- 1.
В той час приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: кто убо болий есть в Царствии Небеснем
Нечто человеческое испытывали тогда ученики. Видя, что Петр предпочтен, – хотя и Иаков был старше и некоторые другие, но ничего такого Христос не сказал о них, – они скорбели, и, однако, стыдились признаться в своем чувстве, а спрашивают Учителя неопределенно: кто из них больше? И не одно только это чувство испытывали ученики, но и многие другие. Еще прежде Господь назвал его блаженным и многое ему обещал; и в другое время, видя дерзновение Петра, ученики возревновали: Марк (9, 34) говорит, что сначала они между собою рассуждали, кто больше; с ним согласен и Лука (9, 46). Прежде, чем пришли к Петру собирающие дидрахмы, они рассуждали об этом же на пути; а придя в Капернаум, где подошли к Петру эти собиратели, и видя, что он опять предпочтен, еще больше были возбуждены, – и тогда именно спросили. По-видимому, они спрашивали о том, о чем знали уже; но на самом деле не так. На основании того, что они видели, они знали только, что Петр предпочитался им на земле; но они хотели знать, будет ли он пользоваться большею честью и на небе. Тогда они негодовали на это, но впоследствии, сделавшись совершенными, они взаимно друг другу уступали первенство.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 2.
- 3.
и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное
Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззаботно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свободно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 4.
иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем
всякий, кто по своей воле в значительной степени смирится, как смиряется дитя не по своей воле. Нужно подражать дитяти, которое, имея, как сказано, много добродетелей, не гордится ни одною из них.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 5.
и иже аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет
и всякий, кто примет одно такое дитя, какое я сказал, или – одного какого-либо человека, ставшего таким, как это дитя, т.е. смиренного, простого и уничиженного. Во имя Мое, т.е. ради Меня, ради того, что такой человек есть Мой. Смотри, как Он любит такого. Принимающий его, говорит, принимает Меня. Марк (9, 37) же присоединил: и иже Мене приемлет, не Мене приемлет, но Пославшаго Мя. Смысл всех этих слов такой: всякий, кто примет сделавшегося таким, как дитя, чрез него принимает и Меня, а чрез Меня – и пославшего Меня Отца. Отец присваивает Себе честь, принадлежащую Мне, а Я – принадлежащую тому, кто сделается таким, как дитя. Итак, какое же блаженство может быть больше того, когда кто-либо принимает Блаженную Троицу? Если он принимает Сына и Отца, то, конечно, принимает и Святого Духа, потому что Блаженная Троица – нераздельна. Но тогда еще не время было учить о Святом Духе. Что касается прибавки: не Мене приемлет, то это – особенность речи. И мы часто говорим по привычке: что ты делаешь для меня, не для меня делаешь, а для Бога. Поэтому Лука (9, 48), поставив все остальное, это пропустил, как идиоматизм речи.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 6.
а иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей
Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым, принимая их ради Меня, удостаиваются великого блаженства, – так и причиняющие им бесчестие, презирая их, понесут тяжкое наказание. Одного из малых сих, т.е. малых с виду, простых. Говорит здесь о тех, которые становятся такими, как дети. Говоря же, что лучше ему понести тяжкое наказание здесь, показывает, что в будущем веке он потерпит более тяжкое.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 7.
Горе миру от соблазн
Предсказывает будущий вред от соблазнов, чтобы, ожидая их, не только одни апостолы, но и все вообще люди бодрствовали всегда. Миром называет живущих в мире, а соблазнами – препятствия к хорошей жизни. Оплакивает мир по причине соблазнов, так как он должен много пострадать от них.
нужда бо есть приити соблазном
Поэтому-то некоторые говорят: если необходимо прийти соблазнам, то необходимо и грешить, а если необходимо грешить, то несправедливо грешники терпят наказание, так как то, что происходит по необходимости, не подлежит ответственности. Таким мы скажем: прийти соблазнам было необходимо, как необходимо и быть демонам, но нет необходимости людям добродетельным соблазняться, так как они имеют свободную волю. Поэтому не от нас зависит то, что приходят соблазны, но всецело зависит от нас то, что мы соблазняемся. Итак, Христос, зная, что вообще придут соблазны, предсказывает о них, чтобы мы остерегались, как уже сказано; и, однако, не потому они придут, что Он предсказал, но потому Он и предсказал, что они придут.
обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит
Соблазн сеется диаволом, но воспринимается, питается и взращивается человеком, имеющим дурную и испорченную волю, о котором Христос здесь и сетует, как о слуге диавола. Затем научает и тому, каким образом нам избегать соблазнов.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 8.
Аще ли рука твоя или нога твоя соблажняет тя, отсецы ю и верзи от себе: добрейше ти есть внити в живот хрому или бедну, неже две руце и две нозе имущу ввержену быти во огнь вечный
Не о членах тела говорит этим, но о родных, знакомых и друзьях, которые служат нам вместо членов, – как мы обстоятельнее изъяснили это в пятой главе. В ней сказано то же; поэтому найди там и изъяснение. Но там была речь о страсти, а здесь о всякого рода вреде. Бедным здесь называет безрукого.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 9.
и аще око твое соблажняет тя, изми е и верзи от себе: добрейше ти есть со единем оком в живот внити, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную
Сказано и об этом в той же главе, и излишне было бы повторять. Действительно, нет ничего настолько вредного, как сообщество с злыми. Если мы часто отсекаем и некоторые из своих членов, когда они и сами остаются неизлечимыми и другие заражают, то гораздо более необходимо это по отношению к родным, знакомым и друзьям, когда они служат для нас соблазном или препятствием к хорошей жизни. Лучше без них спастись, чем с ними погибнуть. Дав совет избегать злых, повелевает почитать добрых. Говорит: блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих…
Толкование Евангелия от Матфея.
- 10.
Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих
т.е. таких, которые людям кажутся малыми по своей простоте, но Богу – великими по своей добродетели. Конечно, если не должно презирать одного из них, то очевидно, что не должно и двух, и более. Затем Он представляет их достойными уважения и в другом отношении.
глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго
Отсюда видно, что люди праведные имеют Ангелов хранителей; ибо Давид говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их ((Пс 33:8)). А тех, которых охраняют Ангелы, имеющие пред Богом такое дерзновение, что всегда созерцают на небе Бога, – тех, конечно, не должно презирать, если не ради их собственной добродетели, то, по крайней мере, ради их хранителей. Лице Отца Моего, т.е. Отца Моего (Видят Его не так, как Он есть по Своей сущности, но насколько им возможно. Бога, – говорит, – никтоже виде нигдеже ((Ин 1:18)), не только телесная тварь, но и бестелесная). Далее представляет и другую основательную причину, почему не должно их презирать.
Толкование Евангелия от Матфея.
- 11.
Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго
Пришел Я, говорит, в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви.
- 12.
Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия
Человеком называет Себя Самого, а стами овцами – всю разумную тварь Ангелов и людей; овцами, потому что они подчинены и пасутся Им, а стами – по причине совершенства видов этих разумных тварей: их столько, сколько нужно. Число сто Он обыкновенно употребляет для обозначения совершенства, как напр. и о земле, приносящей плод во сто крат, как сказано в тринадцатой главе. Заблудившаяся овца это человеческий род, отделившийся от стада Божия и последовавший за коварными демонами. Горы, по мнению одних, – это небо, по причине его высоты, на котором Господь оставил другие виды (разумной твари), а по мнению других – земля, потому что на ней любят пребывать дикие демоны, как на горах звери, и потому что она приносит не добрый плод, радующий всеблагого нашего Владыку, а дикий, доставляющий удовольствие дикому сатане. К этим-то демонам Он и пошел, чтобы найти заблудившуюся овцу. Если человек не презирает заблуждающейся неразумной овцы, хотя имеет много незаблудившихся, то тем более не презирает разумной овцы Бог, милосердие Которого по отношению к милосердию человеческому ведь то же, что целое море по отношению к капле воды.
- 13.
И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших
Мы не столько радуемся тому, чем владеем безопасно, сколько тому, что мы приобрели после потери. Владея первым всегда, мы не ощущаем столь великой радости, но потеряв второе и сильно опечалившись происшедшим отсюда вредом, мы, найдя потом, сильно радуемся, как бы получив какую-нибудь прибыль.
- 14.
Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих
Так, как научила притча. Отцом учеников называет Самого Себя, не только как их Учителя, но и как Творца. Нужно знать, что Отцом учеников Он иногда называет Своего Отца, а иногда – Себя. Пред Отцем вашим – вместо: в Отце вашем; это выражение тоже есть идиоматизм. Но почему Он не дал признака, по которому мы могли бы отличать этих малых? Чтобы, не зная достойного, мы не презирали никого, но заботились обо всех.
- 15.
Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем
Окончив Свою сильную речь против соблазняющих и отовсюду их устрашив, переходит и к соблазняемым и повелевает им не пренебрегать соблазняющими. Братом называет единоплеменника и единоверца. Так как соблазнивший неохотно придет для оправдания, краснея и стыдясь соблазненного, то и посылает к нему этого последнего. Пойди, говорит, и обличи его, т.е. напомни ему, что он тебя соблазнил, докажи ему, что он тебя обидел, но только по-братски и с желанием исправить его, а не враждебно и с желанием порицать. И чтобы это обличение легче было принято, советует, чтобы оно происходило только между двумя, чтобы обличенный публично не сделался еще наглее и неисправимее.
Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего
Если он послушает твоих увещаний, раскается и осудит самого себя, то ты получил великую прибыль, именно – самого брата своего, член свой. Прежде ты потерял его, отторгнувшегося было вследствие соблазна от братского общения, что для истинных братьев составляет большую потерю.
- 16.
Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол
Так как ты один не мог уврачевать, то возьми с собою еще немногих, – чтобы опять-таки он не ожесточился еще более, думая, что изобличен всенародно, – а одного или двух помощников для того, чтобы в том случае, когда он не смягчится, они были свидетелями твоей кротости и его жестокости, чтобы по положению древнего закона при устах, или устами, двух или трех свидетелей стало, или подтвердилось, всякое слово, т.е. что ты со своей стороны сделал все и ничего не опустил, придя сперва к нему сам один, а после взяв с собою и других.
- 17.
Аще же не послушает их, повеждь Церкви
Церковью здесь называет предстоятелей Церкви верующих. Открой им все, относящееся к нему. Может быть, они убедят его, уважающего достоинство их.
Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь
Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым. К неверующим язычникам присоединил и мытарей по причине их любостяжания, корыстолюбия, бесчувственности и несправедливости. Итак, послушаем же мы, подверженные такого рода страстям. Смотри, какое старание Он заповедует прилагать для исправления соблазнивших нас; а мы не стараемся врачевать даже тех, которых мы сами соблазнили. Но что же? одно ли это наказание будет для неисцелимого? Нет; слушай, что дальше следует.
- 18.
Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех
Повелев сказать, наконец, Церкви, т.е. предстоятелям Церкви, теперь направляет речь к ним, говоря: елика аще свяжете на земли и пр. Это Он сказал (гл. 16) и Петру; там найди и объяснение. Смысл этого изречения такой: всякое решение ваше на земле Бог утвердит на небе, отсечете ли вы неизлечимых от Церкви, или же раскаявшихся после опять примете. А этим Он угрожал не для того, чтобы это случилось, но для того, чтобы всякий, устрашенный и отсечением от Церкви, и определением Божиим, избежал бы этого. Для того Он и установил первый, второй и третий суд, и только после этого считал его достойным отвержения, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, – а если презрит этот, страшился бы третьего, – а если не уважит и этого, то ужаснулся бы страшного отсечения и еще более страшного высшего суда, и все-таки исправился бы.
- 19.
Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех
О, как много Он заботится о любви, повторяя в разных местах Евангелия речь о ней. И теперь, высказав сильные угрозы соблазняющим и неисправляющимся, несмотря на старания самих соблазненных, высказывает опять великие обещания любящим, то угрозами, то обещаниями собирая христиан к любви. Итак, говорит: если двое из вас, конечно, живущие в любви, согласятся просить у Бога чего-либо, то будут услышаны; если двое, то тем более многие. Но почему часто два какие-нибудь человека, живущие в любви и согласившиеся просить Бога о чем-либо, не бывают услышаны? Потому что они не подобны апостолам; а Спаситель не просто сказал: если двое согласятся, но аще два от вас, т.е. подобно вам добродетельные. Итак, они или не исполняют всего с своей стороны, или просят бесполезного, или приносят молитвы против оскорбившего, или молятся за недостойного, или вообще есть какая-либо другая причина, от которой зависит неуспех; но проводящие жизнь добродетельную, живущие в любви и согласившиеся просить тотчас получают, так как Обещавший лгать не может. Конечно, и один добродетельный человек, если попросит, будет услышан, – но не настолько, насколько двое согласившихся на это. Сказав: будет има от Отца Моего, далее показывает, что дает не только Отец, но и Он Сам. Поэтому и говорит затем: идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их…
- 20.
Идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их
во имя Мое, т.е. ради Меня, ради заповедей Моих, а не по какой-либо другой причине. Итак, где они соберутся по этой причине, там и Я посреди их, соединяющий и охраняющий их, и исполняющий их прошения. Не сказал: буду, но тотчас же есмь. Говорят же о Боге, что среди этих Он есть, а среди тех Его нет, не потому что Он ограничен (ибо Он не ограничивается никаким местом), но потому, что сила Его пребывает в людях достойных.
- 21.
Тогда приступль к Нему Петр рече: Господи, колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ли ему
Так как Господь учил о любви и прощении обид, то любознательнейший Петр опять предлагает вопрос, не зная, что всегда должно прощать согрешающих.
До седмь крат
Спрашивает об этом с преувеличением, думая показаться великодушнейшим. Но что же Христос?
- 22.
Глагола ему Иисус: не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею
Седмижды семьдесят раз, говорит Златоуст, не означает здесь определенного числа, а неопределенное, постоянно, всегда. Как тысяча раз (μυριακις) у греков значит часто, так и у евреев семь раз, – а тем более семьдесят раз; но еще более составленное из этих слов седмижды семьдесят раз. Так как мы бесконечно грешим против Бога, то Он повелел бесконечное число раз прощать согрешающим и против нас, но каждый раз кающимся. А того, кто не раскаивается, Он повелел после третьего увещания отвергнуть, как язычника и мытаря; ибо кто простит непросящему прощения!
- 23.
Сего ради уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими
Почему? Потому что должно всегда прощать тому, кто всегда раскаивается. Царством Небесным здесь называет Самого Себя, как Небесного Царя, – как часто мы говорили. Стязатися о словеси, т.е. свести счеты с рабами Своими, или с людьми. Предлагает эту притчу, желая показать, что тот, кто не прощает согрешающего против него, лишает и себя милосердия Божия.
- 24.
Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант
Один этот должник был, конечно, раб. То, что у нас (греков) λιτρα (фунт) золота, у евреев – талант. Это самая высшая по цене монета, превышающая все остальные.
- 25.
Не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати
уплатить совершенно долг. Однако не из жестокости повелел это, а из сострадания, чтобы устрашенный таким приговором он просил и получил прощение. Если бы он не с этою целью произнес такой приговор, то и умоляющему он не простил бы долга. Но почему он не простил до продажи имущества? Потому что, получив так легко прощение, он не испытал бы величия милости. Поэтому и поставил его в крайнюю нужду, чтобы впоследствии он мог вспомнить, какого сам избежал суждения, и, наученный собственным несчастьем, сам был сострадателен к своему должнику.
- 26.
Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему
Великое человеколюбие! Тот просил только отсрочки, а он простил ему даже долг, и дал больше, чем тот просил. Обрати внимание на силу раскаяния и человеколюбие Господа. Раскаяние сделало то, что раб отпал от зла, потому что, твердо пребывая во зле, он не мог бы получить прощения, – а человеколюбие Божие совершенно простило долг, хотя раб просил не совершенного прощения, а только отсрочки. Итак, знай, что Бог дает даже больше, чем мы просим; столь велико человеколюбие Божие. Так что повеление продать раба со всем, что ему принадлежало, – только по видимому жестоко: Он сказал это не по жестокости, а чтобы устрашить раба и убедить его прибегнуть к мольбе и призыванию на помощь.
- 27.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему
См. Толкование на (Мф 18:26)
- 28.
Изшед же раб той, обрете единаго (от) клеврет своих, иже бе должен ему стом пенязь: и ем его давляше, глаголя: отдаждь ми, имже (ми) еси должен
Видел ты человеколюбие владыки, посмотри и на бесчеловечие раба. Выйдя, он тотчас же, когда не прошло даже несколько времени, показал свою жестокость.
- 29.
Пад ибо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти. Он же не хотяше, но вед всади его в темницу, дондеже воздаст должное
Не устыдился и теми же словами выраженной просьбы, по которой и сам получил прощение, – и не вспомнил по сходству о собственном несчастьи, но остался жесточе всякого зверя. А просьба их была не об одном и том же: он просил о талантах, а этот просит о динариях, он – о десяти тысячах, а этот – о стах, он – владыку, а этот – такого же раба. Владыка совершенно простил ему весь долг, а он не дал даже отсрочки такому же рабу, как сам.
- 30.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга
См. Толкование на (Мф 18:29)
- 31.
Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая
Несострадательность не только Богу противна, но неприятна и добрым людям.
- 32.
Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах
Великая кротость! Судится с тем, кто не достоин никакого слова, –великодушно обличает того, кто сам себя осудил, и показывает, что он сам от себя отклонил прежнюю милость и привлек следовавшее наказание. И когда тот не мог уплатить долга, то не назвал его лукавым и даже сжалился над ним, а когда же он оказался несострадательным по отношению к подобному себе рабу, тогда и назвал его лукавым, и наказал. Послушаем же этого и мы, несострадательные, будем страшиться и знать, что мы сами себя всецело осуждаем, отвращая от себя прежде бывшую к нам милость Божию и привлекая к себе вечное наказание.
- 33.
не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя
См. Толкование на (Мф 18:32)
- 34.
И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой
т.е. навсегда, потому что он никогда не отдаст. Остального в этой притче не исследуй: оно взято для большей убедительности. Одному только из нее научись: грехи наши против Бога многочисленнее грехов братьев наших против нас. Каждый из нас должен Богу десять тысяч талантов, т.е. имеет у Него много, и великих долгов, потому что за свои многие и великие грехи мы должны потерпеть много и великих наказаний. Каждый из согрешающих против нас должен нам сто динариев, т.е. имеет малый и не важный долг по сравнению с десятью тысячами талантов. Если мы, будучи столь великими должниками у Бога, не окажем милосердия по отношению к своим должникам, то уничтожим и то прощение, которое прежде получили по своим молитвам, и после уже без всякого сострадания потерпим наказание за все. Смотри, что следует дальше.
- 35.
Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их
Ради этого изречения Он составил всю притчу, подтверждая примером, чтобы оно было тем легче воспринято. Итак, в начале притчи Он назвал Себя Царем и Законодателем, а по окончании ее приписал Отцу право наказания, чтобы не показаться тщеславным и вместе с тем показать, что у Них одна и та же власть. От сердец ваших, т.е. от сердца, а не на словах только.
1.«В то время»: собственно в тот час (έν εχείνη τη ωρα), «т.е. когда Иисус Христос предпочел Петра всем прочим, предпочел тем, что повелел дать статир за Него (за Христа) и за себя» (Злат., ср. Феофил.). – «Кто больше в Царстве Небесном»: Апостолы предложили таковой вопрос, понимая еще Царство Небесное в смысле тогдашних иудейских ожиданий, что Иисус, как Мессия, должен основать на земле могущественное земное царство, по подобию мирских царств, в котором будут таковые же почести. – «Больше»: нежели другие, выше по месту и по силе. Апостолы говорят в настоящем времени (есть, а не будет); это показывает, что они считали уже наступившим Царство Небесное или царство Мессии (ср. Мф. 20:21), что еще более делает странным вопрос. «Нечто человеческое действовало в учениках… Стыдясь обнаружить страсть, которой недуговали, они не говорят прямо: почему Ты отдал Петру преимущество перед нами, ужели он больше нас? Еще стыдились. Спрашивают неопределенно: кто больше? Они воспламенились страстью... и большое дерзновение, какое они неоднократно видели в Петре, раздражало их… Еще и прежде неоднократно они приходили в сие состояние, а теперь выразились на словах. Но ты смотри не на одно только преступление, а размысли и о том, во-первых, что они и теперь ничего земного не ищут; во-вторых, что они после оставили сию слабость и взаимно друг другу уступали первенство» (Злат.). 2-4.«Призвав дитя»: «это было дитя в полном смысле, дитя чуждое и гордости, и тщеславия, и зависти, и сварливости, и всех подобных сим страстей, дитя, украшенное многими добродетелями, как то: простосердечием, смирением, спокойствием, и которое ни одной из сих добродетелей не гордится, – свойство высокой мудрости, т.е. обладать качествами и не надмеваться ими» (Злат.). По позднейшему свидетельству Никифора (2, 35), это дитя был Игнатий, впоследствии епископ Антиохийский, прозванный вследствие сего Богоносцем. – «Если не обратитесь»: обращение не означает здесь того следствия, когда грешник обращается ко Христу, но означает просто перемену мыслей об известном предмете (как здесь о царстве Божием), или обращение «от честолюбия к смиренномудрию, от которого уклонились» (Феофил.). Если не измените своих ложных мнений о царстве Мессии, если не откажетесь от плотских и чувственных ожиданий относительно сего царства; если не усвоите себе понятий об этом царстве истинных, какие Я вам сообщаю, и не оставите тщеславных надежд на места в царстве Мессии: то не войдете в него. – «И не будете, как дети»: уподобление детям состоят в том, «чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по-видимому, в ином ниже. И таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними (Вас. Вел. 5, 317). «Дитя малое (αφόδρα παιδίον) не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокой добродетелью простосердечия, беззлобия и смирения. Итак нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и сию добродетель смиренномудрия и простоты. Ибо когда мы не имеем сих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно» (Злат.). «Если кто не укротит страстей своей воли и не будет как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по своей природной чистоте» (Евф. Зигаб.). – «Не войдете»: не будете истинными сынами Царства Христова. Угрозою исправляет Господь ложные представления о Своем царстве будущих всемирных проповедников сего царства. – «Кто умалится»: собственно – смирит себя (ταπεινώσει εαυτόν). Смирение состоит в сознании собственного недостоинства, по которому смиренный считает себя ниже других; оно служит источником и охраной всяких добродетелей. Посему таковые в Царстве Христовом выше. Противоположна сей добродетели гордость, которая служит причиной всех нравственных падений. 5-6.«Кто примет» и пр.: ответ на вопрос учеников окончен; но Господь от этого, стоящего среди учеников, дитяти берет повод преподать ученикам Своим еще высокие нравственные истины о взаимных отношениях членов Царства Христова. «Не только, говорит Он, если вы сами таковыми будете, получите великую награду, но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам царство» (Злат.). – «Такое дитя»: не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобившегося дитяти по вышесказанным нравственным качествам, т.