Автор: Аким Берлянд
1. Духовный мир (небо) вначале сотворен Создателем вместе со всем его населением. Положительное определение понятия о духе отсутствует. Обычно, говоря о духе, большинство признает, что дух не является предметом или объектом исследования - не отвечает на вопрос «что?». Из этого следует, что в нашем предметном мире не существует инструментов его обнаружения и исследования. Материальный мир (земля, природа) с его населением создан после мира духов. Книга Иова указывает на то, что ангелы ликовали, когда Господь «полагал основания земли». По ряду своих свойств материальный мир противоположен миру духовному. Вместе с тем, имеются общие для обоих миров принципы и явления (например, энергии), что несет в себе возможность для их контакта и взаимодействия. Ниже, в таблице 1 проведено сопоставление основных принципов, свойств и явлений духовного и вещественного миров.
Таблица 1
Принципы, свойства и явления обоих миров | Присуще миру | Примечания | |
Вещественному | Духовному | ||
Протяженность, пространство | Да | Нет | Отсутствие протяженности означает также отсутствие необходимости в перемещении. Нет смысла говорить о скорости и прочих явлениях с ними связанных. |
Время | Да | Да | Традиция говорит, что время присуще миру духов. Но течет оно там совсем иначе, чем в вещественном мире. Иногда говорят, что медленнее, но численные оценки не приводятся. |
Вещество | Да | Нет | Духовный мир абсолютно невещественен. |
Инертность | Да | Нет | Поскольку мир духов не вещественен, то там нет и массы, а потому отсутствует инерция. Это мир торжества динамики! |
Энергии и силы | Да | Да | В духовном мире все виды энергий подаются Создателем. Существует множество видов энергий. На каждое действие в мире духов подается соответствующая энергия. Этими энергиями и силами духи могут воздействовать на объекты и существа вещественного мира. В свою очередь, существа, прежде всего - люди, могут воздействовать своими силами и энергиями на духов. Таким образом, между ними возможны контакты и взаимодействие. |
Наличие нравственного закона | Да | Да | По своему нравственному устройству миры схожи. |
Неразумные обитатели | Есть | Нет | В духовном мире нет неразумного населения. |
Разумные и духовные обитатели | Есть | Есть | В вещественном мире разумен и духовен только человек. В духовном мире все население разумно. |
2. Население духовного мира (неба) - духи добра. Состоит из духов умерших людей-праведников, а также духов, созданных бесплотными, которые в предании называются ангелами (греч. - ἄγγελος, ангелос). Число ангелов не поддается точному исчислению. В книге пророка Даниила (Дан. 7:10) говорится, что их «тысяча тысяч и тьма тем». Вместе с тем, число ангелов конечно. Они сотворены Богом при создании духовного мира, и их число остается неизменным. Третья часть ангелов, в истории мира духов, отступила от Бога и пала, отчего они стали называться бесами, демонами.
Всем ангелам присущи следующие свойства:
1) они разумны (что определяется их созданием по образу Самого Создателя);
2) бесплотны;
3) не имеют пола;
4) имеют личностное начало (несут в себе образ Божий; Он отражается в них, как отблеск, поэтому они должны постоянно взирать на Бога, чтобы образ Его, отражаясь, присутствовал в них; о них говорят иногда, что они только по образу, но не по подобию (ввиду отсутствия у них природы));
5) у них отсутствует природа, и потому они лишены возможности выявления и запечатления (удержания) образа в природе - главного момента, определяющего способность к творчеству;
6) имеют уникальные имена (вследствие неповторимых личностных свойств);
7) имеют свободную волю, которая у них является предметом вольного приношения Создателю как акта проявления их любви к Нему;
8) не состоят из элементов или частей и поэтому - неразрушимы;
9) предназначены их Создателем для вечного бытия.
Ангелы не существуют вне организации. Организация представляет собою иерархию в порядке подчинения. Духи людей-праведников в ангельские иерархии не входят. Образуют ли они свою собственную иерархию - не известно.
3. Ангельская иерархия. Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в конце V в. книга автора, творившего под псевдонимом Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий), «О небесной иерархии» (греч. Περί της ουρανίας, лат. De caelesti hierarchia), более известная в редакции VI в.
