< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 20

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой и совещав с делатели по пенязю на день, посла их в виноград свой. И изшед в третий час, виде иных стоящя на торжищи праздны, и тем рече: идите и вы в виноград мой, и еже будет правда, дам вам. Они же идоша. Паки же изшед в шестый и девятый час, сотвори такоже. Во единыйженадесять час изшед, обрете другия стоящя праздны и глагола им: что зде стоите весь день праздни; Глагола ему: яко никтоже нас не наят. Глагола им: идите и вы в виноград (мой), и еже будет праведно, приимите. Вечеру же бывшу, глагола господин винограда к приставнику своему: призови делатели и даждь им мзду, начен от последних до первых. И пришедше иже во единыйнадесять час, прияша по пенязю. Пришедше же первии мняху, яко вящше приимут: и прияша и тии по пенязю: приемше же роптаху на господина, глаголюще, яко сии последнии един час сотвориша, и равных нам сотворил их еси, понесшим тяготу дне и вар. Он же отвещав рече единому их: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал еси со мною; возми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе: или несть ми леть сотворити, еже хощу, во своих ми

    Из всей этой притчи нужно изъяснить только то, что представляется важнейшим, как советует Златоуст, а остального не испытывать, как уже сказано в тринадцатой главе. Под Царством Небесным разумеется здесь сам Христос, как часто и в других притчах; виноградник – это евангельские Его заповеди; работники этого виноградника – люди, исполнители этих заповедей; время работы – настоящая жизнь; утро, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы – различные возрасты людей, в которые они приходят к вере. Утро, или первый час, – это возраст детей, призванных к упомянутым заповедям; третий час – возраст юношей; шестой – мужей; девятый – стариков; а одиннадцатый – престарелых, для которых коротко уже время пребывания в сей жизни. Итак, Иисус Христос вышел в мир, чтобы отчасти Самому, отчасти же через апостолов и последующих за ними учеников нанять работников в Свой виноградник, который приносит грозды добродетелей, радующие Домовладыку, т.е. Господа вселенной. И хорошо сказано: наяти (μιστωσασθαι – наградить), потому что исполнителям заповедей определена награда, именно, спасение каждого, которое мы и разумеем под динарием. Притча эта первых представляет изъявляющими недовольство и налагает молчание на остальных не потому, что в Царстве Небесном будет зависть. Если праведные здесь, при жизни еще, полагают души свои за людей, то тем более они радуются там, видя их спасение. Представлен же такой ропот одних и наложено молчание на остальных для того только, чтобы показать милосердие Божие к тем, которые приходят поздно, чтобы они были уверены, что их поздний приход совсем не повредит им, если только потом они будут трудиться. Когда и мы удостоим кого-либо великой чести и после пожелаем показать величие это, то обыкновенно говорим, что некоторые роптали на столь великую честь. Но говорим мы так не с тем, чтобы порицать его, а чтобы только побудить к благодарности. Почему же не всех вместе позвал в виноградник? Потому что не всех вместе нашел; не было возможности прийти всем в одно и то же время или, как мы прежде сказали, в одном и том же возрасте. Тогда находит каждого, когда этот последний готов следовать. Апостол Павел говорит: егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея ((Гал 1:15)), – тогда благоволил, когда он готов был следовать. Итак, притча эта учит, чтобы мы не презирали приходящих в глубокой старости, но знали, что при усердии можно спастись им и в короткое время. Такова цель притчи. Найдя эту главную цель, не нужно нам в подробности исследовать остальное, потому что оно присоединено для того, чтобы легче было принять ее, – и потому что исследование этих подробностей даже небезопасно, как сказал Златоуст в главе о притчах. Можно, впрочем, под тягостью дня и зноем разуметь тягость испытаний и огонь необузданных удовольствий и диких страстей, которые (тягость и зной) они носили, т.е. испытали, чтобы не быть побежденными всем этим.

    …Аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь

    Яко здесь стоит вместо но: хотя глаз твой завистлив, но Я благ, спасая и тебя, и его. Ты же не смущайся тем, что будто бы одинаковая награда будет дана и тем, которые с первого возраста до конца жизни исполнили евангельские заповеди, и тем, которые стали богоугодными в глубокой старости. Притча эта только показала, что они одинаково спасаются, а не то, что одинаково прославляются; спасение будет состоять в том, что они не погибнут, а слава – в том, что они получат награды, которые будут различны и будут даваемы соответственно заслугам спасающихся.

  • 2.

    и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 3.

    выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 4.

    и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 5.

    Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 6.

    Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 7.

    Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 8.

    Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых

    См. Толкование на (Мф 20:1)

  • 9.