е. всякого истинного последователя Христова (ср. Злат.). – «Принять» значит с любовью обращаться с таковым человеком, помогать ему в том, в чем он имеет нужду (ср. Мф. 15:35-40). – «Во имя Мое»: ради того, что он исповедует имя Мое, т.е. что он Мой ученик и последователь (ср. Мф. 24:5. Мф. 10:42. Мк. 9:41), а не по каким-нибудь естественным, общественным или личным, вообще посторонним причинам. – «Меня принимает»: ср. Мф. 25:40. Ин. 13:20. – «Соблазнить»: введет в грех или поставит препону добродетели (ср. Мф. 5:29. Мф. 11:6. Златоуст под соблазнением разумеет здесь пренебрежение и обиды). – «Одного из малых сих»: не дети только здесь разумеются, но и все христиане, подобящиеся детям (ср. ст. 5). – «Лучше было бы» и пр.: лучше бы таковой умер, нежели соблазнил ко греху последователя Христова, ибо соблазном она может погубить душу человека, за которого умер Христос, следовательно достоин величайшего наказания. – «Лучше было бы»: следовательно наказание за соблазн будет гораздо тягостнее, чем потопление в морской глубине с камнем на шее. – «Мельничный жернов»: собственно жернов осличный или осельский (в противоположность ручному жернову – Мф. 24:41), – верхний большой жернов на мельнице, приводимый в движение ослом – «верхний камень на мельнице» (Исих.) 7.«Горе миру от соблазнов»: «болезнует, как человеколюбец о мире, которому имеют вредить соблазны» (Феофил.). – «Соблазн» – искушение других ко греху, или препона для добродетели. От них происходит величайшее зло; умножаются грехи людей; усиливается развращение людей (мира) и виновность их пред Богом, а потому горе от них миру – роду человеческому. – «Ибо надобно придти соблазнам»: «если надобно придти соблазнам, то для чего же Иисус Христос сожалеет о мире, тогда как должен избавить его от соблазнов?... Будучи Богом, Иисус Христос сделался для тебя человеком, принял на Себя образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил со Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но поелику все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь сожалея о больном, о котором прилагали великое попечение, но который не захотел повиноваться предписаниям врача своего, сказал: горе сему человеку от болезни, которую он усилил собственным нерадением. Когда говорит, что надобно придти соблазнам, то сим не уничтожает ни свободного произволения, ни свободной воли, и не подчиняет жизнь нашу какой-либо необходимости действий; но предсказывает только то, что должно непременно случиться» (Злат., ср. Феофил.). Нравственное повреждение людей так велико, что всегда будут соблазнители, прельщающие ближних своих ко греху, к падению, ко злу; а страсти людские соблазняющие так сильны, что люди легко поддаются соблазну и доходят до падения и греха. – «Но горе тому человеку» и пр.: более повинен тот, кто соблазняет, чем соблазняемый, ибо соблазнение показывает в соблазняющем испорченность сердца или злость, которые одни только и могут пробудить человека возмутить соблазном духовный мир ближнего своего, загрязнить чистоту души его и довести до погибели; а потому горе такому человеку, соблазняющему брата своего, за которого умер Христос. Но и соблазняемый не невинен, ибо может избежать соблазна. «Ты скажешь, как это возможно? Если надобно придти соблазнам, то как можно избежать их? Придти соблазнам надобно, но нет необходимости погибать от них. Если бы например какой-нибудь врач сказал: надобно придти такой-то болезни, – из этого еще не следует, что сия болезнь необходимо должна причинить вред человеку осторожному… Но для чего Господь не уничтожает их (соблазны)? – Для чего же уничтожать их? Для тех ли, кои получают от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Это видно из примера людей добродетельных, которые не только не терпят от соблазнов никакого вреда, но еще получают величайшую пользу. Если же есть люди, которые избегают соблазнов, то не избегающий оных должен винить себя самого» (Злат., ср. Феофил.). 8-9.См. Мф. 5:29-30. – «Отсеки и брось, вырви и брось»: не члены тела разумеются, а сами страсти, влекущие ко греху, и сами поводы и предметы, возбуждающие страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы рука или нога или глаз (св. Златоуст разумеет родных, знакомых и друзей, вредных для нашего спасения). От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. – «Войти в жизнь»: наследовать вечное блаженство во Царстве Христовом, в чем и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. – «Без руки или без ноги – с одним глазом»: это не значит, что тело воскреснет без руки или ноги, или без глаза, несовершенным и безобразным; но смысл слов сих тот, что лучше для человека отказаться от всего, что здесь соблазняет его ко греху для того, чтобы получить жизнь вечную, нежели, наслаждаясь здесь благами мира, ведущими ко греху, потерять вечную жизнь на небе, в Царстве Христовом. – «Огонь вечный, геенна огненная»: см. Мф. 5:29-30. 10.«Не презирайте»: почти то же, что «не соблазняйте» (ст. 6), т.е. не считайте их настолько ничтожными, чтобы соблазнить их ничего не значило; не презирайте их, соблазняя ко греху, как таких ничтожных людей, за соблазн которых будто ничего вам и не будет. – «Малых сих»: ни одного из тех, которые стали как бы малыми детьми, ставши членами Царствия Божия, – ни единого из истинных христиан («малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы, но тех, кои от многих почитаются таковыми, т.е. бедных, презираемых и незнатных). Ибо как можно назвать малым того, кто дороже целого мира, кто друг Богу?» (Злат., ср. Феофил.) – тех, кои сами умалили себя до подобия дитяти, ради Царствия Божия. – «Ангелы их на небесах» и пр.: причина, по которой не должно презирать никого из ближних наших, членов церкви Христовой. Причина сия в особенном о них попечении Божием, по которому Бог дарует каждому из них особого ангела-хранителя, который заботится об их спасении (Евр. 1:14. Деян. 12:15. ср. Тов. гл. 5), будучи в то же время в ближайшем общении с Богом с духовной области небес. Если же Бог так печется о сих малых братьях наших, что дарует им в услужение высших духов Своих; если духи чистые не считают для себя низким служить их спасению: то люди ли вправе презирать сих малых? – «Всегда видят лице» и пр.: находятся в ближайшем общении с Богом. Образ речи взят от того, что быть доступным к царю настолько, чтобы постоянно видеть его, есть знак особенный царской милости, близости и доверия, почему особенно близкие к царю люди и назывались у евреев видящими лицо царя (4Цар. 25:19. ср. 3Цар. 10:8. Тов. 12:15. Есф. 1:14. ср. Лк. 1:19). Итак, говорит Спаситель, не презирайте христиан самых малых, самых уничиженных и бедных, ибо им служат существа высшие и благороднейшие, которые находятся постоянно в близости и особенной милости Царя Небесного. 