- 1.
И приступиша (к Нему) фарисее и саддукее, искушающе просшиа Его знамение с небесе показати им
Επηρωτησαν (спрашивали) значит здесь – просили, как выше (15 гл., 23 ст.) было сказано. Они желали видеть знамение с неба, т.е. какое-либо чудо относительно солнца, или луны, или звезд; и искали этого искушая, не для того, чтобы уверовать, а чтобы уловить, как будто мага. Прежде них и другие также, искушая, просили у Христа знамения с неба, как сказано об этом в двенадцатой главе; там же найди и другую причину.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 2.
Ст. 2-3 Он же отвещав рече им
Марк (8, 12) сказал; и воздохнув духом Своим, глагола, т.е. вздохнув от души, или как мы говорим – из глубины, от сердца. Зная самих искушающих, вздохнул об их неисцелимом лукавстве и сказал им:
вечеру бывшу, глаголете: ведро, чермнуетбося небо: и утру: днесь зима, чермнуетбося дряселуя небо. Лицемери, лице убо небесе умеете разсуждати, знамений же временом не можете (искусити)
Лицемерами назвал их не только потому, что они одно говорили, а другое думали, но и потому, что считали себя мудрыми, будучи неразумными. Итак, говорит: явление (наружность) неба вы умеете различать, когда оно показывает хорошую погоду и когда – ненастье, – а знамений времен не можете различить. Если бы вы были мудры, то знали бы, что знамения на земле составляют принадлежность настоящего времени. А знамения на небе относятся к скончанию времени. Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе ((Мф 24:29)).
Толкование Евангелия от Матфея.
- 3.
и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете
См. Толкование на (Мф 16:2)
- 4.
Род лукав и прелюбодейный знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка
Совершенно то же самое сказано и объяснено в двенадцатой главе. Обрати внимание на ожесточение их: зная об Ионе и слыша эти слова как прежде, так теперь, они не пожелали спросить и узнать, что означает это чудо, о котором Он говорит; они только искушали, как сказано. Поэтому, оставив их, ушел.
И оставль их, отыде
А Марк (8, 13) говорит, что, войдя опять в лодку, Он отправился на ту сторону.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 5.
И прешедше ученицы Его на он пол, забыта хлебы взяти
(т.е. столько, сколько было бы для них достаточно). Марк (8, 14) говорит, что они имели с собою в лодке только один хлеб.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 6.
Иисус же рече им: внемлите и блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска
Марк (8, 15) сказал: и прещаше им, глаголя: зрите, блюдитеся от кваса фарисейска, и от кваса Иродова. Прещаше, т.е. заповедал; а удвоение: зрите, блюдитеся – указывает на усиление этой заповеди. Закваской фарисейскою, саддукейскою и Иродовою называет учение фарисеев, саддукеев и иродиан. О фарисеях и саддукеях сказано в третьей главе, а об иродианах – в двенадцатой. Закваскою назвал это учение, как бы окисшее и изгнившее.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 7.
Они же помышляху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом
Христос называл закваскою учение вышеупомянутых людей, и заповедовал беречься его; но ученики, разумея под закваскою хлеб иудеев и думая, что Христос заповедал беречься его, помышляли в себе, т.е. смущались, так как есть иудейский хлеб им сейчас было запрещено, как они думали, а другого они не принесли, – и как бы так говорили в раскаянии: не взяли мы хлебов у гостеприимных верующих, чтобы питаться ими, если придется замедлить. Но что же Христос, знавший их помышления? По справедливости порицал их по двум причинам: за то, что думали, будто Он заповедовал им разборчивость в пище, между тем как выше Он отверг такую же иудейскую разборчивость, когда учил, что не входящее в уста оскверняет человека (15, 11), и за то, что заботились о пище, имея с собою Подателя всякой пищи.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 8.
Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе, маловери, яко хлебы не взясте
Сначала порицает их за заботу о пище, говоря: зачем вы смущаетесь тем, что не взяли себе откуда-либо хлебов? Маловерами опять их называет, потому что они не верили, что Он может их напитать, а сами о себе заботились.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 9.
Ст. 9-10 Не у ли разумеете, ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кош взясте; ни ли седмь хлебы четырем тысящам, и колико кошниц взясте
Марк (8, 17, 18) говорит, что Христос сильнее порицал их, – прибавляя: еще ли окаменено сердце ваше имате: очи имуще не видите; и ушы имуще не слышите; Не видите, говорит, как и сколько Я питаю в пустыне? и не слышите, о чем Я учу? Но почему Он не порицал их лучше тогда, когда они сказали: откуду нам в пустыни хлеби толицы ((Мф 15:33))? Не прилично было срамить их в присутствии многих; вместе с тем Он ожидал, чтобы, по совершении второго чуда, порицание было сильнее и действительнее.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 10.
ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали
См. Толкование на (Мф 16:9)
- 11.
Како не разумеете, яко не о хлебех рех вам внимати, (но) от кваса фарисейски и саддукейска
Вот порицает у них и разборчивость в пище.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 12.
Тогда разумеша, яко не рече хранитися от кваса хлебнаго, но от учения фарисейски и саддукейска
Ты видел предпосланное порицание, посмотри и на плод его: оно пробудило дремавший ум их, и они уразумели. Не всегда учителю должно быть кротким, но иногда – и строгим; иногда нужно давать некоторую свободу ученикам, чтобы приобрести их любовь, а иногда – порицать, чтобы сдержать их, – и таким разнообразием устроять спасение их.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 13.