    И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 10.

    Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 11.

    и, получив, стали роптать на хозяина дома

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 12.

    и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 13.

    Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 14.

    возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 15.

    разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр

    См. толкование на (Мф 20:1)

  • 16.

    Тако будут последнии перви, и первии последни

    Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни.

    Мнози бо суть званы, мало же избранных

    многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу.

  • 17.

    И восходя Иисус во Иерусалим, поят обанадесяте ученика едины на пути и рече им: се, восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание и биение и пропятие

    Восходя уже на страдание, опять предсказывает ученикам то, что с Ним случится, чтобы таким частым предсказанием уменьшить их сильную скорбь. Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ. Но почему же не сказано об этом многим? Сказано, но не так ясно: тако будет, – говорит, – и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы ((Мф 12:40)), и в других местах об этом говорит также неясно, как увидим еще впереди. А если не понимали, то зачем вообще Он говорил даже им? Для того, чтобы потом знали, что Он Сам заранее ведал, что пострадает, и что добровольно пришел на страсть. Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, т.е. воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его.

    И в третий день воскреснет

    Предсказав печальное, присоединяет и утешительное, чтобы, видя первое, ожидали и второго. Лука (18; 31, 34) говорит, что Христос также сказал им: и скончаются вся писанная пророки о Сыне Человечесте…, и что тии ничесоже от сих разумеша. Пророки, действительно, подробно обо всех Его страданиях предсказали, и можно было бы привести все их пророчества об этом, если бы не нужно было слишком распространить свою речь. Ученики тогда ничего не понимали из того, что написано пророками, но и сей глагол, как написал тот же Лука (18, 34), бе сокровен от них, или не понят ими, именно: в третий день воскреснет; они не понимали, что это говорится о Нем, как сказано и в 17 главе. Златоуст присоединяет и другую причину такого непонимания: что мертвого воскрешал другой, это они слышали и даже видели, – но чтобы мертвец сам себя воскресил, этого они не слышали и не видели. Равным образом, когда они смотрели на человеческие дела Иисуса Христа, то и верили тому, что Его убьют, и печалились об этом, но когда принимали в соображение Его Божеския дела, то оставались неверующими, не знали, что это говорится о Нем, т.е. не понимали таких речей, думая, что и тут заключается какая-либо притча.

  • 18.

    вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть

    См. толкование на (Мф 20:17)

  • 19.

    и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет

    См. Толкование на (Мф 20:17)

  • 20.

    Тогда приступи к Нему мати сыну Зеведеову с сынома своима, кланяющися и просящи нечто от Него. Он же рече ей: чесо хощеши; Глагола Ему: рцы, да сядета сия оба сына моя, един одесную Тебе, и един ошуюю Тебе, во Царствии Твоем

    Когда в девятнадцатой главе (28 ст.) Спаситель сказал ученикам: егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, – то сыны Зеведеевы, Иаков и Иоанн, слыша это, подумали, что престолом славы называется здесь царский престол в Иерусалиме. А когда немного выше Он опять сказал: се восходим в Иерусалим и т. д., – то не о страданиях они разумели это, как выше мы показали, а надеялись, что уже приближалось Царство Его, – тем более, что они слышали, что и пророки называют Христа Царем Израильским. Итак, они тотчас же были увлечены желанием первенства; хотя они часто видели себя в большей чести сравнительно с другими, но с подозрением смотрели на Петра. Поэтому сначала они сами подходят ко Христу, как сказал Марк (10, 35-37) и говорят: Учителю, хощева, да, еже аще просива, сотвориши нама. Он же рече има: что хощета, да сотворю вама; Она же реста Ему: даждь нам, да един о десную Тебе и един о шуюю Тебе сядева во славе Твоей. Не сознавая того, что они получили отказ потому, что просили недостойного, берут еще и свою мать для упрашивания. Христос спрашивает сначала их мать, как человек, и вместе с тем, чтобы сам ответ их послужил некоторым образом к изобличению их страсти.

  • 21.

    Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем

    См. толкование на (Мф 20:20)

  • 22.

    Отвещав же Иисус рече: не веста, чесо просита

    Отвечает только ученикам, потому что они подослали свою мать просить за них, и говорит: не веста, чесо просита. Сидеть кому-либо с правой стороны в Царстве Моем или с левой – это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил, потому что Царство Мое не от мира сего, как вы думаете. А так как они ожидали, что это время не только Царства, но и успокоения, то Христос исправляет и это их мнение, показывая, что это скорее время печали и смерти. Говорит:

    Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися

    Чаша означает здесь чашу смерти, а крещение – крещение кровью; чашей и крещением называет Свою смерть, – чашей, потому что Он радостно принял ее за людей, а крещением, потому что она очищает их. Присоединив: юже Аз имам пити, и имже Аз крещаюся,– ясно показал, что не участвующий в Его страдании не будет иметь участия и в Его Царстве.