Книга отражает представление Церкви о том, что силы, действующие в тварном мире не «слепые явления природы», а имеют личностное, а потому умное начало. Дионисий Ареопагит дает классификацию этих умных сил. По ней девять ангельских чинов разделены на три триады, каждая из которых имеет свое направление деятельности. Каждый ангельский чин называется хором, что также указывает на внутреннюю организацию и на определенную специализацию каждого представителя чина. Аналогия с хором, которую устанавливает Дионисий, в принципе, предполагает разделение хора на партии (при многоголосом пении). Однако на раскрытие еще более глубокой структурности мира ангелов автор не идет, ограничиваясь лишь намеком. Отдельные фрагменты того, на что намекает Псевдо-Дионисий, можно найти в иудейских иерахических построениях (например, хайот и офаним, а также ангелы низшего звена - см. п. 6).
Божественные благодатные энергии, необходимые для жизнедеятельности и служения ангелов, а также волевые управляющие импульсы подаются ангелам по их иерархическим связям - от высших к низшим. Виды подаваемых энергий определяются личностными свойствами и направлениями деятельности ангелов. Все иерархические связи сходятся к вершине, над которой пребывает Господь Бог - Творец неба и земли.
Псевдо-Дионисий собрал и упорядочил то, что было в предании Церкви в его эпоху. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются в текстах эпохи Ветхого Завета. В новозаветную эпоху появляются упоминания о господствах, началах, престолах, властях и архангелах. По своему положению в иерархии ангельские чины располагаются от высшего (1) до низшего (9) следующим образом:
Таблица 2
Иерархическое положение | Ангельский чин (хор) | Примечание |
I-я триада (епархия), шестикрылые. Так называемые служебные духи. Характеризуются непосредственной близостью к Богу. | ||
1 | Серафимы | Серафимы - ангелы. В порядке иерархии - высшие создания. Их также называют пламенными, поскольку они горят, но не сгорают в пламени вечной любви. Скрещенной парой крыльев они закрывают лица, чтобы случайно не попытаться увидеть Невидимого. Другой парой скрещенных крыльев они скрывают ноги, чтобы случайно не «принести» ими тлен на свою высоту. Таким образом, они не «ходят», но двумя оставшимися крыльями летают на непостижимо огромной высоте. Содержание служения серафимов определяется их свойствами. Они выражают свою любовь к Богу постоянным хвалебным пением. В древнееврейской традиции вечное пение серафимов известно как «трисагион»: Кадош, Кадош, Кадош… (Святой, Святой, Святой Владыка Сил небесных, вся земля полна сиянием Твоей Славы). |
2 | Херувимы | Слово «херувим» означает мощь, полноту знаний. Они - источник мудрости в тварном мире. Этот хор имеет особый дар боговедения и передачи другим своих знаний. Они также являются «носителями» Бога, но при этом Его не видят. Среди атрибутов этого чина имеются ноги (подобные бычьим), руки (человечьи) и крылья. Два крыла не закрывают лица, но скрещены над головой. Два других не закрывают ног, но скрещены перед ними. При помощи двух оставшихся крыльев они летают. Образами их перемещения являются шествие и полет. В «ношении» Живого Бога им сопутствуют «животные» и «колеса» (хайот и офаним). Атрибуты херувимов (Иез. 1:5-22) характеризуются динамикой их рефлексии. В пламени каждого из них живет их образ как уникальное и динамичное (изменчивое) отражение Истинного Образа Божия. Это приводит к проявлению вполне определенных, но не зафиксированных в определенном месте их образа, черт, обладающих при этом значительной подвижностью. |
3 | Престолы | Название этих духов указывает на их близость к престолу Божиему. Это самый близкий к Богу хор в плане предмета его служения. Свои исключительные совершенства они получают непосредственно от Бога. Они не имеют никакого попечения кроме божественного престола, чем указывают истинный путь устремления для всей твари. Самостоятельный образ престолов не определен в традиции. Иконные изображения престолов не встречаются самостоятельно, но обычно сопутствуют изображению херувимов в виде образов животных и колес, испещренных глазами. |
II-я триада (метархия), четырехкрылые. Духи управления вселенной. Поддерживают основы мироздания и владычества Божия. | ||
4 | Господства | Господства наделены даром управления. Их служение состоит в распределении обязанностей и определении действий «сил» и «властей» в их иерархии. |
5 | Силы | Силы - ангелы управления вселенной. Это умные силы, стоящие за тем, что называют «законами природы». Иногда они также являются исполнителями чудес, подателями помощи и благословений, приходящих в критические моменты. |
