Происхождение названия книг ВЗ
1. Отдельные тексты ВЗ (Писания) первоначально именуются на греческом: Графи, Графиа, та иеро граммата.
2. Понятие «Библия», как собрание писаний, первоначально вводится в обиход Оригеном.
Боговдохновенность, авторитетность книг ВЗ
1. Под этим понимается соучастие Бога и человека в порядке появления предания, причем Бог является его источником, человек его передатчиком и переводчиком. Достоинство человека, соучаствующего в этом процессе, - пророческое.
2. В дальнейшем установление факта боговдохновенности принадлежит собору (собранию) Церкви, в котором пребывает Сам Господь - Живой Бог. То есть Бог в Церкви сам и опознает происхождение писаного предания как своего живого слова. Или же Он полностью или отчасти откажет в собрании верных от писаного слова, как от Своего слова.
3. Термины канонический (правильный) неканонический (правильный лишь частично) и апокрифический (скрытый, тайный, ложный).
Язык Писания
1. Еврейский. Все канонические книги ВЗ были написаны на еврейском языке. Лишь некоторые небольшие разделы - на халдейском (Иер. 10:11; Дан. 2:4 - 7:28; 1 Езд. 4:8 - 6:18; 7:12-26).
Особенности еврейского текста. Еврейский тест изначально был записан без гласных букв, а необходимые гласные передавались устно по преданию. Огласовка текста в виде подстрочника была введена довольно поздно, в IX - X веках в эпоху масоретов (евр. мазор - передавать; Масора - название местности).
2. Греческий. На нем, по-видимому, написаны все неканонические книги ВЗ. Однако, по свидетельству блж. Иеронима, книги Юдифь и Товит были первоначально написаны по-халдейски.
Около второй половины III века до Р.Х. иудейскими раввинами был сделан греческий перевод Писания (Септуагинта). Перевод выполнялся разными людьми и в разное время. Весь процесс мог растянуться приблизительно на 100 лет. В результате этой работы в Александрии появился авторитетнейший перевод Библии на греческий язык.
Тишендорф - Синайский кодекс.
3. Латынь. Перевод на латинский (Вульгата) был выполнен блж. Иеронимом с еврейского.
4. Славянский перевод. Перевод отдельных книг (Псалтирь) был сделан Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Рукописное собрание книг Библии на церковно-славянском языке сделал архиеп. Геннадий в 1499 г. Первый печатный перевод был организован князем Константином Острожским в XVI веке 1581 г.
1. Наименование книги: Генезис (греч. - происхождение), Берешит (евр. - в начале).
2. Древность текста, происхождение, археологическая структура.
3. Содержание книги.
3.1. Бог - центр и начало священного текста.
3.2. Сотворение Неба и Земли.
3.3. Сотворение человека по образу Божию.
3.4. Первородный грех. Изгнание из Эдема - первое катастрофическое последствие первородного греха.
3.5. Начало человеческой истории.
3.6. Потоп - второе катастрофическое следствие грехов.
3.7. Ной.
3.8. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей - третье катастрофическое следствие грехов.
3.9. История Авраама - начальника веры.
3.10. История патриархов - Исаак, Иаков, Иосиф Прекрасный.
1. Название книги и происхождение текста: элле шемот (евр. - сии суть имена), эксодос (греч.), эксодус (лат.), исход (рус.)
2. Авторство Моисея.
3. Древность книги.
4. Содержание книги.
4.1. Окончание книги Бытия. Пророчество Иакова о коленах. Его смерть и погребение. Перечисление имен патриархов, вошедших в Египет по книге Исход. Краткая история Израиля в Египте.
4.2. История Моисея.
4.3. Бегство Моисея в страну Мадиамскую.
4.4. Откровение JHWH Моисею в пламени тернового куста.
4.5. Возвращение в Египет.
4.6. Требование переданное фараону от Лица JHWH.
4.7. История казней египетских.
4.8. Первая Пасха.
4.9. Исход.
4.10. Переход через Красное море.