    Глаголаста Ему: можева

    На все соглашаются, желая получить просимое. Златоуст говорит, что они, не понимая слов – чаша и крещение, согласились от сильного желания. Что же Христос?

  • 23.

    И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися

    Предсказал им, что они будут убиты и удостоятся мученической кончины. И действительно, об Иакове все знают, что он был убит Иродом четверовластником, а об Иоанне многие спорят. Говорят, что так как предсказание Христа не может быть ложным, и Иоанн не потерпел еще мученической кончины, то он еще и не умер, а живет доселе и вместе с Енохом и Илией будет убит около кончины века. Златоуст же ясно учит, что Иоанн умер и даже был убит. Изъясняя Евангелие от Иоанна, во второй беседе он говорит: Евангелием он обнял всю вселенную, телом пребывал в середине Азии, т.е. Ефесе, а душой удалился в такое место, которое приличествует святым. В первой же беседе Златоуст говорит, что Иоанн даже чашу Христову испил и крещением Его крестился: и он добровольно был заклан, претерпев мученические язвы и множество бедствий за Христа. Подвижником и мучеником называется не только тот, кто умер насильственной смертью за Христа, но и тот, кто претерпел бичевание и многое другое за Него. И впоследствии мы находим очень много подвижников, предавших Богу душу свою в мире, и, однако, никто не скажет, что за это они лишились мученического достоинства. А что Иоанн умер, об этом он и сам свидетельствует в Евангелии, говоря: и не рече ему Иисус, яко не умрет ((Ин 21:23)), и в книге Апокалипсиса (11, 3) об этом свидетельствуется от лица Спасителя, потому что в словах: и дам обема свидетелема Моима, и прорицати будут дний тысящу двесте и шестьдесят, оболчена во вретище , – разумеются Енох и Илия.

    А еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего

    Выше мы сказали, что сидеть с правой или с левой стороны Его – это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил; следовательно, никто не будет там сидеть. Но если Он здесь говорит: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего, – то этим показывает, что кто-нибудь будет сидеть. Так как они просили первенства между учениками, то Христос престолом с правой и с левой стороны называет здесь первое место между ними, которого будут удостоены Петр и Павел, первые из учеников, как более всех остальных потрудившиеся. Но каким образом Всемогущий не может даровать этого? Слова: есть Мое – указывают не на бессилие, а на справедливость. Так как они просили даровать им первенство, то сказал: «Я не могу даровать вам первое место, потому что Я справедлив и нелицеприятен; оно принадлежит тем, кому уготовано Отцом Моим; а уготовано оно достойным получить его. Чтобы получить первое место, нужно не только подобно Мне претерпеть смерть, но быть первым и в остальных добродетелях». Этим высказал сильное побуждение для них. Сказал: от Отца Моего, – чтобы воздать честь Отцу и чтобы показать, что Сам Он равносилен Отцу: Аз, – говорит, – и Отец едино есма ((Ин 10:30)).

  • 24.

    И слышавше десять, негодоваша о обою брату

    Двое хотели возвыситься над десятью учениками, а десять позавидовали двум, просившим первенства, и, таким образом, все они были несовершенны, потому что еще не сошел на них Дух Святой. Но посмотри на их последующую жизнь и увидишь их свободными от всякой страсти, возвышающими друг друга и друг другу уступающими первенство. Негодоваша, т.е. были недовольны, когда Христос часто удостоивал их большей чести пред другими, то те не были недовольны, из уважения, конечно, ко Христу; но когда они сами просили первенства, то остальные были недовольны, и особенно, когда узнали, что просьба их не услышана. Из ответа Учителя стало известным, чего они просили…

  • 25.

    Иисус же призвав их, рече

    Так как двое, отделившись от других, подошли к Нему и тут же стоя беседовали, то призывает и других; и прежде всего успокаивает их, смущенных, указанием связи, которая существует между Ним и ими. Далее говорит:

    Весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими. Не тако же будет в вас

    Зная, что два ученика для того просили первенства, чтобы начальствовать над другими, порицает такую цель, как языческую. Князья, говорит, язычников и вельможи их господствуют и властвуют над другими. Не так будет у вас – Моих. Далее научает, как нужно приобретать первенство. Слушай:

    Но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб

    Как выше одних и тех же назвал князьями и вельможами, так и здесь одного и того же называет большим и первым. Во всеуслышание говорит это, как полезное для всех вообще. Итак говорит: властвовать над другими свойственно язычникам; Я же полагаю вам закон – приобретать первенство служением и подчинением другим. Того, что делает это, Я объявлю Великим и первым, и тот будет иметь у Меня первенство. Затем в пример представляет Самого Себя, Который не только служит всем, но и умирает за всех.

