Словарная статья О главных страстях


    Автор: Аким Берлянд

    1. Что же это за явление - страсти? Это проявление последствий грехопадения людей, ставших жертвами дьявольского искушения. Диавол - дух, не имеет природы, поэтому принципиально не может творить ничего реального. Страсти же - реальны, однако они - зло, а зла Бог не творит! Чем же они тогда являются? Они являются проявлениями сил, которыми наделил Творец человека, создавая его по Своему образу и ожидая от него вольного уподобления Себе. Эти силы связывали человека с его Создателем, они имеют в планах Творца положительное предназначение. Отрицательные, извращенные проявления этих сил - их обращение в страсти начинается от момента совершения первородного греха. Таким образом, задачу христианина в смысле победы над страстями следует видеть не в искоренении сил, лежащих в их основе, а в их обращении на службу Богу.

    2. Какие же силы были извращены в страсти? Жажда Богопознания; любовь; устремление к собиранию и концентрации в себе всех и всего сотворенного, это радость о Господе Боге, открывающему человеку свой замысел и перспективу обожения. Эти силы укоренены в разных составах человека в его физическом теле, душе и духе, но эти три состава в нем являются одним организмом, потому проявление одних сил могут являться условием или даже причиной для проявления других. Ниже мы рассмотрим восемь основных страстей, разделив их на группы.

    Систематизация представлений о страстях

    Страсти и их побуждение Позитивное предназначение энергии страстей Формы проявления страстей
    Укорененные в естественно-физическом составе человека
    Чревоугодие. Побуждается предметами физического мира и направлено на удовлетворение потребностей тела. Пища была дана человеку как одно из средств Богопознания. Творения Божии, данные человеку в качестве пищи, включаются в состав его организма и потому становятся средством глубочайшего познания (через переживание) замысла Божия в отношении творения. В конечном счете, это необходимо для пения хвалы, для благодарения Создателя. Употребление пищи не ради Богопознания и не для благодарения, но без благоговения пред Создателем и с безучастным умом, по велениям чрева, что проявляется:

    - в отсутствии ограничения количества потребляемой пищи;

    - в стремлении к изысканным или к особо лакомым блюдам;

    - в употреблении пищи в любое время, подчиняясь не уставному порядку, а страстному желанию.

    К предметам страсти относится не только пища, но также все, что вводится внутрь. Это и вино, и табак, и наркотические вещества, вводимые не только через едение (орально), но и любыми другими способами. Например, через вдыхание, внутривенно и т.п.

    Страсть чревоугодия может быть даже у младенца, неспособного к другим страстям. Она является их началом, приводит к болезням тела, но, прежде всего, склоняет к блудной страсти.
    Блуд. Побуждается рассмотрением иных существ (людей, иногда животных), обладающих физической природой. Направлен не только на удовлетворения телесного наслаждения, но также и душевной потребности обладания телами других существ. Любовь - это благодатная энергия, данная человеку для осуществления своего устремления к единству с Богом или с другим человеком. Устремление к любви осуществляется в приношении и отдании другому лицу («предмету» своей любви) всего того, чем обладает приносящий (всей его природы), без каких-либо условий. Здесь необходимо также подчеркнуть, что энергия любви стремится принести всю полноту того, чем обладает приносящий, без остатка!

    Цель любви достигается принятием всего приносимого тем лицом, которому совершалось приношение, и в его ответном приношении всего того, чем это лицо теперь обладает.
    Блуд проявляется как действие обратное любви. Он то, что извращает и убивает любовь к человеку и к Богу, так как стремится не к приношению и безусловному отданию, а к захвату и временному обладанию тем, что блуднику не принадлежит. Блуд является удовлетворением похоти (употреблением тела другого существа, пока горит желание), а не желанием любви, приводящей к единству, в котором нет места блуду.

    Похоть находит свое удовлетворение не только при физическом контакте с другими обладателями тел, но иногда лишь помышляя такой контакт. При этом, блудник может не только физически раздражать свои чувствительные органы, но и одним сладострастным помышлением добиваться желаемого удовлетворения.

    Непреодолённые страсти чревоугодия и блуда дают побуждение к сребролюбию.
    Укорененные в душевном (чувственном) составе человека
    Сребролюбие (стяжательство). Побуждается предметами физического мира и направлено на их приобретение. Благодатная энергия собирания в единый организм элементов и частей всего вещественного мира, включения их в целостный, предназначенный для вечного бытия организм человека как творения Божиего. В перспективе - для совершенного обожения всего воспринятого человеком через воплощенного Сына Божия. Бессмысленное стремление к стяжанию (собиранию, накоплению вещей), к деньгам, как универсальной мере приобретаемого, того, что стяжателю еще не принадлежит. Однако все уже приобретенное стяжателем не составляет целостности с ним самим. В своей отделенности от Бога, он не может сохранить навсегда даже тело, с которым он, рождаясь, приходит в этот мир. Приходит смерть, дух его отделяется от тела и удаляется от всего земного. Тело его, смешавшись с землею, распадается на составляющие его элементы, а приобретенное имущество становится таким же временным достоянием других людей.