6 | Власти | Власти обеспечивают упорядочение и баланс сил во вселенной. Они стоят на страже «тверди небесной», препятствуя наступлению хаоса. |
III-я триада (иерархия), двукрылые. Поддерживают и направляют важнейшие события в вещественном мире. Главным образом, их деятельность направлена на людей, с некоторыми из которых они при необходимости вступают в контакт. | ||
7 | Начала | Начала формируют направления и определяют условия эволюции, судьбы народов Земли в истории. Также они определяют и поддерживают особенности религиозных традиций, характер и вкусы народов мира. |
8 | Архангелы | Архангелы - переводится с греческого как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Этот термин появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (Книга Еноха 20:7) как передача выражений вроде «великий князь» в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12:1). Затем слово «архангел» воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фес. 4:16) и более поздней христианской литературой. Традиция насчитывает семь архангелов. Главный среди них Михаил-архистратиг (греч. - верховный военачальник), предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Его оружие - пламенный меч. |
9 | Ангелы | Ангел по-гречески означает вестник (посланец). В Библии ангелы часто выполняют эту роль, однако Св. Писание нередко говорит об ангелах как о бесплотных помощниках Бога. Кроме того, ангелов, вследствие их организации и дисциплины, предание часто называет небесными силами (воинствами). Они появляются в образе людей, иногда с крыльями, иногда бескрылыми, а иногда могут проявлять себя как столбы огненные и тучи или как пламя внутри куста (Исх. 3). Ангелы также упоминаются в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. |
4. Личностные отношения в мире духов. Подобно тому, как благодатный дар определенной части божественных энергий преобразуется ангелами и приносится Богу в виде их служений, так другие благодатные энергии преобразуются ими в личностные отношения между ними, осуществляемые внутри ангельской иерархии по ее законам.
Личностные отношения ангелов в соответствии с замыслом Создателя являются их добродетелью. Основные добродетели ангелов, осуществляемые иерархически (т.е. в видении отблеска Лица Божиего в вышестоящем ангеле иерархии):
1) самозабвенная любовь и преданность Богу;
2) совершенная покорность воле Божией (как соизволение);
3) верность своему положению и направлению служения в ангельской иерархии;
4) покорность вышестоящим ангелам в своей иерархии;
5) попечение о нижестоящих ангелах своей иерархии, оказание им необходимой помощи;
6) неукоснительное исполнение своих служений по отношению к миру.
4.1. Отношения Бога и ангелов. Получив бытие и личностное начало от своего Создателя, ангел с любовью устремлен к Нему. Поскольку всякая любовь проявляется как приношение, то и ангел Божий стремится принести и отдать Богу то, что он имеет. Ангелы не поставлены на царство в духовном мире (подобно человеку на земле), поэтому принести Богу свой мир они не могут. Но они имеют возможность принести и отдать то, что ими получено от Создателя при их сотворении: свободную волю и энергию (силу, исполняющую служения). Приносящей здесь является разумная личность ангела. Личность приносит то, чем обладает, сама же она не приносится и не отдается, потому что без нее нет никаких отношений, нет любви. Акт приношения в духовном мире имеет только начало, но не имеет конца. Он может длиться вечно и зависит от воли участников отношений. Приношения ангелов осуществляется иерархически. Приносящий видит Бога в образе вышестоящего духа, который является последовательным отражением Первообраза. Этот важнейший момент иерархического устройства мира ангелов многое объясняет в библейской традиции, где часто ангел представляет Бога.
В ответ на приношение ангела Господь Бог вновь дает ему энергии (силы) жить и исполнять свое служение. Вид подаваемых благодатных энергий определяется служением, а характер и направление служения зависит от личностных свойств ангела, что, в частности, выражается его именем. Таким образом для ангела реализуется наилучшее из возможного, поскольку любящий его Творец, вложивший в него Свой образ и нарекший имя, подает ему то, что не может быть ничем другим, кроме наилучшего.
Кроме того, Творец и Создатель сообщает ангелу Свою волю и возвращает ему его собственную свободную волю, которую тот вновь может приносить вместе с дарованной энергией, преобразованной ангелом в служение Богу, в осуществлении Им Своего замысла о мире.