  • 26.

    но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою

    См. Толкование на (Мф 20:25)

  • 27.

    и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом

    См. Толкование на (Мф 20:25)

  • 28.

    Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих

    Пусть будет он слугою и рабом других, подобно тому, как и Я пришел в мир не для того, чтобы кто-нибудь служил Мне. хотя теща Петра и Марфа, сестра Лазаря, и другие жены служили Ему, но не потому, что Он нуждался в их служении. Итак Я пришел не для того, чтобы кто-нибудь служил Мне, но скорее для того, чтобы Самому послужить другим, заботясь и врачуя у одних души, у других тела, а у иных души и тела, и что гораздо важнее служения и рабства, – чтобы отдать душу свою для искупления многих, которые сделались рабами диавола. Многих здесь сказал вместо всех, потому что Священное Писание часто употребляет слово многих вместо всех. За всех Он отдал душу свою и всех искупил, хотя многие по своей воле остались в рабстве. Кому он отдал душу свою? Отцу, потому что, умирая, Он воскликнул: Отче, в руце Твои предаю дух мой ((Лук 23:46)). Но ведь мы были рабами не Отца, а диавола? Для разрешения этого недоумения нужно заметить, что вообще выкуп получается тем, кто имеет власть над рабами, и освобождает из его власти рабов; выкуп, данный Иисусом Христом, как несравненно превосходящий всякий другой выкуп, рабов искупил, но не был получен тем, кто имел власть над этими рабами, потому что он не мог получить такого выкупа. Христос дал выкуп Отцу, как душу Его Сына; а так как выкуп дан, то хотя его и не мог получить тот, кто имел власть над рабами, однако рабы были освобождены. Каким образом Он дал душу Свою для искупления многих? Таким образом, – что добровольно отдал Себя на смерть для освобождения людей, и Своею смертью Он победил их властителя, который хотел убить Безгрешного. Смерть есть наказание за грех, а один только Христос не сотворил греха. Нужно заметить, что выкупом за нас называется не только душа Иисуса Христа, но и кровь Его. Поэтому, что здесь сказано о душе Его, то же самое говорится и о Его крови.

  • 29.

    И исходящу Ему от Иерихона, по Нем иде народ мног. И се, два слепца седяща при пути, слышавша, яко Иисус мимоходит, возописта, глаголюща: помилуй ны, Господи, Сыне Давидов

    Об этом написано в девятой главе (27-34 ст.); найди там и подробное объяснение.

  • 30.

    И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов

    См. толкование на (Мф 20:29)

  • 31.

    Народ же прещаше има, да умолчита

    заставлял их молчать из уважения к Иисусу Христу, Которого они беспокоили.

    Она же паче вопияста, глаголюща: помилуй ны, Господи, Сыне Давидов

    Обрати внимание на их настойчивость. Им будем подражать и мы, ослепленные душевно, и будем взывать к Нему от всего сердца. А если встретится с чьей-либо стороны препятствие, будем усиливать свою молитву, а не ослаблять, и, конечно, преклоним Его к себе, как и они.

  • 32.

    И востав Иисус возгласи я и рече: что хощета, да сотворю вама; Глаголаста Ему: Господи, да отверзетеся очи наши

    возгласи, т.е. подозвал. Зачем Он спрашивал их? Чтобы кто-нибудь не подумал, что они хотели получить одно, а Он дал им другое. Но почему не спросил о вере их? Потому что доказательством веры служил крик их, которого они не прекратили даже тогда, когда их заставляли молчать.

  • 33.

    Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши

    См. толкование на (Мф 20:32)

  • 34.

    Милосердовав же Иисус прикоснуся очию има: и абие прозреста има очи, и по Нем идоста

    Они были не только настойчивы, но и достойны, потому что последовали за Христом в благодарность за оказанное им благодеяние. Некоторые говорят, что об одном из этих двух слепцов, более известном и называвшемся Вартимеем, упомянули и Марк в десятой главе (46 ст.), и Лука в восемнадцатой главе (35 ст.) своего Евангелия; а о другом они умолчали, как о слуге первого, – подобно тому, как сказано в восьмой главе о двух бесноватых. В подтверждение этого мнения указывают на то, что слепцы эти одно и то же и сказали, и услышали, и одинаково последовали за Христом. Внимательно рассмотрев это дело, я говорю, что слепец, упоминаемый Марком, отличен от этих двух, и далее – упоминаемый Лукой – отличен от упоминаемого Марком. Упоминаемый у Марка для поспешности сбросил с себя верхнюю одежду и получил исцеление без прикосновения; а упоминаемый у Луки был исцелен не тогда, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, а скорее, когда шел в Иерихон. Мое предположение подтверждает даже Златоуст, не делая о них никакого замечания, как о совершенно различных.