    Страсть стяжания рано или поздно приводит стяжателя к раздражению вследствие сопротивления других обладателей вещами мира. Это склоняет стяжателя к гневливости.
    Гнев. Возбуждается страстными движениями души. Прежде всего, неизжитой страстью сребролюбия (стяжательства).

    Локализуется в душе.
    Благодатная энергия единения, как всеохватывающей любви ко всему творению, дающая человеку силу не только воспринимать, но также удерживать в опыте проявления своей личности в воспринятой ею природе, всех ее элементов, сохраняя в органическом единстве все воспринятое. Гнев проявляется как скрытое или открытое раздражение на сопротивление мира действиям стяжателя. Он видит себя самого, других людей и все элементы мира глубоко разделенными предметами. Все такие предметы, не покоряющиеся его воле, должны быть удалены из его мира. Непокорные люди должны быть также удалены или уничтожены. Проявление гнева часто становится ненавистью, а ненависть иногда находит свое проявление в убийстве.
    Печаль. Побуждается движениями души, прежде всего, неизжитым гневом. Благодатная энергия переживания радости об органически целостном и прекрасном мире, которым обладает человек как творение Божие. Действительно, гнев уступает место печали, поскольку гнев не позволяет страстному человеку достичь тех порочных целей, которые он пред собою поставил. Мир кажется несовершенным, ужасным, неприспособленным для жизни людей.
    Укорененные в духовном составе человека
    Уныние (одиночество). Побуждается длительной печалью. Благодатная энергия, сообщающая опыт переживания состоявшегося единения людей и всего мира в Церкви Божией. Начало всякой святости, подлинной свободы, чудотворения. Вслед за печалью страстную душу постигает переживание полного одиночества, совершенного опустошения мира. Вокруг человека не только никого нет, но и никто не нужен. Это опыт глубочайшего распада всех отношений и связей, опыт заглядывания в бездну хаоса. От переживания такого опыта в принципе начинается безумие. События и явления воспринимаются искаженно. Меняются ценности, понятия и даже речь.
    Тщеславие. Побуждается переживанием опыта уныния. Повод оно берет от обнаружения своих преимуществ в мире материи, мнимых духовных достоинств, побед над некоторыми страстями. Благодатная энергия, сообщающая святому божественную славу. Это подобно фаворскому свету, воссиявшему от воплощенного Сына Божия. Невыносимый ужас одиночества стремится найти разрешение в проявляющемся свете тщеславия. Тщеславие - это тщетная, напрасная слава. Грешник, ставший противником Божиим, стремится к неверной славе от людей, а также к самопрославлению. Это устремление временно и главное ложно, оно лишено бытийности в Боге. Сама по себе такая слава не существует (можно делать лишь вид, что она есть). И потому она неизбежно должна прекратиться, чтобы уступить место еще более ужасному явлению греха.
    Гордость. Побуждается тщеславием и подобно ему берет себе повод от всяких «успехов» и свершений, в победах над многими страстями. Дар совершенного и полного обожения, прихождение в достоинство Сына Божиего, достигаемое святым вследствие его неслитного, но и нераздельного сочетания со Христом. Достигая гордости, грешник сам для себя и для всех других становится богом. Он видит подтверждения этому, вывести его из этого состояния невозможно. Он достиг обожения в отрицательном плане. Самодельный бог! Это состояние смерти - глубочайшего отделения твари от Творца.

    3. Как демонические силы используют страсти грешников?
    Демоны - умные силы, духовные сущности, составляющие иерархию и подчиненные законам, действующим в мире духов. Они способны к мысленному общению между собой, а также с людьми на уровне понятий. Таким образом, они «читают» интеллектуальные и чувственные движения, происходящие в душах людей, вскрывая их смысл и видя их настоящие цели. Они также видят степень наполнения страстных энергетических потоков людей, о которых мы говорили в предшествующих пунктах этой статьи. При этом демоны не способны заставить людей действовать в своих целях без их соизволения. Иначе говоря, все решает воля человека.

    В чем же цели демонов? Если оставить в стороне промежуточные цели технического плана, то у них две основные цели:

    1) Получить необходимую для своей борьбы с Богом силу путем присоединения к потокам страстных энергий, которые способен взять от земли человек, но не способен дух.