Пришед же Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго
Кесарию эту выстроил Филипп в честь Кесаря, но была и другая Кесария – Стратонова. Спросил учеников, отведя их далеко от иудеев, чтобы они без всякого страха свободно отвечали на вопрос. И не о книжниках и фарисеях спрашивал, так как они открыто поносили Его, но – о народной толпе, которая не имела зависти и лукавства. И Лука (9, 18) говорит: и бысть егда моляшеся един, с Ним беху ученицы: и вопроси их, глаголя: кого Мя глаголют народи быти? А Марк (8, 27) сказал, что спросил их на пути. Может быть, на пути в страны Кесарии Христос вместе молился и совершал путь. Сына Человеческаго, т.е. кажущегося для них человеком. Спросил не потому, что не знал, но с премудрою целью, чтобы Петр сказал то, что ему было открыто, и чтобы отвергнуть ошибочные мнения о Себе всех других людей. Он знал, что Бог Отец открыл о Нем Петру. Заметь, что спросил об этом не в начале проповеди, но после того, как совершил много и великих знамений, после того как учил о многом и великом, после того как представил достаточные доказательства Своего Божества и единства с Отцом.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 14.
Ст. 14-15 Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя: инии же Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк. Глагола им (Иисус): вы же кого Мя глаголете быти
Вы, говорит, которые постоянно живете со Мною и хорошо знаете Мое могущество в деле и в слове. Сказав им: вы же кого Мя глаголете быти? – показал, что народ говорит неверно.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 15.
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня
См. Толкование на (Мф 16:14)
- 16.
Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго
Опять Петр, всегда пламенный, выскакивает и предупреждает. Сказал: Живаго, потому что написано о Нем: «Господь живяй в вас» ((Нав 3:10)); «живу Аз, глаголет Адонаи Господь», и много такого же, – конечно, для различия от мертвых идолов.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 17.
И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех
Но и прежде, вслед за укрощением бури, ученики исповедали Его Сыном Божиим, говоря: воистинну Божий Сын еси ((Мф 14:33)), и, однако, не были названы блаженными. И некоторые другие веровали, что Он есть Бог, но никого из них не назвал блаженным. Что же нужно сказать на это? то, что все, исповедавшие Его Сыном Божиим и веровавшие, что Он есть Бог, полагали, что Он таков не по естеству и не в собственном смысле, а по усыновлению и по превосходству добродетели, подобно тому, как все святые называются сынами Божьими. Один только Петр истинно понимал, что Христос есть по естеству и в собственном смысле Сын Божий. Потому-то Христос, желая показать ученикам, что Петр один знал надлежащим образом и без всякого заблуждения исповедал Его, назвал его блаженным, как получившего Божественное откровение о Нем. Плоть, говорит, и кровь, т.е. человек, не руководили тобою при этом священном исповедании относительно Меня, но Отец Мой, – как достойным такого исповедания. Еврейское слово вар – означает сын. Утвердив это мнение Петра и показав, что он был научен Богом, смотри, каких благ удостаивает его.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 18.
И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою
Ты – Петр, потому что будешь камнем веры после отречения, или потому что и теперь ты крепок в мысли; и на этой-то крепости Я создам Церковь Мою, или положу тебя в основание верующих, так как Церковь составляют верующие. Сказал это, направляя его мысль к пастырству (προσποιμαντικην).
и врата адова не одолеют ей
– не будут господствовать над Церковью. Вратами ада называет хулы от язычников и еретиков, как приводящие к вечному мучению, или же наказание за них, как приводящее к телесной смерти. Затем высказывает и другую почесть.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 19.
и дам ти ключи Царства Небеснаго
Так как Петр исповедал Христа истинным Сыном Божиим, то Он показывает ему силу Своего Божества, говоря: создам на тебе Церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного, т.е. право вводить в него, так как вводить может владеющий ключами. Дар этот принадлежал и другим апостолам, но дан был ему прежде всего, потому что он первым исповедал Христа истинным Сыном Божиим. Поэтому и после Вознесения Спасителя на небо, он прежде всех учил долгое время и многих привел к вере.
и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех
И это дело – владеющего ключами. Вязать – значит не прощать, а разрешать – прощать. Итак, обещает ему: всякий грех, которого ты не отпустишь на земле, не будет отпущен и на небе Богом, – и всякий, который ты отпустишь здесь, будет отпущен и там. Но Марк (8, 29) и Лука (9, 20) ради краткости привели ответ Петра по сокращению, и потому и об ублажении его, и о другой чести они умолчали, зная притом же, что он – не честолюбив. Матфей же ради точности написал все это, воздавая вместе с тем честь верховному из апостолов.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 20.
Тогда запрети Иисус учеником Своим, да ни комуже рекут, яко Сей есть Иисус Христос
Марк (8, 30) сказал: и запрети им, да ни комуже глаголют о Нем, а Лука (9, 21): Он же запрещь им, повеле ни комуже глаголати сего. Запрети вместо – повелел, запрещь повеле, т.е. строго приказал никому не говорить, что Он есть Христос, т.е. Сын Божий по естеству, как исповедал Петр.
Необходимо было, чтобы это было открыто Самим Отцом, подтверждено Самим Сыном прежде Своей смерти и стало известным одним только ученикам, как более совершенным, чем народ, и как общим учителям вселенной. Христос не желал, чтобы народ знал это прежде Воскресения Его из мертвых, чтобы, зная теперь, что Он по естеству – Сын Божий, по естеству – Бог, а потом – видя Его бесчестно поносимого, сильно страдающего и бесчеловечно убитого, он (народ) не соблазнялся, не возвратился к прежнему неверию и не сделался неисправимым. Если соблазняло даже учеников, более совершенных, чем народ, не только исполнение этого, но самая речь об этом, то каким образом не могли бы соблазниться несовершенные, видя это и не зная тайны страдания, которая и самим ученикам была не легко доступна? И они только тогда, когда по Вознесении Спасителя снизошел на них Дух Святой, исполнившись Божественной благодати и отложив человеческие помыслы, поняли все тайны и сделались тверже адаманта. До того же времени их постоянно соблазняло все человеческое во Христе. Поэтому-то, как сказано, Он тогда не желал, чтобы было известно народу, что Он – истинный Сын Божий, по естеству Бог, – но разными способами преподает это ученикам. Когда же, по удалении всех соблазнов, должны были ясно свидетельствовать о том, что Он по естеству Бог – померкшее солнце, раздравшаяся церковная завеса, потрясшаяся земля, рассевшиеся скалы, и воскресшие тела многих умерших святых и Сам Он, чудесно воскресший из мертвых (и в то время уже ясно воссияла сила Его Божества и доказательство было несомненно; но еще и Дух Святой должен был сообщить разумение не только ученикам, но и всем верующим), тогда только Он пожелал открыть всем тайну Своего Божества и страдания, чтобы проповедь о Нем распространялась беспрепятственно.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 21.
