17, 8. – Ср. прим. к Лк. 3:1). «Убоялся»: ибо Архелай был жесток и кровожаден не менее отца своего. Так, в самое первое время своего царствования, он умертвил в праздник пасхи три тысячи иудеев в храме и городе (Иос. Древн. 17, 9, В. Иуд. 2, 1) и за свои жестокости (Иос. Древн. 17, 9. 13. 115) был низложен римлянами и послан в ссылку в Галлию. – «Пошел в пределы галилейские»: там господствовал Ирод Антипа, слабый и сравнительно с другими братьями своими миролюбивый, хотя и хитрый.

23.«Поселился в городе, называемом Назарет»: Назарет был небольшой городок в Галилее, на западе от Капернаума, недалеко от Каны, стоял частью в долине, частью на склоне горы; местоположение его, как описывают путешественники, прекрасно и теперь, прекраснее же было вероятно во времена Спасителя, когда земля иудейская вообще была не так бедна, как теперь. Население городка было бедно и, как кажется, вообще не отличалось добрыми нравами, так что взошло в пословицу (Ин. 1:46). Но здесь было местопребывание Иосифа и Марии около времени их обручения и благовещения, до времени путешествия их, вследствие указа Августа о переписи, в Вифлеем; сюда пришли они и по возвращении из Египта, а не в Вифлеем иудейский, находившийся под владычеством жестокого Архелая. – «Да сбудется реченное» и пр.: в выборе местопребывания Иисуса. Очень естественном в тогдашнем положении святого семейства (ст. 22), Евангелист указывает исполнение на Христе сказанного чрез пророков, что Он Назореем наречется. Такого изречения буквально нет в Ветхом Завете, и смысл его определить и раскрыть довольно трудно. Св. Златоуст (ср. Феофил.) полагает, что пророчество сие взято из книги, потерянной иудеями. Другие думают, что Евангелист указывает на Самсона, как на прообраз Христа, и имеет в виду место из книги Судей (Суд. 13:5); иные, что он прикровенно указывает на слова Исаии (Ис. 11:1), где великий потомок Иессея (Мессия) называется нецер – отрасль; еще думают, что Евангелист имеет в виду пророчество, сохранившееся только в предании иудейском. Не вероятнее ли сих предположение, что Евангелист не указывает здесь в частности не на какое пророчество, но имеет в виду общий характер пророчеств об уничиженном состоянии Христа? Так можно думать потому что 1) Евангелист не говорит: «сказанное чрез пророка», как говорит выше Мф. 1:22Мф. 2:5, 15, но: «сказанное чрез пророков», выражая сим, что это есть не изречение какого-либо пророка точное по выражению, но известная общая черта пророчеств; 2) пророки, предвозвещая о Мессии, часто говорили о Его уничиженном состоянии (особенно Ис. 53:2-3, 7-9, 12. Пс. 21), а жители Назарета, как выше замечено, не пользовались почетом в глазах иудеев и были в презрении. Выйти из Назарета или быть Назаретцем – Назарянином или Назореем – это значило быть в пренебрежении, в презрении, быть уничиженным, отверженным. На Христе, поселившемся в Назарете, бывшем в уничижении до смерти крестной, и исполнилось в точности сказанное о сем уничижении его чрез пророков.