1.«Царство Небесное подобно» (см. прим. к Мф. 13:24Мф. 18:23) «хозяину дома»: в царстве Христовом или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином. – «В виноградник свой»: в Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей ее. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов. – «Рано поутру»: день у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера. – «По динарию» (см. прим. к Мф. 18:28) «на день»: это была обычная плата поденщикам (Тов. 5:14), равно как обычное жалованье римскому воину.

3-7.«Около третьего часа»: около 9 часов утра по нашему счислению. – «Стоящих на торжище»: на месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому постоянно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ. – «Праздно»: не по их воле, а потому что их никто не нанимал. – «Сколько следовать будет»: определенной цены за их труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить труд их по своему усмотрению. – «Около шестого часа»: около 12 часов по нашему исчислению. – «Сделал то же», что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату. – «Около одиннадцатого часа»: около 5 часов пополудни, когда следовательно оставался лишь один час дневной работы.

8-15.«Когда наступил вечер»: когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам. – «Управителю своему», который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома. – «Начав с последних»: для цели притчи именно важно замечание – «начав с последних», потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные подрядной платой, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы. – «Получили по динарию»: за один час работы. – «Думали, что они получат больше», потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу. – «Тягость дня и зной»: целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час и притом в прохладе вечера, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной. – «Одному из них», а в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату. – «Не за динарий ли» и пр.: я плачу тебе условленную плату и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это – мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу, то и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром. – «Или глаз твой завистлив»: собственно «глаз твой зол». Слово «злой» евреи прилагали к глазу для обозначения человека завистливого (Втор. 15:9Притч. 23:6), потому что зависть сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.

16.«Так будут последние первыми» и пр.: в этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин – Бог или Христос; время делания – настоящая жизнь; делатели – различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет – суд по смерти и главным образом – день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестый и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои, или – разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, Который властен раздавать награды человекам по Своей милости, соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды, и прежде призванные – последними, получить меньшие награды. – «Много званых, а мало избранных»: призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало, а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько первых, и даже, если они совершеннее, то и более. – Относительно некоторых подробностей этой притчи св. Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенной ревностию провели в трудах, не заражены ли сильнейшей страстью злобы, – завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: «сии последние работали один час», и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной… И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок перед человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и величайшей зависти (ст. 13, 15). Итак, чему научают нас такие притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так например и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой чести и даже большей, нежели он… Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил Свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу, но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)… Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобрести» (Злат.). – «Церковь – в разные времена, ибо в который день и час кто уверовал, с того самого и обязан трудиться. Потом, пришедшие прежде, хотя больше сделали пожертвования, если мерить труд, но не больше, если мерить произволение; а может быть и последние больше заслужили, хотя такое суждение и странно несколько. Причиной позднего вступления в виноградник было позднее призвание к деланию оного» (Григ. Бог. 3, 291).

17.«Восходя в Иерусалим»: собственно – приближаясь к Иерусалиму. Вероятно это было дорогой около Иерихона (ср. ст. 29). – «Отозвал двенадцать учеников одних»: по дороге в Иерусалим перед большими праздниками обыкновенно шло множество путешественников, и Иисуса Христа, как прославленного чудотворца и учителя, вероятно, сопровождало множество народа. Но Господь не хотел открывать теперь народу того, что хотел еще раз (ср. Мф. 16:21Мф. 17:22) открыть Своим ближайшим ученикам; а потому отзывает от народа учеников Своих одних. «Он рассуждает с ними о сем наедине и – не без причины. Ибо не должно было распространять о сем молвы в народе и говорить открыто, потому что отсюда не произошло бы никакой пользы. Если ученики, слыша сие, возмущались, то гораздо более возмутился бы простой народ» (Злат.) «Потому не должно было говорить о сем народу, чтобы не соблазнился он» – Евф. Зигаб.