Оттоле начат Иисус сказовати (δυκνυειν) учеником Своим, яко подобает Ему ити во Иерусалим и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати
С того времени, когда ученики твердо знали, что Он есть Сын Божий по естеству, Он начинает показывать, или предсказывать им, что Он должен претерпеть, чтобы, заранее зная это, они не соблазнялись во время страдания и не предполагали, что Он страдает по слабости природы. И как это можно было предполагать относительно Того, Который заранее знает, предсказывает и даже спешит пострадать?
Толкование Евангелия от Матфея.
- 22.
И поемь Его Петр, начат пререцати Ему
Поемь, т.е. взяв отдельно. Услышав, что Христос должен умереть, он не мог этого перенести, потому что считал это недостойным Его Божества. Поэтому, получив некоторую смелость вследствие того, что был назван блаженным, прекословил, т.е. упрекал Его наедине.
Нужно знать, что слово επιτιμαν (пререцати, прекословить) у евангелиста иногда значит – «заставлять молчать», как сказано о нечистом духе, который говорил, что знает Христа, что Он – Святый Божий: и запрети ему ((Мк 1:25)), т.е. заставил молчать; запрети ветром и морю ((Мф 8:26)); иногда – «подтверждать», напр., и запрети им, да ни комуже глаголют о Нем ((Мк 8:30)); иногда – «упрекать», как напр, в этом месте, о котором теперь идет речь; иногда «порицать», как, напр.: запрети Петровы ((Мк 8:33)), о чем сейчас будет сказано; а иногда – «не допускать», как это мы найдем в 19 гл. 13 ст.
глаголя: милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие
Говорит это, без сомнения, заботясь о Нем, как истинный друг. Милосерд Ты – сказал по обычаю; потому что был обычай упрекать так того, кто говорил что-либо неожиданное; т.е. пусть Бог будет милосерд к Тебе. Не имать быти Тебе сие, т.е. да не случится с Тобою того, что говоришь.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 23.
Он же обращься рече Петрови: иди за Мною, сатано
Марк (8, 33) сказал, что Христос, обратившись и взглянув на учеников Своих, запретил Петру, т.е. порицал его. Он желал, чтобы и они слышали это порицание и вразумились, потому что чувствовали то же, что и Петр. Сатаною назвал его, как подражающего сатане в том, что он не желал, чтобы Христос был умерщвлен. И сатана не желал, чтобы Христос был умерщвлен для того, чтобы оказались ложными все пророчества об Его смерти, и чтобы телесная смерть Христа не была смертью Его собственной власти; хотя сам же он возбудил иудеев к убиению Спасителя и оказался побежденным собственной злобой.
Можно сказать и иначе: так как «сатана» значит – противник, а Петр, отклоняя Христа от смерти, не следовал, а противился Его воле, то Спаситель говорит ему: иди за Мною, сатано, т.е. следуй за Мною, противник…
соблазн Ми еси
Противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием. Далее высказывает и причину, почему он противодействовал.
яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая
Ты так полагаешь, потому что размышляешь не о Божественном, а о человеческом. Если бы ты думал о Божественном, то считал бы для Меня достойным умереть за мир, а так как ты думаешь о человеческом, то считаешь для Меня недостойным даже умереть.
Ты же обрати внимание на то, что недавно весьма ублажаемый теперь сильно порицается, – чтобы сдерживать и свою смелость и знать, что Спаситель был нелицеприятен. Когда тот сказал верно, ублажил его, а когда неверно – порицал. Верно он сказал то, относительно чего получил откровение от Бога, а неверно – то, что сказал от себя самого.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 24.
Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет
Марк (8, 34) и Лука (9, 23) говорят, что Христос сказал это к народу и вообще ко всем. Сказал это, утверждая, что не только не неприлично для Него умереть, но что и никто другой не может быть Его учеником, если не умрет за благо. Аще кто хощет, говорит, по Мне ити, или – следовать за Мною, как ученик и подражатель Мой, да отвержется себе, т.е. своей воли, преданной страстям и привязанной к этой жизни, или – своего тела, не щадя его во время бедствий и испытаний, но даже подвергая его опасностям, – и возмет крест свой, т.е. пусть помнит о своей смерти (крестом обозначил смерть, потому что крест тогда был орудием смертной казни), пусть всегда ожидает смерти, пусть постоянно будет готов к ней, и ежедневно умирает своею волею. Это изречение объяснено и иначе в десятой главе. И смотри, как сказал: аще кто хощет, муж или жена, или начальник, или подчиненный, и аще хощет, потому что никого не принуждает против воли; а чтобы ты не подумал, что достаточно только страдать (так как и разбойники, и грабители, и волшебники, и другие злые люди много страдают), присоединил: и по Мне грядет, научая, что нужно не только претерпеть это, но последовать за Ним, т.е. идти по следам Его жизни.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 25.
иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю
Сказал это и в десятой главе; там найди и объяснение. Марк же (8, 35) сказал: Мене ради и Евангелия, т.е. ради Меня и Моего учения.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 26.
кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит
Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.
или что даст человек измену за душу свою
Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 27.
приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его
Показал, что имеет одну и ту же славу с Отцом: во славе, говорит, Отца Своего. Если же имеет одну и ту же славу, то, конечно, одно и то же и существо, и власть, и Божество. Имеющие одну и ту же славу имеют и все остальное одно и то же.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 28.
Аминь глаголю вам, (яко) суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем
Сказав о Себе, что придет во славе, дориносимый и сопровождаемый Ангелами, и зная, что ученики не доверяют этим словам, подтверждает их, присоединив, что немного спустя некоторые увидят Его славу, – которую Он здесь назвал Царством. Указывал Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: нецыи от зде стоящих. Царством же Своим, или славою Своею – назвал то сияние, с которым впоследствии должен придти, когда воздаст каждому по делам его.
Толкование Евангелия от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 16
Глава 16
1.«Фарисеи и саддукеи»: см. прим. к Мф. 3:7. – «Искушая Его, просили знамения»: спрашивали Его не для того, чтобы уверовать, но чтобы уловить… Если бы веровали, то не просили бы знамения» (Злат.). Их просьба была лицемерная, почему Спаситель и называет их лицемерами (ст. 2). Притворялись они, что желали бы веровать в Господа, а сами в душе не думали верить; показывали вид, что сомнение относительно лица Иисуса Христа тяготит их, тогда как на самом деле оно им нравилось. Может быть думали поставить Его в затруднение и в этом найти предлог взнести на Него хулу. – «Знамение» (ср. прим. к Мф. 12:38) «с неба»: какое-либо особенное, необычайное явление на тверди небесной. Ветхозаветные пророки иногда творили такие чудеса. Так, по слову Самуила, произошел необычайный чудесный гром (1Цар. 12:16-18); Исаия возвратил солнечную тень на 10 ступеней (Ис. 38:8); Моисей свел манну с неба (Исх. 16:4. Ин. 6:31); Навин остановил солнце (Нав. 10:12-14). Фарисеи и саддукеи и просили Господа показать им подобное знамение в надежде, что Он не покажет такого, не сможет; а если Он действительно Мессия, то удовлетворит их желанию. «А не знали, глупые, что Моисей в Египте совершил много знамений на земле, напротив огонь, сошедший с неба на скот и на детей Иова, был от диавола; из чего видно, что не все приходящее с неба – от Бога, равно и не все, бывающее на земле – от бесов» (Злат.). Относительно неожиданного согласия двух, обыкновенно враждебных между собою сект (фарисеев и саддукеев) в настоящем случае и требования ими знамения именно с неба, блаженный Феофилакт замечает: «хотя в учениях фарисеи и саддукеи не согласны были между собой, но относительно Христа были единодушны; знамения же с неба просили потому, что думали, что знамения на земле совершаются (Христом) посредством демонской силы и о веельзевуле». 2-3.«Будет вёдро, потому что» и пр.: народные приметы относительно погоды, основывающиеся на наблюдениях некоторых законов преломления лучей света, приметы, существующие почти у всех народов. Приметы эти различны по различию климатов в разных странах. Относительно Иудеи вероятно указанные приметы действительно были приметами вёдра и ненастья. – «Различать лицо неба умеете»: можете по известным приметам на небе узнавать перемены погоды. – «А знамений времен не можете»: примет перемен, совершающихся в разные времена в мире нравственном, не знаете, не видите, или не хотите видеть, хотя они для внимательного взора также очевидны, как приметы перемены погоды. «Знамения времен» суть особенные замечательные события или случаи, указывающие на особенную важность известного времени в нравственном отношении и совершающиеся по особенному устроению Промысла. Вы, как бы так говорит Христос, просите, чтобы Я показал вам знамение с неба в удостоверение, что Я точно Мессия. Но таковых знамений много перед вашими глазами, только вы не умете понимать их, хотя по ним также верно вы могли бы судить о Мне, как верно можете узнать погоду по приметам воздушного неба. Смотрите: слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, нищие благовествуют, и все это Моею силою. Не довольно ли для вас этих знамений времени, чтобы увериться, что настало царство Мессии, что и Сам Он среди вас (см. Мф. 11:4-6 и прим.)? Для чего еще новых знамений? Умейте понимать, что видите и слышите. Но вы не понимаете этих знамений. Слепые, вы сами виновны в этом. Св. Златоуст так еще раскрывает смысл этого изречения: «как на небе, говорит Господь, иной признак ненастья, иной – вёдра, и как всякий, видя признак ненастья, не будет ожидать хорошей погоды, а в хорошую погоду – ненастья, так и обо Мне должно рассуждать. Ибо инаково время настоящего пришествия, инаково – будущего. Ныне нужны знамения на земле, а знамения на небе отложены до будущего времени. Ныне Я пришел как врач, тогда явлюсь как судья; ныне пришел взыскать заблудшее, тогда приду потребовать отчета: для сего ныне пришел скрытно, тогда приду со всею торжественностью: совью небо, сокрою солнце, лишу света луну, тогда и силы небесные подвигнутся, и явление Моего пришествия будет подобно молнии, которая вдруг всем является. Но не ныне время сих знамений, ибо Я пришел умереть и претерпеть поноснейшие страдания» (ср. Феофил.). 4.«Род лукавый» и пр.: см. прим. к Мф. 12:38-40. – «Оставив их, отошел»: простое и наглядное выражение праведного негодования Христова на лицемеров, искушавших Его (Мф. 21:17). 5.«Переправясь на другую сторону»: моря Галилейского, следовательно на восточную, так как разговор с фарисеями был на западной стороне, в пределах Магдалинских (Мф. 15:39). – «Забыли взять хлебов»: в достаточном для их пропитания количестве, так как с ними был всего один хлеб (Мк. 8:14).