В предании ангелы являются вестниками и действуют в очень высоком смысле этого слова от Лица Божиего, буквально отражая Его образ. Это объясняет, почему в библейской традиции вербально сближены понятия о Боге и ангеле, а также то, как воспринимают ангелов библейские персонажи.
4.2. Отношения ангелов между собою. Взаимоотношения ангелов осуществляются по иерархическим связям. Отношения ангелов, стоящих ниже первого уровня ангельской иерархии, со своим Создателем происходит опосредованно, главным образом, через вышестоящих ангелов иерархии. Таким образом, невозможно разделить отношения ангелов со своим Создателем и отношение их между собою в иерархии. Отношения, нарушающие строгую иерархичность, среди ангелов не допускаются. К Богу, стоящему над иерархией, никакие ограничения естественно не относятся.
5. Духи зла. Бог - источник и мерило добра, зла не творит. Духами зла стали ангелы, которые первоначально входили в общую ангельскую иерархию. Св. Писание не сообщает о времени возникновения мятежа в ангельском мире. Принято считать, что он произошел в день Покоя Божиего - благословенную субботу, наступившую после шести дней творения.
Начало мятежу положил один из херувимов, называемый в предании Денницей (рус.) и Люцифером (лат.), что означает - Сын зари, Светоносец.
Причиной мятежа стала зависть Денницы к человеку, предназначенному Богом к непостижимому для тварного ума полному обожению. В результате человек должен был стать повелителем ангелов. Этого Денница принять не смог, что повлекло отделение от Бога его самого, а поскольку принципы устройства ангельской иерархии продолжали действовать, то и всей связанной с ним иерархии. Денница стал отражать Лицо Божье совершенно искаженно, что немедленно отразилось во всех нижестоящих, и их лица также исказились.
Отступление положило начало их падению в бездну, куда им неизбежно придется погрузиться. Несмотря на наличие у них разума и свободной воли, из-за отсутствия природы у них не существует внутреннего конфликта правды с неправдой. Из-за этого они не имеют покаяния и потому их падение безвозвратно. Ужас перед неотвратимостью погружения в бездну хаоса сделал падших ангелов крайне злобными и агрессивными. Потеряв свет славы, подаваемый им Создателем вместе с другими благодатными энергиями, они стали мрачными и темными. Денница попытался подменить свет славы, исходящей от Бога, тщеславием, т.е. стал прославлять себя сам. Однако принципиально неспособный к творчеству дух не может создать реальное явление, он может только подменить реальность кажимостью. Этим, впрочем, он не ограничился и после того, впав в гордость, сказал о себе, что теперь сам будет как бог. Эта попытка разделить мир духов и власть в нем сделала его противником Бога. Падшие ангелы совершенно извратились. Они стали негативом самих себя до падения. В их нравственных оценках все, что было ранее отвратительным - стало привлекательным. А ко всем добродетелям они стали питать глубокое отвращение. Они лгут не потому, что это им выгодно, но потому, что не способны не лгать. Сохранилась только верность иерархическому устройству их общества, что, впрочем, зависело не от них, а от их Творца. Денница имел расчет на то, что привлечет на свою сторону других ангелов, а Создатель, смирившись с этим, примет его условия и станет поддерживать его иерархию благодатными энергиями.
Прежние имена темных сил перестали соответствовать их новому состоянию, отчего Господь Бог дал им другие имена. Денница получил имя Сатана (от евр. שָׂטָן, [satan] - противник) и Диавол (от греч. Διάβολος, [diabolos] - клеветник). Ангелы его иерархии стали именоваться бесами и демонами. Имена каждого из них также были изменены.
Сразу после этого среди духов возникла война, в результате которой Сатана со своими бесами был вытеснен из неба ангелов. Им не хватало жизненной энергии. От этого падение демонов в бездну заметно ускорилось, тогда ими было принято решение остановить падение за счет овладения энергиями земли.