18-19.«Первосвященникам и книжникам» (ср. прим. к Мф. 2:4Мф. 17:22), которые вместе со старейшинами составляли синедрион, верховное судилище иудейское по важнейшим вопросам церковного и народного управления. – «И осудить Его на смерть»: иудеи не имели права предавать кого-либо смертной казни; это право обладатели их, римляне, оставили за собой; но они могли постановить смертный приговор и требовать исполнения его от римского прокуратора; это и случилось с Иисусом Христом (ср. Мф. 26:66Мф. 27:2). – «Предадут Его язычникам»: римским властям для исполнения смертного приговора над осужденным; разумеются здесь именно Пилат, прокуратор и его войска. – «На поругание, и биение, и распятие»: см. Мф. 27:26-30. – «И в третий день воскреснет»: см. 28 гл.

20.«Тогда»: как бы в доказательство того, что и теперь еще, как и прежде (Мф. 16:21 и дал. Мф. 17:22 и дал.), даже самые довереннейшие ученики Христовы не вполне понимали смысл речей Его о Своем страдании, смерти и воскресении. – «Мать сынов Заведеевых», мать Иакова и Иоанна Апостолов, по имени Саломия (Мк. 10:35Мк. 15:40Мк. 16:1).

21.«Чего ты хочешь»: «Христос спрашивает не потому, чтобы не знал (предмета прошения), но чтобы вынудить их самих (Саломию и сынов ее) к ответу и открыть рану и после дать лекарство» (Злат.). – «Сели у Тебя один по правую» и пр.: заняли первые места по царе в царстве Мессии (ср. 1Цар. 20:253Цар. 2:19Пс. 109:1. Иосиф. Ant. 6, 10. 9). «Откуда им пришла такая мысль? Они видели себя в большей чести перед другими и потому надеялись, что Господь исполнит сие их прошение… Они находились близ Иерусалима и представляли, что Царство Божие уже открывается, потому и предложили оную просьбу. Они думали, что оно близко, что оно чувственно, и что если они получат то, чего просят, то не подвергнутся никаким неприятностям… Впрочем никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными, ибо крест еще не совершился, благодать Духа не была еще им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь и увидишь, что они были выше всех страстей. Господь для того открывает недостатки их, чтобы ты узнал впоследствии, сколь великими они сделались по получении благодати. Итак отсюда видно, что они не просили ничего духовного, даже не имели и понятия о высшем царстве… Словом «скажи» – понуждают Его» (Злат., ср. Феофил.). Сыны Заведеевы вероятно буквально поняли недавно высказанное Христом обетование Апостолам, что они в царстве Мессии будут сидеть на 12 престолах и судить колена Израилевы (Мф. 19:28), и, может быть, от них узнала сие и мать их Саломия, Отсюда в них и могло явиться желание занять первые из сих престолов.

22.«Не знаете чего просите»: не имеете еще вы надлежащего понятия о Моем царстве, а потому предлагаете странную просьбу, смысла которой вы сами не разумеете; «не знаете, как чуден, как непостижим для самых горних сил предмет ваших требований» (Злат., ср. Феофил.). – «Пить чашу»: выражение это нередко употребляется в Св. Писании для обозначения страданий или Божеского наказания (Ис. 51:17-22Пс. 74:9). Образ заимствован от обычая восточных царей, которые осужденным на казнь посылали иногда чашу с ядом. Так представляется, что и Отец Небесный посылает чашу смерти Сыну Своему, осужденному на страдания и смерть (Ин. 18:11). – «Крещением креститься»: выражение той же мысли о страданиях и смерти за веру представляется как бы погружением в них человека, очищающим его подобно водам крещения. Впрочем выражение в этом смысле употребляется только в настоящем месте и параллельных у евангелистов Марка и Луки и еще в указанном месте Евангелия от Иоанна (о чаше – Ин. 18:11). «Вы напоминаете Мне о чести и венцах, говорит Он, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих. Еще не наступило время наград, и не теперь откроется оная слава Моя; настоящее время есть время смерти, браней и опасностей. Потом, чтобы привлечь их к сему, присовокупляет: «которую Я буду пить», дабы через сие общение с Собою возбудить в них более усердия» (Злат.). – «Говорят Ему»: можем». Не потому так отвечали они Господу, что не понимали смысла Его иносказательной речи (ср. ст. 18 и дал.), но «в жару усердия, не зная того, что сказали, надеясь услышать согласие на свое прошение» (Злат., ср. Феофил.).