6.«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»: образ закваски употребляется как в добром, так и в дурном смысле; в первом она означает таинственную всепроникающую и обновляющую силу христианского учения и духа его (Мф. 13:33); во втором – тайную заразительную и оскверняющую силу злого начала, учения или нравственного направления (ср. 1Кор. 5:6 и дал.). Ложное и заразительное сектантское учение фарисеев и саддукеев, порочное нравственное направление их, худой лицемерный образ их жизни, нечистота нравственных и общественных правил их – вот та закваска, которой беречься Господь повелевает ученикам Своим (ср. ст. 12, Лк. 12:1 и Мф. гл. 23). «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисейское и саддукейское, проникнутое как бы кислотою и вводившее древние предания старцев, заражало души слушавших» (Феофил.). 7.«Они же помышляли» и пр.: разборчивость в пище иудеи простирали до того, что остерегались например есть хлеб, приготовленный язычниками. Посему, когда ученики услышали предложение Учителя беречься закваски фарисейской и саддукейской, они подумали, что Он предостерегает их не брать хлеба от фарисеев и саддукеев, чтобы не оскверниться им, как нечистым; и, так как у них был всего один хлеб, (Мк. 8:14), то они могли подумать, что Учитель сим указанием упрекает их в беззаботности и невнимательности.
8-12.Из речей учеников («говорили» – ст. 7) Иисус уразумел, что они не поняли слов Его, и упрекает их в маловерии, непонятливости и забывчивости, напоминая о недавнем двукратном чудесном напитании нескольких тысяч народа немногими хлебами (Мф. 14:14-21. Мф. 15:32-38). Свидетели этих чудес, так недавно совершенных, не должны были заботиться излишне о своем пропитании и думать, что Учитель упрекает их за беззаботность о их внешних житейских нуждах. Если же так они подумали, то в этом высказалось их маловерие, непонятливость и забывчивость (ср. Феофил.). После этого вразумления ученики поняли, что слова Его надобно понимать в иносказательном смысле, именно – что Он говорит им беречься «учения» фарисеев и саддукеев. 13-14.«Кесарии Филипповой»: город, лежавший, по разделению Палестины во времена И. Христа, в Гавлонитиде, а по древнейшему разделению – на северной границе колена Неффалимова, при подошве горы Ливана. В древности он назывался Панеей (Plin. N. H. 5, 15). Тетрарх галилейский Филипп распространил и украсил этот город и назвал его в честь римского Кесаря (Тиверия) Кесариею Филипповой. Эта Кесария называлась так в отличие от другой Кесарии Палестинской, лежавшей на берегу Средиземного моря и называвшейся Стратоновою (Деян. 8:40. Деян. 10:1). – «За кого люди почитают Меня»: «для чего спрашивал (Господь) сначала не об их (Апостолов) мнении, а о мнении народа? Для того, чтобы они самим порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как народ. Для сей же цели спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою Божественность и единство с Отцом; тогда уже предлагает им сей вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи, но желает знать непритворное мнение народа, потому что мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой» (Злат., ср. Феофил.). – «Сына Человеческого»: см. прим. к Мф. 8:20. – «Одни за Иоанна Крестителя»: воскресшего из мертвых. Этого мнения держался Ирод Антипа (ср. Мф. 14:2) и, как видно из настоящего места, не один, но и некоторые из народа. – «Другие за Илию», который по народному верованию должен был явиться перед пришествием Мессии (Мф. 11:14. Мф. 17:10). – «Иные за Иеремию» и пр.: было также в народе мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением Иеремии пророка, или кого-либо из древних великих пророков. Таким образом народное мнение (конечно не всего народа) о Христе было то, что Он – предтеча Мессии, почему Златоуст и говорит, что мнение народа было «гораздо ниже надлежащего». 15-16.«Симон Петр сказал: Ты Христос» и пр. Симон Петр, «уста Апостолов, всегда пламенный и верховный в лике Апостолов, не терпит, предупреждает и говорит: «Ты Христос» (Злат., ср. Феофил.). – «Христос»: т.е. Мессия, Помазанник (см. прим. к Мф. 1:1). – «Сын Бога»: Сын Божий в исключительном, единственном смысле, Сын Божий единородный, второе лицо Пресвятой Троицы (Ин. 10:29, 36. Ср. прим. к след. ст.). – «Христос Сын Божий»: в этих словах заключается сущность христианской веры и исповедания (ср. Мф. 26:63. Ин. 11:27. Ин. 20:31. 1Ин. 2:22 и дал. Флп. 2:11). «Не говорит: ты еси Χριστός, Ύιός (Христос, Сын Божий) без члена; а с членом δ Χριστός, δ Ύιός, т.е. Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего, ибо христами (без члена) были многие, как например все цари и священники, а Христос (с членом) один» (Феофил.). – «Живаго»: истинного Бога, в противоположность божествам языческим, ложным, мертвым, не истинным. Он один – источник жизни всех существ во времени и в вечности. 17.«Симон, сын Ионин»: ср. Ин. 1:42. Ин. 21:16-17. «Поелику ты проповедал Отца Моего, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: «сын Ионин»; но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Иисус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр – сын Ионин, т.е. одной сущности с родившим, присовокупил» и пр.: (Злат., ср. Феофил.). – «Не плоть и кровь открыли тебе»: выражение «плоть и кровь» – означает иногда человека и притом со стороны его несовершенств, в противоположность совершеннейшему Богу (Гал. 1:16). Посему выражение это значит: не какой-либо человек открыл тебе это; это исповедание твое заимствовано не от кого-либо из людей, но открыто Отцом Небесным. «Конечно, если бы Петр исповедал Его Сыном не в собственном смысле и не от Самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения. Если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства… За что же Петр называется блаженным? За то что они исповедовал Его истинным Сыном. По сей-то причине И. Христос других не называл блаженными, но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл ему, … дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и дабы ты верил, что слова сии не суть человеческое мнение, но Божественное учение» (Злат.). 18.«Ты Петр»: Петр с греческого значит «камень, скала», – то же, что сирохалдейское – «Кифа». Господь дал это имя Симону еще ранее, при первой встрече с ним, только взглянув на него (Ин. 1:42), по Божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно – Петр – камень, скала твердая. – «На сем камне Я создам церковь Мою»: образ речи взят с обычая – в основание здания полагать крепкие камни (ср. Мф. 7:24-25). – «Церковь» означает общество призванных, или собрание верующих во Христа, где бы они ни были, когда бы они ни жили. – «На сем камне»: образное выражение это толкуют неодинаково. Одни под «камнем» разумеют Апостолово исповедание Иисуса Христа, как Мессии Сына Божия, и все изречение перифразируют так: ты – Петр, и на сем твоем, как скала, твердом исповедании Меня Сыном Бога живаго, Я создам церковь Мою; это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я осную (Злат., Епиф., Феодорит, Феофил.). Другие под «камнем» разумеют Самого Иисуса Христа, Который в Писании нередко называется сим именем (Ис. 28:16. 