4.11. Пятидесятидневный поход по пустыне.
4.12. Синайское законодательство.
4.13. Декалог.
4.14. Дарование священства.
4.15. Указания об очищении.
4.16. Указания о жертвоприношениях.
4.17. Указания об общественных богослужениях.
4.18. Указания об устройстве общества Израиля как теократического.
Книга Левит (27 глав)
1. Название книги и происхождение текста.
1.1. Название: вайкра (евр. - и воззвал), левитихион (греч.), левитикус (лат.), левит (рус.).
1.2. Время и место возникновения.
1.3. Характер редактирования книги связан с ее назначением.
2. Содержание книги.
2.1. Отсутствие историко-повествовательной канвы.
2.2. Подробные (священнические) предписания об очищении и жертвоприношении.
2.3. Характер и традиционная сторона жертвоприношений.
2.4. Заклинания и предупреждения.
Книга Чисел (36 глав)
1. Название книги и происхождение текста.
1.1. Название: вай-едаббер (евр. - и сказал), арифмо (греч.), нумери (лат.), числа (рус.).
1.2. Время и место возникновения.
2. Содержание книги.
2.1. Повествования о странствиях.
2.2. Повествования о народоисчислениях
Книга Второзаконие (34 главы)
1. Название книги и происхождение текста.
1.1. Название: Элле-гаддебарим (евр. - сии суть словеса), Девтерономион (греч.), Деутерономиум (лат.), Второзаконие (рус.).
1.2. Время и место возникновения: Северное царство, вероятное время ~ 650 г. до Р.Х.
1.3. Обстоятельства включения в Священный текст на Юге. Массовая эмиграция жителей Северного царства по Ассирийском нашествии. Естественно эмигранты принесли свой вариант Священного текста. Чудесная находка книги Закона (Второзакония) во время наведения порядка в Храме царем Иоссией ~ 622 г. до Р.Х.
2. Содержание и построение книги
2.1. Книга в форме повествования и заповеди, произносимой от лица Моисея.
2.2. Повторение Закона.
2.3. Исполнение Закона основано на любви.
2.4. Нажим на неделание изображений.
2.5. Заповедь о пище.
2.6. Идеи братства сынов Израилевых.
2.7. Плата за труд и заимствование.
2.8. Праздники:
2.8.1. Пасха (Песах).
2.8.2. Шавуот (праздник Седмиц или Пятидесятница). Один из трех паломнических праздников, наряду с Песах и Суккот. Он посвящается событию, не уступающему по своей исторической значимости Исходу из Египта: получению Торы, дарованной Всевышним пророку Моисею на горе Синай (Исх. 19). Богословская традиция иудаизма рассматривает Шавуот как «заключительный праздник Песах». В Священном Писании не указывается точная дата этого события, однако на основании книги Исход было подсчитано, что оно произошло в месяце сиван. Поэтому память о даровании Торы стали отмечать 6 сивана - в день завершения «отсчета Омера» и принесения в Храм пожертвования от урожая второй жатвы. Таким образом, Праздник урожая пшеницы и Откровение на Синае стали единым торжеством. Поскольку дата праздника определялась путем отсчета семи недель от начала первой жатвы (Втор. 16:9-10), он получил название Шавуот (евр. - недели, седмицы). Другое название праздника - Пятидесятница - произошло от греческого слова пентекоста (пятьдесят) и указывает на то, что он отмечается на пятидесятый день после приношения в Храм первого снопа (Лев. 23:15-16). В праздник Шавуот также отмечается кончина царя Давида - 6 сивана его могилу посещает множество паломников.
В этот день, по традиции, синагоги украшаются цветами и зелеными ветвями. Во время богослужения читают Десять заповедей (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21), которые слушают стоя. Также читается свиток книги Руфь (Мегилат Рут), содержание которой наиболее ярко отображает смысл праздника: в ней присутствует тема сбора урожая и повествуется о том, как моавитянка Руфь приняла законы Торы и стала родоначальницей царской династии (царь Давид был ее правнуком). Многие для изучения Торы остаются в синагоге на всю ночь.