    2) Воспрепятствовать или, по крайней мере, отдалить осуществление плана Создателя в отношении мира и человека, для чего привлечь и привязать к себе человека. Согласно традиции церкви, демоны не имеют покаяния и потому не будут оправданы. Крепко связанный с ними человек с подавленной волей, весьма вероятно, разделит их судьбу.

    Для достижения своих целей они склоняют людей к согласию путем предложения разного рода обманных помыслов. Их ходы могут быть весьма хитрыми и сложными. Однако, чаще всего, человеку, отвергающему само существование демонов, посылается помысел, воспринимаемый им как своя собственная идея, или, своего рода, «случайная удачная находка», которую человек склонен поднять и положить к себе в карман. Ниже мы рассмотрим, как это происходит по шагам и как человек может бороться с демонскими обстояниями.

    4. Этапы развития греховного побуждения и способы противостояния ему. Использованные в таблице названия этапов взяты из писаний известных аскетов. См. аскетические писания Евагрия Понтийского (346-399 гг.) и Иоанна Кассиана Римлянина (360-435 гг.).

    Этап Описание Способы противостояния
    1. Прилог Появление помысла, содержащего сомнительное побуждение, осознаваемое как внешнее и, возможно, вражеское. Без дальнейшего развития не вменяется человеку как грех.

    В качестве параллели из области личной гигиены используется понятие о внешней нечистоте, пытающейся прилепиться к человеку.
    Внимательность к происходящему в сознании. Вопрошание (себя) об источнике. Напряженный поиск ответа.

    Если ответ не найден или получен ответ о вражеском происхождении помысла, то следует отразить помысел. Поскольку вражеские помыслы обладают навязчивостью (чем, кстати, обнаруживают свою враждебность) то, чаще всего, с этим будет связана борьба, иногда изнурительная.
    2. Сочетание Привлечение мысленного (интеллектуального) внимания человека к содержанию помысла. Малая степень участия в греховном побуждении.

    Вовлечен только душевный состав человека. В качестве параллели в области личной гигиены можно привести прилипшую грязь, которую рассматривает на себе человек.
    Если вражеский помысел не распознан по неведению или не отстранен из греховного лукавства, начинается его мысленное рассмотрение. В процессе рассмотрения помысла может проявиться его враждебная природа.

    В этом случае нужно немедленно начинать работу по удалению помысла из сознания. Наилучший способ - молитва (например, Иисусова). Либо занятие ума Богомыслием, чтением писаний. Это как чистая вода для смывания грязи.
    3. Сосложение Привлечение чувственного (эмоционального) предвкушения (услада). Большая, чем в «сочетании», степень участия в греховном побуждении.

    Вовлечен душевный состав человека. В качестве параллели можно привести пятно на одежде, которое воспринимается как нечто приятное.
    Если помысел в результате рассмотрения не был отвергнут, он становится привлекательным для чувственного наслаждения. Такая степень участия в греховном побуждении - это грех, с вытекающими из этого последствиями.

    Осознание чувственной греховности на этом этапе требует немедленного прерывания чувственной услады. Скажем, начать делать тяжелую и грязную работу, которую вы не любите. Делать ее до сильной усталости. Затем умыться и выполнить все действия по пп. 1-2.
    4. Соединение (пленение) Направление воли человека на исполнение содержания греховного побуждения.

    Вовлечен духовный состав человека.
    Если человек уже чувственно наслаждался греховным побуждением, то возникновение волевого устремления к греху следует сопоставить с нормами христианской нравственности и, увидев несоответствие, ужаснуться и остановиться. Выполнить рекомендации пп. 1-3.
    5. Решение Принятие решения реализовать греховное побуждение. Это решение в совести.

    Вовлечен духовный состав человека.
    На этом этапе греховность побуждения обычно уже очевидна. Если, несмотря на это, принято греховное решение, то следует задуматься о страданиях вследствие греха.

    Если не можете совладать, рекомендуется сделать нечто, что сделает исполнение греховного деяния невозможным или болезненным. Используйте время действия этого препятствия для исполнения рекомендаций пп. 1-4. Далее, не откладывая, приступайте к делам покаяния.
    6. Исполнение Реализация принятого решения. Полное впадение в грех.

    Вовлечены, чаще всего, все составы человека. В тех случаях, когда тело непосредственно не вовлечено в греховном действе, оно вовлекается опосредованно, как инструмент по выработке энергии на греховное действо.
    Если человек уже приступил к осуществлению греха, но осознает порочность действия, можно прибегнуть к действию, причиняющему физическую боль или душевное страдание, принуждающее остановиться. Далее следует исполнить дела покаяния.