1Пет. 2:8), и перифразируют изречение Господа так: ты – Петр, и на истине незыблемой, как скала, выраженной тобою, что Я Мессия – Сын Бога живаго, Я создам церковь Мою, т.е. на Себе Самом, как Мессии (Иерон., Август.). Иные под камнем разумеют самого Апостола Петра, исповедовавшего Иисуса Христа Сыном Божиим (Терт., Ориг., Григ. Бог.), конечно не в том смысле, в каком римские католики хотят приписать Апостолу Петру главенство над прочими Апостолами, и папе, как его преемнику в Риме, главенство над всею христианской церковью, ибо держащиеся этого объяснения прямо сему противоречат (например, Ориген, и – то, что в изъяснение сего изречения обещано Апостолу Петру (ст. 19), впоследствии обещано и всем Апостолам (Ин. 20:22-23). Наконец под «камнем» разумеют всех Апостолов, от лица которых произнес исповедание веры Апостол Петр (Ориг., Иерон., Феодорит). «Камень есть Христос, Который даровал Своим Апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что церковь основана на Петре; но в другом месте показывается, что она основана на всех Апостолах, которые все же приняли ключи Царства Небесного, так что крепость церкви равно утверждается и на них» (Иерон.). «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из Апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих Апостолов одолеют? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: «и врата ада не одолеют ее, и: на сем камне создам церковь Мою?» Разве также одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а другой из блаженных (апостолов) никто не получил их?» (Ориген.). Какое бы из этих объяснений ни приняли мы, во всяком случае притязание, основываемое римским папой на сем изречении – быть главою церкви, не основательно. – «Врата ада не одолеют ее»: образное выражение той мысли, что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны, не возмогут победить основанной Христом церкви. Ад, местопребывание умерших злых душ и в частности злых духов, демонов, представляется здесь, подобно как и церковь, зданием. – «Врата ада»: образ речи взят с обычая восточных народов собираться у ворот города, обыкновенно более или менее укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и других общественных дел. Мысль – та, что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят церкви. 19.«Ключи Царства Небесного»: понятие Царства Небесного (см. прим. к Мф. 3:2) соответствует здесь к понятию церкви (ст. 18); и как церковь представляется под образом здания, которое конечно имеет вход и выход, замыкаемый и отмыкаемый посредством ключей, то ключи означают здесь образно орудие допущения или недопущения в здание церкви или в общество верующих. Обладание ключами здания предполагает свободный доступ в здание и даже распоряжение в нем (Ис. 22:22. Откр. 1:18. Откр. 2:7); вручение ключей поэтому есть дарование права входить в здание, распоряжаться там, допускать туда или не допускать других. Следовательно, выражение: «дам тебе ключи Царства Небесного» означает то же, что последующее за ним изречение: «что свяжешь на земле, будет связано на небесах» и пр. – «Дам тебе» этим дается не одному Петру исключительное право допускать или не допускать в церковь, как думают римские католики, но такое же право даровано в последствии всем Апостолам (Ин. 20:21-22); здесь же оно дается Петру потому только, что он прежде всех исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. «Неужели ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие Апостолы не получили? Не в церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская церковь. А что действительно церковь получила сие право, а не одно исключительное лицо, это видно из другого места, где Господь то же самое говорит и ко всем Своим Апостолам (Ин. 20:22-23 и Мф. 18:18). Так церковь связывает, церковь разрешает; связывает и разрешает церковь, основанная на краеугольном камне – Самом Иисусе Христе» (Август.). – «Что свяжешь на земле» и пр.: «вязать и разрешать» часто употреблялось у иудеев в смысле – запрещать и дозволять (Lightf. p. 378 и дал.). Так например, говоря о собирании дров в день субботний, они, выражались: «школа Шаммаи связует это, т.е. запрещает, школа Гиллела разрешает это, т.е. дозволяет». Апостолу Петру, а впоследствии и всем Апостолам, этими словами дается право разрешать или не разрешать грехи, дозволяющие или не дозволяющие быть в церкви или обществе верующих, и обещается, что недозволенное ими в церкви не дозволено будет и Богом, а разрешенное будет разрешено и Богом. Такая власть даруется им потому, что после Христа Апостолы и преемники их остаются на земле видимой законодательной властью в церкви, как представители управления церковью Самим Иисусом Христом. 20.«Запретил ученикам Своим» и пр.: причина запрещения могла быть с одной стороны та, чтобы не возжигать преждевременно в народе страстей, при его ложных понятиях о Мессии; с другой – та, чтобы в нерасположенных ко Господу фарисеях и начальниках не воспламенять преждевременно чрезмерного гнева, могущего подвергнуть опасности жизнь Его, тогда как час Его не пришел; наконец – та, что Его не поняли бы еще теперь, так как имели еще ложное понятие о Нем, признавая Его не за Самого Мессию, а за предтечу Его (ст. 14). Нужно было еще время, чтобы для могущих понимать выяснилось Его учением и деятельностью Его лицо. «Для чего Он запретил? Для того, чтобы по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. Поелику могущество Его не столь еще очевидно обнаруживалось, Он хотел, чтобы Апостолы тогда уже начали проповедовать, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Ибо иное дело видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям, особенно, когда за чудесами должен был последовать крест; иное же дело видеть, что вся вселенная Ему поклоняется и верует в Него, и что Он уже не переносит ни одного из тех страданий, которые претерпел. Посему-то и повелел никому не сказывать… Если те, которые видели многие чудеса и слышали столько неизреченных тайн, соблазнялись при одном слухе о страданиях, притом не только прочие Апостолы, но и верховный из них Петр: то представь, какому бы соблазну подвергся народ, знавши, что Иисус Христос есть Сын Божий и притом увидевши, что Его распинают и оплевывают, между тем как не разумел сокровенного в сих тайнах, не принял еще Духа Святого?... Итак, справедливо запретил Он сказывать, прежде креста, народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками» (Злат.).