Так как праздник связан с Дарованием Торы, то обучение детей еврейским традициям обычно начинается именно в Шавуот.
Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. Так соблюдается в память о том, что до введения закона о чистоте пищи (Кашрут) без боязни осквернения можно было употреблять только молочные продукты. Одно из праздничных блюд всегда готовится из молока и меда: оно напоминает о «земле, в которой течет молоко и мед» (Втор. 26:9). По традиции, к столу подаются творожные ватрушки. Как и большинство крупных праздников, Шавуот отмечают в течение семи дней.
2.8.3. Суккот (Праздник Кущей). Установлен в память сорокалетнего странствия евреев по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю Обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах. Кроме того, Суккот связан с предписанием Торы особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах: «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит и пришелец, и сирота и вдова, которые в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы призываемо было там Имя Его; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор. 16:13-15). Празднуется 15 числа месяца тишрей.
Суккот является одним из трех праздников, когда все люди, независимо от места их проживания, совершали паломничество в Иерусалимский Храм: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей» (Втор.16:16). Эти три обязательных паломничества развивали и укрепляли в народе сознание и чувство его религиозно-национального единства.
И сейчас в праздник Суккот все восемь дней (в Израиле - семь) принято проводить не в доме, а в шалаше сукка, что до конца раскрывает его духовный смысл: выражение твердой веры в то, что самой надежной защитой человека является не дом и не постоянная крыша, а милость и покровительство Всевышнего.
Праздник отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но и малознакомые люди. Это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.
Еще одним атрибутом праздника является арбаа миним (евр. - четыре вида растений). Во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Вечерами, под пение и танцы, в синагоге проводится церемония раздачи воды.
2.9. Социальные отношения.
2.10. Брак с пленницами и рабынями.
2.11. Первородство.
2.12. Предписания царю.
2.13. Смерть Моисея на горе Фасги.
Блок исторических книг ВЗ
Книга Иисуса Навина (24 главы)
1. Надписание книги: Иегошуа (евр.); Иисус (греч.); Книга Иисуса Навина (рус.).
2. Содержание: описание деятельности Иисуса Навина как вождя евреев на пути в Землю Обетованную после смерти Моисея.
3. Авторство книги несомненно не принадлежит Иисусу Навину. Еще блж. Феодорит замечает, что в рассказе об остановке движения солнца Иисусом стоит ссылка на то, что это почерпнуто из древней книги. Следовательно, книгу ИН писал другой автор. Имеется также указание на завоевание Халевом Хеврона и Давира (это завоевание с теми же подробностями изложено в книге Судей), а также ряд других эпизодов, что указывает на время после смерти Иисуса. Вероятно, автор жил во время царствования Соломона. Город Газер, где проживали хананеи, оставался населенным ими во времена Соломона. А автор книги ИН говорит, что они живут там до сего дня. Но в конце царствования Соломона, Газер был завоеван египтянами, а хананеи, жившие там, были истреблены.
4. Автор хорошо осведомлен о географии места, включая названия населенных пунктов на изменчивой карте того времени. Это позволяет предполагать наличие у автора книги ИН более древнего и высокоавторитетного документа, который до нас не дошел.
5. Автор дает понять, что сил израильтян было недостаточно для осуществления завоевания Ханаана. Объединенные силы хананеев превосходили израильтян и численно и средствами борьбы. У них было много военных колесниц, укрепленные города, запасы воды и пищи. Но их пороки и Сила Божия отдают перевес Израилю. Неожиданное иссушение Иордана во время наводнения не позволяет собраться царям Ханаана для отражения нападения израильтян.
6. В НЗ мы относимся к имени Иисуса бен Нуна символически. Прообразовательно оно указывает имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Книга Судей Израилевых (21 глава)
1. Надписание книги: Книга Судей Израилевых (на всех языках одинаково).