23.«Чашу Мою будете пить» и пр.: претерпите бедствия, страдания и заключения за имя Мое. Господь знал их любовь к Себе и предвидел, что какие бы испытания не предлежали ей, она будет тверда и останется непоколебимою, предвидел и предсказал будущую земную участь двух братьев-Апостолов. Св. Иаков, после усердных апостольских трудов своих, был усекнут мечом за имя Христово, по повелению Ирода (Деян. 12:2); а Иоанн, вышедши невредимым из котла с кипящим маслом, претерпел заключение на острове Патмос. Так исполнилось предсказание Христово! – «Не от Меня зависит, но кому уготовано» и пр.: Господь все может, как мог дать Петру ключи Царствия (Мф. 16:19), и если говорит здесь, что не от Него зависит, то говорит так с особенным намерением. «Дает ответ сообразно разумению вопрошавших, снисходя их слабости. Они не понимали, что это за престол, что это за седение одесную Отца. Ибо не знали того, что гораздо ниже сего, того, что каждодневно было им внушаемо; они искали только первенства, чтобы стать выше прочих и никого не иметь выше себя при Нем» (Злат.). Смысл слов такой: получить особенные почести в Царстве Небесном могут только те, кому определено от Отца Моего, и Я могу дать их только тем, кому определит Отец Мой Небесный. Какова бы ни была любовь Моя к вам, но об особенных почестях в Царстве Моем вы не должны помышлять. Почести предопределены всем Апостолам, и они будут розданы в предопределенное время Самим Христом, Царем, сообразно воле Отца Небесного (Мф. 25:34 и д.). О некоторой неясности сего изречения св. Златоуст замечает: «если Господь и не ясно сказал о сем, ты не удивляйся тому. Удаляя их искусным образом от того, чтобы они безрассудно и напрасно не наскучивали Ему исканием первенства, так как они побуждены были к тому страстью человеческою, и вместе не желая опечалить их, Он достигает того и другого сею неясностью»; а между тем сим изречением побуждает «учеников Своих к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах». Ибо от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, кто может дать сие, хотя бы и несправедливо было прошение (Вас. Вел. 3, 177-178).

24.«Услышав сие»: то, о чем просила мать Иакова и Иоанна Заведеевых. – «Десять»: прочие Апостолы, кроме упомянутых двух. – «Вознегодовали»: на честолюбивое желание двух учеников возвыситься над ними. «Десять позавидовали двум ученикам, просившим первенства» (Зигаб.). «Видишь ли, сколько все были несовершенны, как сии, желавшие возвыситься над десятью, так и те, завидовавшие двоим… но посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех сих страстей» (Злат., ср. Феофил.).

25-27.«Подозвав их»: так как они смутились, то Господь, прежде словесного убеждения, успокаивает их самым призыванием и повелением подойти к Нему ближе, ибо два оные ученика, отделившись от десяти, стояли ближе к Иисусу, разговаривая с Ним наедине. Он подзывает и прочих, дабы сим самым, а ровно и тем, что желает открыть всем сказанное наедине, умерить страсть и тех, и других». (Злат., ср. Феофил.). Господь открывает им всем основное правило нравственности членов Его Царства – смирение и самоотвержение, вопреки правилам нравственности языческой. – «У народов» (собственно – язычников εθνων), или вообще в мире, так бывает, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами. Но в Моем Царстве не так: больший и первый должен быть слугой и рабом всем, – должен сознавать себя ниже всех, и должен быть готов на всякое самоотвержение. Это не значит, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни начальствуемых, ибо Сам же Господь дал Апостолам власть преимущественную перед другими верующими, власть начальственную; это изречение указывает только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви. Господь «показывает сим, что желать первенства свойственно только язычникам, ибо страсть сия слишком насильственна; она постоянно стужает людям и великим, потому требовала и сильнейшего поражения. Посему-то и Он поражает их в самой глубине сердечной, постыжая надмевающийся дух их сравнением с язычниками. В одних уничтожает зависть, в других гордость (Злат.).