11.«Ибо Сын Человеческий» и пр.: новое побуждение не презирать малых сих – то, что Господь Иисус пришел на землю для их спасения. – «Сын Человеческий»: см. прим. к Мф. 8:19-20. – «Погибшее»: вместо – погибших, средний род вместо мужского и женского. Погибшим называем мы то, что утрачено нами, – потерянные, похищенные у нас блага или сокровища, вообще те, которыми мы уже не можем более пользоваться; погибшие друзья наши – те, которые или умерли или отказались от нас, вообще те, коих сочувствием мы уже не можем пользоваться. Так точно человек коснеющий во грехах, человек развращенный, может быть назван погибшим для добродетели и блаженства, для которого он был предназначен. Падением в Адаме все люди погибли в сем смысле; Иисус Христос воплотился, дабы спасти людей от этой погибели и возвратить человека в первое достояние. Смысл стиха таков (ср. Рим. 14:15. 1Кор. 8:11): если Сын Человеческий пришел спасти погибших, то как человек может презирать тех, кого Сам Бог так высоко ценит, что послал Сына Своего для взыскания и спасения их? Св. Златоуст так изображает связь всей этой речи Спасителя: «Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких братиях наших… Он поставил дитя посреди и сказал: будьте как дети, и – кто примет таковое дитя, Меня примет (ст. 5); а кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию, и, сказав: тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесить ему на шею и бросить его в глубину морскую (ст. 6), не удовольствовался сим, но присовокупил: горе человеку тому, через которого соблазн приходит (ст. 7), и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и для ангелов, коим вверены сии меньшие братья, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает к тому (ибо когда говорит: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, то указывает сим на крест), и волей Отца, что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется об обретении и спасении ее». 12-14.Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, даже заблуждающегося, соблазненного кем-либо или чем-либо, Господь сравнивает Отца Своего Небесного с пастырем, который ищет одну заблудшую овцу, оставив целое стадо и радуется об обретении ее более, чем о целом стаде. – «Сто»: определенное вместо неопределенного – много, целое стадо, в противоположность одной овце. – «В горах»: пасли и пасут не только в горах, но и в долинах и в равнинах и на полях; в горах оставлять одних овец опаснее частью потому, что там более хищных животных, частью потому, что там более опасности заблудиться и другим овцам; но такова сила любви пастыря к погибшей овце, что несмотря на опасность для стада, он оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу. – «Так, нет воли Отца» и пр.: Бог Сам ищет заблудившегося, различным образом устрояя ему возможность покаяться и обратиться на путь истинный. «Кратко, это означает, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели» (Феофил.). 15.«Согрешит против тебя»: поступит несправедливо в отношении к тебе, на словах ли то, или на деле, причинит например без вины обиду, нанесет оскорбление, что похитит и т.п. – «Брат твой»: по вере. Христиане называются братьями, потому что принадлежат к одному великому семейству искупленных и спасаемых, потому что имеют одного Отца Небесного и одну матерь – Церковь, соединены одними узами благодати и будущего предназначения. – «Пойди и обличи его между» и пр.: «так как оскорбивший от стыда не охотно бы пошел просить прощения, то Он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство… Оскорбивший тебя от гнева и стыда находится как бы в усыплении, а ты – здоровый и должен придти к оному больному, и для того, чтобы врачевство твое могло быть скорее принято, ты должен производить суд не публично…, а обличать только наедине, дабы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким, и обличаемый вместо того, чтобы исправиться, не сделался бы еще наглее. Слово «обличи» не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе и скажи ему о том, что ты от него потерпел» (Злат.). Братское, дружеское обличение согрешившего ближнего со стороны того, против кого он согрешил, иногда бывает действительнее всяких законом налагаемых взысканий и лучше всего исправляет его. – «Если послушает» тебя: если сознается в своем грехе, если осудит себя, удовлетворит тебя и смирится, то ты приобрел брата своего, – приобрел вновь того, кто отпал было через грех, будучи членом Царства Христова, приобрел для Царства Божия которого он через грех лишился было. «Не сказал: он (брат) только получил пользу от сего для себя, но и ты со своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот и другой прежде сего много теряли, – один терял брата, а другой – собственное спасение» (Злат.). 16.«Если не послушает»: твоего дружеского обличения и увещания, если не будет сознаваться в своем грехе, если будет упорствовать в этом грехе, и ты один не в силах более убедить его, «то возьми с собою одного или других», чтобы они были частью свидетелями поведения обидевшего брата пред церковью, если то потребуется (ст. 17), частью обличителями и увещевателями за обиженного, ибо «двое могут (сильнее) обличить согрешившего» (Злат.). – «Дабы устами двух» и пр.: в законе Моисеевом (Втор. 19:15) было сказано, что недостаточно одного свидетеля, чтобы свидетельствовать на кого-либо в какой-либо вине, в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе; но при свидетельстве двух или трех свидетелей состоится всякое дело. Этот закон Спаситель применяет и к согрешившему брату. «Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Посему-то Спаситель и посылает оскорбленного к нему то одного, то с другими» (Злат.). 17.