2. Состоит из трех частей:
2.1. Вступление, описание эпохи Судей.
2.2. Изложение исторических событий этой эпохи. Описание уклонений израильтян от веры отцов. Их завоевание и угнетение соседними племенами. Их раскаяние и освобождение от угнетателей под водительством посылаемых Господом судей.
2.3. История Самсона и история наказания почти полным истреблением колена Вениамина.
Книга Руфь (4 главы)
1. Надписание: Руфь (на всех языках).
2. Время событий неопределенно: «когда управляли судьи».
3. История Руфи моавитянки, которая становится праматерью (прабабкой) Давида и входит в священную историю.
4. Книга выпадает из общего русла библейской истории из-за своей особенной лиричности.
5. Почему книга включена в канон? Гипотеза: заполнение родословной Давида и Господа нашего Иисуса Христа.
Книги Царств (4 книги)
1. Надписание: Сефер Шемуель (евр. - Книга Самуила) - это Первая и Вторая книги Царств. Сефер Мелахим (евр. - Книга царей) это Третья и Четвертая книги Царств. На русском, греческом и на латыни: 1, 2, 3 и 4 книги Царств (в соответствии с переводом 70-ти).
2. Время событий определяется историческим содержанием.
3. Содержание книг. Первая книга Царств повествует о пророке и судье Самуиле, а также о первом царе Сауле. Вторая - о втором царе Давиде. Третья - о третьем царе Соломоне, а также о распаде после его смерти царства на Северное и Южное. Далее о истории царей Юга (кончая Иосафатом) и царей Севера (кончая Охозией).
5. Период истории охватывает 500 лет.
6. Авторы. Предполагается ранняя редакция содержания Первой и Второй книг Царств, сделанная пророками Самуилом, Нафаном и Гадом. Возможно, в каких-то отдельных записях. Редакция, сведшая отдельные записи в книгу, вероятно появилась в эпоху Соломона. Авторами Третьей и Четвертой книг, вероятно, были пророк Иеремия и, что особенно вероятно, Ездра. В эпоху после возвращения из Вавилонского плена складывается близкая нынешней редакция книг Царств.
Книги Паралипоменон (2 книги)
1. Надписание: Сефер дибрей гайомим (евр. - Книга ежедневных событий). Классифицируется как «кетубим» - «агиографы» - «писания», что примерно соответствует русскому понятию «летопись». На латыни (Вульгата) Либри Хроникорум. Паралипоменон пришло от перевода 70-ти.
2. Структурно книга, вероятно, в подражание книгам Царств разделена на две книги. Первая завершается описанием истории царствования и дел Давида, вторая начинается историей царствования и описанием дел Соломона.
3. Время написания. Указано в самой книге: по возвращении из Вавилонского плена. Указанием персидских названий монет. Наиболее вероятно при Ездре.
4. Особенности содержания первой книги:
4.1. Родословные таблицы от Адама, также касается многих древних народов.
4.2. Родословие евреев. Особенно колен Иуды, Вениамина и Левия.
4.3. История царствования Давида после гибели Саула.
4.4. В первой части книга событийно совпадает с книгой Бытия и частично с книгой Иисуса Навина.
4.5. Опущены события о прегрешении Давида с Вирсавией, его слабости в старости и др.
4.6. О браке Соломона с дочерью фараона, о его мудром суде, расходах на содержание двора.
4.7. Нет рассказа о войне Давида с филистимлянами.
4.8. Умолчана также история десяти колен вне Иудеи.
Блок исторических книг ВЗ
Книги Ездры и Неемии
1. Имеются три книги Ездры, из которых канонической является лишь первая. По свидетельству Талмуда и Иосифа Флавия, в древних текстах Св. Писания каноническая книга Ездры соединялась с книгой Неемии.
2. Содержание обеих книг: история восстановления иудейской общины в период после плена. Охватывается период ~ 537-432 гг. до Р.Х. Книга Ездры делится на две части. Первая начинается с указа Кира об освобождении Иудеев из плена. Партия из Иудина и Вениаминова колена должна возвратиться в Иерусалим.