21.«С того времени Иисус начал» и пр.: доселе Господь лишь прикровенно указывал на предстоящие Ему страдания и смерть (Мф. 10:28. Мф. 12:40. Ин. 2:19. Ин. 3:14); теперь же ясно уже говорит об этом ученикам Своим. Прежде для них это могло быть совершенно невместимо, при чувственных представлениях иудеев о Мессии, которых не чужды были по временам и Апостолы; теперь же, когда исповедание Петра показало Господу, что ученики Его твердо и искренно признали Его за Мессию, пора уже было яснее приготовлять их к мысли о земной судьбе Мессии, и эта мысль более могла быть вместима для них при их твердой вере в Иисуса, хотя все еще не вполне вместима (ср. Лк. 18:34), как показал это поступок Петра (ст. 22-23). Они все еще ожидали видеть в Мессии земного царя царства Израильского и долго держались этого мнения (ср. Деян. 1:6). Господь сначала убедил их, что Он действительно Мессия, каковое убеждение их и выразилось в исповедании Петровом; потом уже с великой мудростью начинает посвящать их в тайны земной судьбы Мессии, чтобы отучать их от неправильных представлений о Нем. – «Должно идти во Иерусалим»: это не значит что Он до сих пор не бывал в Иерусалиме: по повествованию евангелиста Иоанна Он уже не один раз до того времени был там; здесь Он говорит пророчески о путешествии в Иерусалим на последнюю пасху, когда Он претерпел страдания и смерть. – «Пострадать от старейшин и первосвященников и книжников»: из которых состоял синедрион (см. прим. к Мф. 2:4. Мф. 5:7), осудивший Христа. – «И в третий день воскреснуть»: судя по тому, что ученики, когда уже гораздо после Господь говорил им то же самое, не понимали слов Его (Лк. 18:34), также потому что они долго не верили воскресению Господа, когда уже совершилось оно и когда получены были о сем достоверные известия (Лк. 24:11 и парал.), наконец потому, что о Петре и Иоанне в Евангелии от Иоанна прямо замечено, что они не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть (Ин. 20:9), надобно полагать, что хотя Господь со времени исповедания Петрова стал говорить яснее о Своих страданиях и воскресении, но все еще прикровенно выражался, в особенности о воскресении, так что ученики не вполне понимали речь Его о воскресении Его самого, хотя конечно понимали, что такое воскресение, ибо видели опыты воскрешения Господом мертвых. Что собственно приводило их в недоумение в этом случае не довольно ясно. «Они все еще оставались в некоем мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Посему-то Он и останавливается на сем трудном для них предмете, распространяет Свое слово, дабы отверзть их разум и дать им выразуметь, что значат слова Его. Но они все еще не понимали, все еще сокровенно было от них сие слово… Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать» (Злат.). 22.«Отозвав»: греческое слово некоторые переводят – взяв за руку или обняв Его рукою, как друга, но несправедливо; слово это значит отвести, отозвать в сторону от других (ср. Мф. 17:1). – «Начал прекословить»: глубоко преданный своему Учителю и Господу, пламенный и решительный, только что исповедовавший Его Мессиею, Сыном Божиим, Петр, услышав о близости страданий и кончины Его, не может вынести этой мысли о страданиях и смерти Его и начинает прекословить Тому, Кого сейчас только исповедал Богом. – «Сохрани Бог! этого не будет с Тобою, Господи»: собственно – да будет милостив к Тебе Бог, – выражение желания и надежды с уверенностью даже, что Бог по Своей милости не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит: Бог милостив, – этого с Тобою не случится. «Что это значит? Тот, кто удостоился откровения, назван блаженным, так скоро споткнулся и упал так, что убоялся страдания? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил о том откровения. Чтобы знать тебе, что он не сам от себя произнес слова: «Ты Христос, Сын Бога живого, смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и, тысячу раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал (из откровения), что Иисус есть Христос Сын Божий, но что такое тайна креста и воскресения, то ему еще не было известно» (Злат.). 23.«Отойди от Меня, сатана»: сильное выражение негодования на то, что сказал Петр. Петр как бы не хотел признать Божественного предопределения относительно Мессии. Ему нужно пострадать и умереть, чтобы быть искупителем человечества, а Петр как бы отклоняет Его от этого. Господь узнал истинный источник помыслов Петра, «потому что противник (сатана) именно желал того, чтобы Христос не страдал» (Злат.), а потому с силой и угрозой укорил Петра. – «Сатана» – противник, диавол, или князь бесовский (ср. прим. к Мф. 12:36); но не в сем смысле здесь употребляется слово, а в смысле злого советника, который дает советы злые и гибельные, противные определениям Божественным (ср. 2Цар. 19:22). – «Ты Мне соблазн»: «противодействуя Моей воле, ты служишь для Меня препятствием» (Евф. Зигаб.), если желаешь, чтобы не исполнилось то, для чего Я и пришел и на что есть вечное определение Божие. – «Думаешь не о том, что Божие»: не о том, что угодно Богу, что Он определил относительно страданий и смерти Мессии; «но что человеческое»: что должно быть по человеческим расчетам, именно что Мессии Сыну Божию не должно умирать смертью поносною, а быть таким Мессиею, какого ожидали тогда иудеи, – могущественным земным царем, завоевателем. «Петр по человеческому и плотскому рассуждению думал, что страдание для Христа позорно и не свойственно. Так, проникая в его мысли (Господь), говорит: ни мало не свойственны Мне страдания; но ты так судишь по плотскому разуму. Напротив, если бы ты в Божественном духе, освободившись от плотских помыслов, выслушал сказанное Мною, то понял бы, что это Мне весьма прилично. Ты думаешь, что страдать для Меня низко, а Я тебе говорю: эта мысль не страдать Мне – от диавола» (Злат.). 