«Скажи церкви»: церковь (ср. прим. к Мф. 16:18) – общество верующих в Иисуса Христа. Разумеется здесь не вселенская церковь, но частная местная церковь, общество верующих, живущих в известном месте, где живут оскорбитель и оскорбленный. А так как судебная власть в церкви принадлежит, по указанию Христову (ср. ст. 18. Ин. 20:21-23), предстоятелям или представителям церкви, первоначально Апостолам, а потом и их преемникам, пастырям и учителям: то частнее здесь под церковью разумеются ее предстоятели или представители, пастыри и учители. – «Скажи церкви»: т.е. ее представителям (Злат., Феофил, Евф. Зигаб.). – «Если и церкви не послушает»: если не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится суду их, обличенных судебной властью в церкви, – «то да будет он тебе как язычник и мытарь»: иудеи называли язычниками всех, кроме себя, и не входили с ними ни в какие отношения и особенно религиозные; мытарей (ср. прим. к Мф. 5:46) считали они людьми развращенными, отверженцами, с которыми тоже старались не входить ни в какие отношения, чуждались их и избегали. Смысл изречения значит таков: не считая более такового упорного своим братом, как закоснело и неизлечимо больного (ср. Злат.), прекрати с ним христиански-братское общение, чтобы не заразиться его болезнью. О формальном исключении из общества или отсечении от церкви (каково напр. 1Кор. гл. 5) хотя прямо и не говорится здесь, но таковое исключение или отсечение есть уже справедливое и необходимое следствие из такого противления суду церковному, неподчинения ему и нераскаянности (ср. Злат.). 18.«Что вы свяжете на земле» и пр.: что обещано прежде Петру (Мф. 16:19; ср. прим. к этому стиху), то теперь обещается всем Апостолам. Господь употребляет совершенно одни и те же выражения и в том и в другом случае, чтобы показать ученикам, что власть всем им дается одинаковая, что Петру не предоставляется исключительное или даже преимущественное право править церковью, что все законное, утвержденное всеми ими и их преемниками в деле управления церковью, утверждено будет и Божественным определением на небесах, по силе присущего в церкви и ее предстоятелях Духа истины. «Смотри, каким бедам Он подвергает упорного – и здешнему наказанию и будущему мучению. А этим Он угрожает не для того, чтобы сие так случилось, но чтобы устрашенный угрозой, т.е. и отсечением от церкви, и опасностью быть связану на небесах, стал кротче, и зная то, если не в начале, то, по крайней мере, после многих осуждений, оставил гнев. Так Спаситель установил первый и второй и третий суд, а не вдруг отверг грешника, дабы, т.е. если он не послушает первого суда, то покорился бы второму; а если презрит и оный, то устрашился бы третьего; если же не уважит и сего, ужаснулся бы будущего наказания, определения и суда Божия» (Злат.). Если в словах: «что свяжете» и пр.: содержится власть запрещать общение с нераскаянным и отлучать его от церкви, то в словах: «что разрешите» и пр. содержится власть прощать и вновь принимать в общение с церковью согрешившего, если он раскается. 19-20.«Если двое из вас согласятся на земле» и пр.: «смотри, как еще Он разрушает вражду, истребляет мелкие расчеты и мирит враждующих не возвещением только казни, но и представлением благ, от любви проистекающих. После оных угроз против вражды, Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные преклоняют Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди них» (Злат.). – «Чего бы ни попросили, будет им» и пр.: это общее обетование, без сомнения, имеет свои ограничения, т.е. не безусловно, чего бы ни попросили, удостоятся они получить, а только получат то, что угодно Богу и полезно просящим, если притом они достойны того. «Есть много причин, которые препятствуют получать: или потому (не получают), что часто просят бесполезного…, или потому, что недостойны того, чтобы слушали их, поелику не делают со своей стороны того, что от них требуется (а Спаситель ищет таких молящихся, которые бы уподоблялись Апостолам, почему и говорит: «двое» из вас, т.е. добродетельные и ведущие жизнь евангельскую), или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно… Ежели же все оные требования исполнены, т.е. если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве» (Злат.). – «Собраны во имя Мое»: с именем Моим в сердце и устах собрались для молитвы, прошения или прославления, следовательно с верой в Меня и любовью, «а не по какой-либо другой причине» (Евф. Зигаб.). «Собравшиеся в чье-либо имя, без сомнения, должны знать намерение собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение. Ибо званные кем-нибудь, если у звавшего предположена цель – жать, готовят себя к этому, и если у него цель – строить дом, приготовляются к постройке дома. Так и мы, призванные Господом, должны помнить, что говорит Апостол: (Еф. 4:1-4…, и Сам Господь в обетовании: Ин. 14:23» (Вас. Вел. 5, 321-322). – «Там Я посреди них»: разумеется духовное общение Христа, как главы, с верующими в Него, как членами, конечно, если они достойны того; «ибо не просто говорит о собрании, и не только сего требует, но наипаче, как я и выше сего сказал, другой вместе с сим добродетели, а потом и сего также непременно требует. Слова Его имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, и если притом имеет другие добродетели, с тем Я буду находиться вместе» (Злат.). «А собравшиеся недостойно и не по воле Господней, хотя по-видимому собрались вместе во имя Господне, услышат: «что вы зовете Меня, Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю» Лк. 6:46 (Вас. Вел. там же). 21-22.«Сколько раз прощать брату моему»: в изречении Господа о примирении с согрешившим братом (ст. 15-17) содержится наставление и о том, что должно прощать согрешившего, если он искренно раскается и пожелает примириться. – Но если он часто будет согрешать и раскаиваться, то всякий ли раз прощать его, или – сколько раз прощать? Иудейские учители учили, что должно прощать три раза, но в четвертый не прощать: «человека, согрешившего против ближнего, прощают раз, прощают два, прощают три; но в четвертый раз не прощают». Петр более чем удвояет это раввинское число раз и, думая показаться великодушнейшим (Евф. Зигаб.), спрашивает, довольно ли будет прощать семь раз? Прощать кого значит действовать в отношении к нему так, как будто тот и не оскорблял оскорбленного или не согрешал против него, отказаться от всякого отмщения и законного взыскания, предать все, что произошло, прошедшее, полному забвению и питать к раскаявшемуся брату чистые, христианские, братские чувства. – «До седмижды семидесяти раз»: «число семьдесят раз седмижды берется здесь неопределенно и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Ибо как число тысяча употребляется для обозначения множества, так и число седмеричное. Например и в сих словах «неплоды роди седмь» (1Цар. 2:5) под словом «седмь» Св. Писание разумеет множество. Таким образом Иисус Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это есть непрерывная и всегдашняя наша обязанность» (Злат.). Следовательно сколько бы раз ни согрешил против нас брат, если он раскаивается, мы должны каждый раз всегда прощать его, беспредельное число раз. «Беспредельное число раз означает здесь (Спаситель словами: седмижды семьдесят раз) как бы говорил: сколько бы раз не согрешил, если раскаивается, прости его» (Феофил.). 