3. Следует список имен и пожертвований на храм. Храм был восстановлен и освящен ~ 516 г. до Р.Х.
4. Вторая часть книги Ездры рассказывает о деятельности Ездры в Иерусалиме, о посещении Иерусалима царем Артаксерксом. Здесь же дается список имен возвратившихся в Иерусалим. Это чрезвычайно интересный и важный раздел иудейской истории.
Книга Товита
1. Книга отсутствует в еврейской Библии, но есть в греческой. Не вполне канонична.
2. Содержание: жизнь благочестивой семьи Товии из колена Неффалимова.
Книги Иудифь и Есфирь
В нашей системе оглашения эти книги не рассматриваются.
Вопросы к семинару:
По блоку законоположительных книг ВЗ
1. Связь Св. Предания и Св. Писания с историей Израиля.
2. Значение и место Книги Бытия в священной истории.
3. Какие важнейшие положения определяет Книга Бытия в Св. Писании?
4. Историческое значение и место в Св. Писании книги Исход.
5. Какие важнейшие моменты Св. Предания и Св. Писания определяет эта книга?
6. Историческое место, значение и назначение книг Левит и Чисел?
7. Особенности книги Второзаконие.
8. Место и значение книги Второзакония в Пятикнижии.
По блоку исторических книг ВЗ
1. Особенности, определяющие место книги Иисуса Навина в Св. Писании ВЗ.
2. Особенности, определяющие место книги Судей в Св. Писании ВЗ.
3. Особенности книги Руфь.
4. Роль книг Царств и Паралипоменон в Св. Писании ВЗ.
5. Значение Книг Ездры и Неемии.
6. Место книги Товии в Св. Писании ВЗ.
Блок пророческих книг ВЗ (малые пророки)
Краткое введение в книги пророков
1. Книга пророка Осии (790-725 гг. до Р.Х.). Северянин - до взятия Самарии Салмансаром.
1.1. Природа символизма в Библии. Пророк и его жена прелюбодеица.
1.2. Наказание и оправдание Израиля.
1.3. Новозаветные мотивы. Возлюбленная и не возлюбленная. Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа?
2. Книга пророка Иоиля (877-857 гг. до Р.Х.). Юг.
2.1. Бедствие, налет саранчи.
2.2. Благодатные дары Господа Своему народу.
2.3. Новозаветные мотивы. Излию Духа моего на всякую плоть...
3. Книга пророка Амоса (823-783 гг. до Р.Х.). Северянин - до взятия Самарии Салмансаром.
1.1. Суд Божий на языческие и Иудейское царства.
1.2. Пророческие речи и суд на Израильское царство.
1.3. Пророчество об окончательном падении Израильского царства и о восстановлении падшей скинии Давида.
4. Книга пророка Авдия (889-880 гг. до Р.Х.). В происхождении много неясностей (Авд. 1:21).
4.1. Древний язык книги.
4.2. Нашествие идумейцев на Иерусалим.
4.3. Пророк возвещает наказание идумеям.
5. Книга пророка Ионы (823-783 гг. до Р.Х.). В четвертой книге Царств упоминается как современник Иеровоама II.
6. Книга пророка Михея (740-695 гг. до Р.Х.) Юг. Жил при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии, был современником Исаии. Пророчество о бедствиях и порицание пороков. Бедствия и пороки в свете будущего Спасения иудеев и других народов. Скорбь о преступлениях и надежда на милость Божию.
7. Книга пророка Наума (715-700 гг. до Р.Х.). Сведения о нем очень скудны. Пророк проявляет осведомленность (был в плену в Ассирии) о Ниневии, ассирийской администрации. Предсказывает разрушение Ниневии до фактического события. Говорит также о нашествии ассирийцев на Иудею. Рассказывает о пороках Ниневии, ее падении и вечном запустении. Очень живой язык очевидца страха ассирийского царя, разрушения царского дворца в Ниневии.