24-25.«Сказал ученикам Своим»: всем, а через них и всем истинным последователям Своим, поелику всем им предлежит тот же путь самоотвержения и преданности воле Божией, путь скорбей, страданий, искушений. – «Если кто хочет идти за Мною»: быть Моим последователем и учеником (ср. прим. к Мф. 4:19). «Не сказал, что вам волею или неволею должно пострадать, а что сказал? «Если кто хочет идти за Мною». Я не заставляю, не принуждаю, но каждому оставляю это на собственный произвол. Говоря же таким образом, Он сильнее убеждал (последовать себе), ибо принуждая часто отвращаем, а предоставляя слушателю свободу, больше привлекаем. Кроткое обращение действеннее принуждения; посему Христос и сказал: «если кто хочет» (Злат., ср. Феофил.). – «Отвергнись себя»: откажись от собственной твоей естественной воли и расположений, и предайся воле Божией; ради Христа откажись от всего, если то потребуется, и будь готов ради Него на всякие скорби, лишения, гонения, страдания, если Ему будет угодно послать их тебе, как бы ни больно было, чего бы ни стоила воле твоей такая жертва всем, что для тебя дорого. – «Возьми крест свой»: понеси всякие страдания и искушения (см. прим. к Мф. 10:38), подвизайся даже до смерти, хотя бы позорной и поносной. – «И следуй за Мною»: «ибо иной и страдая не последует Ему… Что ни делаешь, ни терпишь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели. Ибо в словах – «следуй за Мною» заключается и то, чтобы ты не только оказывал мужество в бедствиях, но целомудрие и кротость и всякую добродетель. То и значит последовать Ему как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели и все за Него терпеть» (Злат.). – «Кто хочет душу свою сберечь» и пр.: см. прим. к Мф. 10:39). 26.«Если приобретет весь мир»: приобрести весь мир значит овладеть и владеть всеми его сокровищами, достигнуть всяких почестей, наслаждаться всеми его удовольствиями. – «А душе своей повредит»: повредить душе – сделать ее неспособной к вечной блаженной жизни, утратить способность к блаженству и тем подвергнуть ее вечной смерти или страданиям в удалении от Бога, быть отверженным, исключенным из Царства Божия и вверженным в ад. Какая польза от сего человеку? Обладая всем мирским, он будет несчастлив и погибнет. – «Какой выкуп даст человек за душу свою?» Когда таким образом душа погибла, можно ли чем-нибудь выкупить ее? «Ты не можешь вместо души дать другой души. Если ты потеряешь деньги, можешь дать другие…, а потерявши душу, не можешь дать другой души. Хотя бы ты владел и целым миром, хотя бы ты был царем вселенной, впрочем и всю вселенную отдавши и на всю вселенную не купишь (погибшей) души» (Злат.). Разумеется здесь злое, намеренное погубление души противлением Евангелию.
27.«Придет Сын Человеческий» (ср. прим. к Мф. 8:20) «во славе Отца Своего»: придет, окруженный тем же величием, той же славой, какой окружен Сам Бог, придет в сонм святых духов, Своих служителей. – «Воздаст каждому»: наградит или накажет, смотря «по делам», – за добродетели наградит, за злые дела накажет. Добродетель истинная может быть только при вере, следовательно под делами награждаемыми разумеется и вера, а корень злых дел, за которые последует наказание, – неверие. Речь идет по преимуществу о последнем страшном суде Христовом, хотя суд на добрых и злых начинается еще в сей жизни с открытием Царства Мессии на земле (ст. 28, ср. Ин. 3:17-19). 28.«Грядущего в Царствии Своем»: открытие царства Христова последовало с Его воскресением. До тех пор дожили многие, слушавшие сию речь Господа (ср. прим. к Мф. 10:23). Св. Златоуст и блж. Феофилакт относят исполнение сего обетования ближайшим образом к событию преображения Господня (Мф. 17:1-9), прилагая слова: «некоторые из стоящих здесь» к Петру, Иакову и Иоанну, свидетелям преображения. «Желая просветить их взор и показать, сколько возможно для них, в чем некогда будет состоять та слава, с которою Он придет (ст. 27), открывает им славу сию еще в настоящей жизни, дабы они, а особенно оскорбевший Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (Злат.). «Сказав прежде о будущем пришествии Сына Человеческого во славе Своей, теперь, дабы они поверили сему, говорит, что «некоторые из здесь стоящих» увидят, сколько для них возможно, славу второго пришествия в преображении… Имеет же здесь в виду Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и которым показал царство Свое, т.е. образ будущего пришествия Своего и просияния праведников; потому и говорит, что некоторые из здесь стоящих не умрут дотоле, пока не увидят Его преображения» (Феофил.).