Проблема, однако, состояла в том, что духи сами по себе не могли воспользоваться энергиями земли. Среди всего творения только человек, как воплощенный дух, в принципе мог стать для них необходимым для этого звеном. Кроме того, вся земля принадлежала человеку, а человек был связан с Богом. Таким образом, задача бесов состояла в том, чтобы оторвать человека от Бога, подчинив его себе, что также отвечало причинам бунта Денницы, сделать человека самого зависимым от земли, а затем, через него, получать энергии земли для реализации своих планов. Этот замысел, как известно, им осуществить удалось, и их падение остановилось до дня Страшного Суда, после которого, по свидетельству ряда документов Нового Завета, они пойдут в бездну.
По классификации свт. Григория Богослова (IV в. по Р.Х.) ангельский мир включает следующие чины:
Таблица 3
Ангельский чин по свт. Григорию Богослову | Соответствует представлению, приведенному в таблице 2 | Иерархическое положение в порядке соответствия чинам в таблице 21 |
Разумения | Херувимы | 2 |
Восхождения | Престолы | 3 |
Сияния | Серафимы | 1 |
Силы | Силы | 5 |
Начала | Власти | 6 |
Господства | Господства | 4 |
Престолы | Вероятно, Начала | 7 |
Архангелы | Архангелы | 8 |
Ангелы | Ангелы | 9 |
1 В сочинениях свт. Григория Богослова представления об иерархичности ангельского мира присутствует лишь в самом зачаточном состоянии (см. его Слово 6, Об умных сущностях). В этом плане, представления свт. Григория и Псевдо-Дионисия не сопоставимы. В таблице 3 содержание третьей колонки указывает не на иерархические представления святителя, а на положение ангельских чинов у Псевдо-Дионисия (см. таблицу 2).
6. Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку в качестве источника имеют только Ветхий Завет (Танах), а также источники, пересказывающие и толкующие его. Один такой источник насчитывает десять чинов ангелов:
Таблица 4
Иерархическое положение | Ангельский чин | Примечание |
1 | хайот | Хайот - животные и офаним - колеса, над хайот и офаним находятся херувимы. Все вместе они «носят» Бога, составляют Его «колесницу» - меркаву. Хайот и офаним изображаются как и херувимы, сплошь покрытые глазами, которые являются знаком ума - умной силы. Вероятнее всего, оба эти чина следует соотносить в христианской традиции с престолами. |
2 | офаним | |
3 | арелим | |
4 | хашмалим | |
5 | серафим | |
6 | малахим | Собственно ангелы (подобно тому, как называют в христианской традиции ангелов низшего чина, а также и всех духов вообще без указания их чина). |
7 | элохим | |
8 | бене элохим | Так называемые «сыны Божии» (евр. Б'неи ха-Элохим или Б'наи Элим). |
9 | херувим | Могущественные (силою своего разумения). |
10 | ишим | |
Необходимо отметить, что в иврито-арамейских текстах отсутствует какая-либо концепция (наподобие той, что мы находим у Псевдо-Дионисия) глубокой структуризации, взаимосвязи и полной иерархичности населения духовного мира. В нем имеются только старшие и младшие (подчиненные старшим). Но не определены иерархические отношения, структура всех упоминаемых преданием представителей ангельского мира. Поэтому содержание первой колонки приведенной выше таблицы не следует понимать в том же смысле и так же строго, как первую колонку таблицы 2.
В Maseket Azilut (источник, относящийся к Кабале) десять ангельских чинов даются в ином порядке:
1) серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем;
2) офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем;
3) херувимы, которых возглавляет Керубиэль;
4) шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил;
5) таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль;
6) ишим с Цефаниэлем во главе;
7) хашмалим, вождь которых зовется Хашмал;
8) малахим, возглавляемые Уззиэлем;
9) бене Элохим во главе с Хофниэлем;
10) арелим, которыми руководит сам Михаил.
Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу - трем ангелам, поименно названным в библейских книгах. Четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической Третьей Книге Ездры.
Распространено также представление о том, что кроме Михаила («кто как Бог» - Иуд. 1:9; Откр. 12:7), существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7). Попытки перечислить их поименно предпринимались со времен Первой Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции. Итак, это:
- Гавриил («сила Бога» - Дан. 8:16).
- Рафаил («помощь, исцеление Божие» - Тов. 3:16).
- Уриил («огонь, свет Божий» - 3 Езд. 4:1).
- Салафиил («молитва к Богу»).
- Иегудиил («хвала Богу»).
- Варахиил («благословение Божие»).
- Иеремиил («высота Божия» - 3 Езд. 4:36).