8. Книга пророка Аввакума (714-700 гг. до Р.Х.) Юг. О его личности известно весьма немного. В книге пророка Даниила упоминается Аввакум, бывший современником Даниила. Но версию о его идентичности автору книги пророка Аввакума историки не поддерживают. Более вероятно, что автор - современник Девтеро-Исаии.
8.1. В книге три главы и три части.
8.2. В третьей части надписание «Песнь пророка Аввакума для пения» указывает на несомненную подлинность книги.
8.3. Стою на страже.
9. Книга пророка Софонии (640-629 гг. до Р.Х.). Юг. Проходил служение при Иоссии, который царствовал 31 год.
9.1. Пророк предвозвещает рарушение Иудеи.
9.2. Книга практически не цитируется в Новом завете.
9.3. В тексте его книги находят выдержки из Иоиля, Исайи, Михея и других книг.
10. Книга пророка Аггея (~ 520 г. до Р.Х.). Юг. Проходил служение при правлении персидского царя Дария Гистаспа. Поддерживал строителей второго Храма. Был членом Великой Синагоги. Подробности его жизни не сохранились.
10.1. Книга делится на четыре части по хронологии, указанной в самой книге. Первая часть (1 глава): речь пророка к иудеям, произнесенная во 2-й год царствование Дария и убеждающая не прекращать начатого строительства Храма. Вторая часть: речь, произнесенная в 21 день 7-го месяца (вероятно, того же года). В ней Аггей утешает строителей славою первого Храма. Третья часть: речь, произнесенная в 24 день 9-го мес (вероятно, тогоже года). В ней пророк утешает строителей милостью Господней в плодородии земли. Четвертая часть: речь, произнесенная в тот же день, что и предыдущая. В ней пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждой на исполнение обетований Господних дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.
10.2. Язык книги характерен для писаний эпохи после пленения - с ее смешанными еврейско-арамейскими словами.
10.3. Книга цитируется в ВЗ (Сир.) и НЗ (Евр.)
11. Книга пророка Захарии (520-515 гг. до Р.Х.). Как и Аггей, проходил свое служение при Дарии Гистаспе. Также поддерживал строителей второго Храма.
11.1. Структурно разделяется на две части. Первая (гл. 1-6) - символическая, вторая (гл. 7-14) - пророческая. В первой части в символической форме даются утешения Израилю в совершении всех обетований Божиих. Во второй - предвозвещаются будущие события еврейского и языческих народов и будущее мессианское всемирное спасение.
11.2. Были сомнения в подлинности этой книги. В связи с цитатой (Мф. 27:9) о продаже Мессии-Иисуса Христа за 30 серебренников (Зах. 11:12-13) как пророчества Иеремии. Отсюда допускалось предположение, что книга Захарии во времена НЗ входила в книгу Иеремии.
11.3. Пророчества о возвращении Иуды и Израиля из «рва безводного» и заселении Иерусалима и окрестностей.
11.4. Книга цитируется в НЗ: «возрят нань, его же прободоша» (Ин.19:37) и пр.
12. Книга пророка Малахии (450-430 гг. до Р.Х.). Сведения о нем не ясны до такой степени, что в науке ставился вопрос о реальном существовании этого пророка. Дело в том, что его имя упоминается лишь в надписании книги и означает «ангел». В переводе 70-ти надписание дано «Ангела Его». В таргуме этой книги он называется именем Ездры, но у Сираха и в Талмуде имя Малахия понимается как имя собственное.
12.1. В книге достаточно указаний на то, что относится она к периоду после плена. Не упоминается о царях и князьях. Вероятно, Малахия жил и служил уже после построения второго Храма.
12.2. Структурно состоит из двух частей: обличительной и пророческой. В обличительной части пророк укоряет иудеев за охлаждение к храмовому Богослужению, небрежному отношению к жертвоприношениям и частым разводам с женами.
12.3. Обе части, предположительно, являются одной обширной речью пророка.
12.4. Книга написана более или менее чистым еврейским языком с малым числом арамеизмов.