28.В доказательство сказанного, Господь указывает высочайший пример на Себе Самом. – «Сын Человеческий»: см. прим. к Мф. 8:20. – «Не для того пришел» и пр.: будучи Богом, Он пришел к людям в образе раба, совершая Свое служение (Флп. 2:6-7, ср. Рим. 15:3); пришел не в славе и великолепии, но как простой человек, и с самого времени пришествия не требовал, чтобы Ему служили люди так, как служат царям и вельможам земным. Он Сам служил всем, благотворя всем, помогая в нуждах просящим у Него помощи, служил особенно в деле спасения Своим учением и чудесами, и главным образом послужил Своею искупительной смертью. – «Отдать душу Свою»: т.е. жизнь Свою (ср. Мф. 16:25) – «Для искупления многих»: искупление (λυτρον) – собственно выкуп, сумма, какую платили в древности за взятых в плен на войне, иначе они оставались в плену и гибли для отечества. Под этим образом представляется и дело спасения человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. Все люди по самому естеству пленники, рабы греха и виновника греха – диавола, и посему все стоят под клятвою и осуждением (Гал. 3:10Рим. 3:9-23Еф. 2:31Ин. 5:19) и должны были бы все погибнуть, подвергнуться смерти вечной (Рим. 2:6-9Мф. 25:46), если бы не было никакого средства выкупить их из этого плена, освободить от проклятья и вечной погибели и смерти. Но таковым средством, по предвечному определению Божию, имела быть крестная смерть воплотившегося Сына Божия. Он один должен был умереть за всех грешников, и эта смерть принята Богом, как выкуп за все человечество, и таким образом люди стали смертью Единого искуплены от греха, проклятия и смерти. – «Многих»: Спаситель пришел умереть за всех людей и, следовательно, искупить всех (Рим. 5:181Тим. 2:61Ин. 2:2); но так как не все уверуют в Искупителя, так как и верующие в Него не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел, то в Писании и выражается мысль, что Спаситель умер только за многих или искупил многих (Мф. 26:28Евр. 9:28). «У нас не то, что у язычников; князья народов господствуют над ними, а у Меня последний есть первый. А что Я говорю это не просто, смотри доказательство тому в Моей жизни. Я сделал более, нежели сколько сказал. Будучи царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и сим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть… Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак не опасайся потерять честь твою через это. Ибо сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако сие уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его… Посему не опасайся потерять честь твою от того, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя, она есть дверь к Царствию» (Злат.).

29.«Из Иерихона»: Иерихон, большой в то время город иудейский, находился верстах в 20 к северо-востоку от Иерусалима и верстах в 7 к западу от Иордана, город важный для иудеев по многим священным воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта для завоевания Палестины (Нав. 3:16). Это был первый город, взятый чудесно евреями при переходе их через Иордан (Нав. 6:20). Впоследствии здесь были училища пророческие (4Цар. 2:5); здесь пророк Елиссей сотворил чудо, усладив воды, дотоле горькие (4Цар. 2:21). Иерихон назывался некогда «городом пальм», по причине множества растущих в окрестностях его пальмовых деревьев (Суд. 1:16Суд. 3:132Пар. 28:15). Окрестности города, стоявшего на равнине, окруженной возвышающимися одна над другой горами, были чрезвычайно приятны; растительность роскошная, климат превосходный. Но далее от него к Иерусалиму лежала скалистая и мрачная пустыня, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь в святой город небезопасным (ср. Лк. 10:30 и дал.). Ныне это – небольшая и бедная арабская деревня Риха. – «Множество народа»: Господа постоянно окружало множество народа; теперь же особенно много должно было быть: приближался праздник Пасхи, на который в Иерусалим собралось несметное количество богомольцев. Богомольцы галилеяне не ходили обыкновенно прямым путем через Самарию, из-за народной вражды между иудеями и самарянами; а отправлялись по восточному берегу Иордана и, переходя эту реку недалеко от Иерихона, через этот город или так называемою Иерихонскою дорогою шли в Иерусалим. Когда Божественный Чудотворец шел той же дорогой на праздник, то очень естественно, что великое множество народа окружало Его.

30.«Сидевшие у дороги»: как был обычай (и теперь есть) сидя у дороги просить милостыню у проходящих, особенно у богомольцев. – «Сын Давидов»: т.е. Мессия (ср. Мф. 22:42Мф. 1:1). – «Помилуй нас»: это восклицание свидетельствовало само собою о силе и живости их веры в Господа Иисуса как Мессию, Который может силою Своею помочь им в их скорбной участи (ср. Злат.).

31.«Народ заставлял их молчать»: чтобы они не беспокоили Иисуса Христа. Вероятно Иисус Христос в это время поучал народ, и народу не хотелось, чтобы великий Учитель прервал Свою беседу ради слепцов. – «Еще громче стали кричать»: новое свидетельство их сильной веры и надежды на помощь Спасителя, и Господь внял этой вере и молению их.

32-33.«Чего вы хотите от Меня»: «для чего Он сделал таковой вопрос слепцам? – Дабы кто не подумал, что Он дает совсем не то, чего они хотят» (Злат.).

34.«Умилосердись»: «это милосердие было единственной причиной всех врачеваний; по нему-то Он и в мир пришел. Однако Иисус Христос, сия воплощенная милость и благодать, искал достойных. А что слепые достойны, сие видно как из их усиленного вопля, так и из того, что они, получив исцеление не отстали от Иисуса Христа, как делали многие, непризнательные к благодеяниям Его…, но пошли вслед за Ним… Отсюда научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были бедны и отвержены, но с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что потребуется. Поревнуем и мы сим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои: пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотри на слепцов, и ты увидишь, что ни нищета, ни слепота, ни мысль, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (Злат.).