23.«Царство Небесное подобно» (ср. прим. к Мф. 13:24): в Царстве Небесном бывает нечто подобное тому, что случилось с царем и т.д.; или: Бог действует в отношении к членам Своей церкви так же, как некоторый царь действовал в отношении к своим рабам. Мысль притчи: христианину для того, чтобы получить прощение грехов своих от Бога, нужно и самому прощать грехи ближним своим; иначе, если он не будет прощать, то и Бог не простит его, и он получит строгое возмездие за грехи свои (ср. Мф. 6:14-15). – «Сосчитаться с рабами своими»: царь представляется заимодавцем, которому рабы должны известные суммы денег. Так и человек всем одолжен Богу и должен бы платить Ему добрыми делами, но не творит их, а постоянно согрешает и – потому должник перед Богом; одни – добродетельные менее должны, другие более, но должны все без изъятия. «Сосчитаться»: требовать уплаты долга. Это требование будет главным образом на страшном суде Христовом, равно как и на частном суде по смерти каждого человека; совершается оно и при жизни человека здесь, на земле, в виде посылаемых Богом наказаний. 24-27.«Десять тысяч талантов»: талант еврейский равнялся 3.000 сиклей священных; сикль священный после плена вавилонского равнялся по нашему счету около 80 коп. сер., следовательно талант равнялся нашим около 2.600 руб. сер. Число определенное поставлено конечно вместо неопределенного множества, – неоплатный должник. И человек грешный, если станет перед лицом правды Божией, действительно неоплатный должник. – «Приказал продать его» и пр.: сообразно с законами Моисеевыми: Лев. 25:39-47. ср. Исх. 21:2-3. 4Цар. 4:1. – «И заплатит»: той суммой, какая выручится от продажи всего. «Почему же царь велел и жену продать? Не по жестокости или бесчеловечию, но по особенному намерению. Таким строгим повелением царь хотел устрашить раба своего и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать» (Злат.). – «Потерпи на мне»: дай мне отсрочку на некоторые время, чтобы иметь возможность справиться удобнее с делами. – «Все тебе заплачу»: это не значит, что грешник сам по себе может уплатить Богу за грехи свои; это лишь человекообразное представление усиленной просьбы раба, чтобы склонить господина к милости, или – усиленной молитвы грешника к Богу, при виде изреченного определения о наказании его. – «Умилосердившись, отпустил его и долг простил»: раб просил только отсрочки долга, а царь, по своему милосердию, простил весь долг и отменил прежнее определение о продаже его и всего, что у него, и отпустил его. Прекрасный образ милосердия Божия к людям, как Он, внемля молитве их, отпускает или прощает им все грехи, по своему человеколюбию. 28-30.«Сто динариев»: римский динарий стоил около 20 коп. сер. наших; следовательно сто динариев равнялись около 20 руб. сер. – сумма, совершенно ничтожная сравнительно с той, какую должен был раб царю своему (ст. 24). Может быть Господь сим хотел показать, как ничтожны грехи людей друг против друга, сравнительно с грехами, которыми люди оскорбляют Бога. – «Душил, говоря» и пр.: по римским законом заимодавец мог истязать должника своего, доколе тот заплатит долг свой. Это свидетельство о жестокосердии и сребролюбии раба, который не смиловался даже такой просьбой, какая преклонила господина его на милосердие к нему самому. «Не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя сей просил о долге и не так важном. Ибо сам он просил государя о прощении десяти тысяч талантов, а сей только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у государя. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени; но он и в этом отказал ему» (Злат.). – «Посадил его в темницу, пока не отдаст» и пр.: ср. прим. к Мф. 5:25-26. 31.«Товарищи очень огорчились»: «даже и людям это было неприятно; что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга» (Злат.). – «Рассказали государю»: это не значит, что христиане должны жаловаться Богу на несправедливости, причиненные другим, как будто Бог Сам не ведает о них. Это в речи Спасителя только подробность, имеющая представить случай естественнее и нагляднее. (Вообще в притчах не должно придавать особенное духовное значение каждой частности, а смотреть более на общую мысль притчи). 32-34.«Злой раб» и пр.: «хотя и тяжким кажется для тебя простить долг ближнему твоему, но ты должен обратить внимание на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить… Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое. Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну» (Злат.). – «Отдал его истязателям», или мучителям, которые истязывали таковых должников и ввергали их в темницу. Понятие истязания (βασανιξειν βασανιστής) есть по существу своему образ мучения (βάσανος) в геенне (ср. Мф. 8:29. Лк. 16:23. Откр. 14:10). – «Пока не отдаст своего долга»: «т.е. навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние не сделало тебя лучшим, то остается исправлять тебя наказанием» (Злат., ср. Феофил.). 35.«Так и Отец Мой» и пр.: здесь выражается кратко весь смысл притчи. Вот чему Господь поучает сею притчею: 1) грехи наши перед Богом многочисленны и тяжки; 2) Бог прощает их нам по Своему милосердию, если мы молимся Ему о том; 3) грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами нашими перед Богом; 4) следовательно мы должны прощать ближним нашим; 5) если мы не прощаем их, то и Бог не простит нас, и тогда мы должны за это подвергнуться вечным мучениям. – Прощать «от всего сердца» не на словах только, но искренно (ср. Мф. 5:33). - 30.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > От Матфея святое благовествование > Глава 18