Блок пророческих книг ВЗ (великие пророки)
13. Книга пророка Исайи (757-697 гг. до Р.Х.). Юг, иерусалимлянин, сын Амоса (вероятно священника). Призван на служение при царе Озии. Проходил служение при Иоафаме, Ахазе и Езекии. Мученически умер при Манассии, пережив Езекию и Сеннахирима.
13.1. Свидетельствует о двух нашествиях: сирийско-израильском и ассирийском при Сеннахириме ~ 715г до Р.Х.
13.3. Книга Исайи делится на три части. Первая (1-35 гл.) и вторая (36-39 гл.) - исторического характера. Третья (40-66 гл.) - пророчества. В первой части - об иудейском и языческом царствах, возвещение бедствия, страдания, спасения остатка народа, падение Ассирии. Во второй - о нашествии Сеннахирима, болезнь и выздоровлениие Езекии.
13.4. Главы 40-66, по-видимому, принадлежат автору, жившему во время или позже Вавилонского плена - Второму Исаии.
14. Книга пророка Иеремии (629-588 гг. до Р.Х.). Юг, иерусалимлянин, сын священника Хелкии. Призван Господом в 13-й год царствования Иосии. Проходил свое служение при Иосии, Иоакиме, Иоахазе, Иехонии и Седекии. Пережил разрушение Иерусалима Навуходоносором. Был насильно уведен иудеями в Египет. Сведения о происхождении книги Иеремии содержатся в самой книге. В 4-й год правления иудейского царя Иоакима пророк призвал, по велению Божию, Варуха, сына Нирии, и велел записать ему в книжный свиток все свои пророчества со дней царя Иосии. Первый свиток был сожжен царем Иоакимом. Варух записал второй свиток.
14.1. Пророчество о вавилонском семидесятилетнем пленении. Однако в конце Господь накажет вавилонского царя и его народ за их нечестие.
14.2. Прочество о восстановлении Храма Божия и славного царства Израиля.
14.3. Пророчество о разгроме и обращении моавитян.
15. Плач Иеремии (629-588 гг. до Р.Х.).
16. Книга пророка Иезекииля (592-563 гг. до Р.Х.) Юг, иерусалимлянин, сын священника Вуза и, вероятно, сам священник. Священническое служение и пастырство находит отражение в его творчестве всегда как положительный момент. Призван на служение на пятом году плена, в плену же скончался.
16.1. По поводу происхождение книги идут споры. Большинство склоняется к тому, что Иезекииль - сам ее автор. Однако существует мнение, что автором (издателем?) является Великая Синагога (Baba Batra).
16.2. Структура и содержание книги. Разделяется на три части. Первая (гл. 1-24): призвание пророка и обличение Израиля и Иудеи. Видения пророка и поставление его на служение в Вавилоне на реке Ховаре. Вторая (гл. 25-32): речи пророка о иноземных народах, произнесенные и записанные в разное время. Третья (гл. 33-48): пророчества о судьбах Израиля.
16.3. Речь пророка особенно символична, но часто употребляемая им символика неясна.
16.4. Некоторые св. отцы (свт. Григорий Богослов, блж. Феодорит и др.) признавали Иезекииля глубиною пророчеств и ставили его выше других.
16.5. Пророчества об общем воскресении (паремия о поле костей сухих).
17. Книга пророка Даниила (600-533 гг. до Р.Х.). Происходил из знатного рода. Юношей был уведен в плен. Занимал высокие посты при Навуходоносоре и сохранял свое положение до 3-го года Кира. Умер в Вавилоне.
17.2. Структура книги.
17.2.1. Введение рассказывает о появлении и положении в вавилонском плену еврейских отроков, о их борьбе за свою веру и благочестие.
17.2.2. Пророческие прозрения Даниила.
17.2.3. Роль царя Навуходоносора.
17.2.4. Судьбы Вавилоно-персидского царства.
17.2.5. Роль Израиля в судьбах Вавилона.