Символы, вероучительные определения и исповедания церквей

Апостольский Символ веры (наиболее ранний)

Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли,

И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь.

Примечание: Под «апостольским» следует понимать содержание веры, а не авторов текста.

Афанасьевский Символ веры

Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь кафолическую христианскую веру.

Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель. Кафолическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества - Отец, другая - Сын, третья же - Дух Святой. Но Божество - Отец, Сын и Святой Дух - едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и кафолическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло идут в вечный огонь. Это - кафолическая вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.

Никейский Символ веры

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым.

И во Святого Духа.

Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь. Аминь.

Никео-Цареградский Символ веры (православный)

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа со Отцом, через Которого все сотворено;

3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного,

5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),

6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

7. и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Царству Его не будет конца.

8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых

12. и жизнь будущую. Аминь.

Никео-Константинопольский Символ веры (католический)

1. Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено.

3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком;

4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного,

5. воскресшего в третий день по Писаниям,

6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

7. вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего (филиокве), Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.

9. И во единую святую Вселенскую и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое Крещение во отпущение грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых

12. и жизни будущего века.Аминь.

Вероопределение Халкидонского собора

Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы - по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

Коптское и вообще монофизитское в т.ч. и армянское исповедание

«Исповедуем одно естество Слова воплощенное», но разумели не слияние, и не изменение или преложение двух естеств в одно, а теснейшее соединение их. То же самое разумеем и мы, когда говорим, что два естества по соединении стали одно естество. Мы анафематствуем как тех, которые с Несторием разделяют два естества, так и тех, которые с Евтихием сливают или соединяют их в одно и исповедуем соединение их без изменения свойств их, только выражаем это исповедание не так, как выражают его греки».

Затем, при исследовании символов веры, вводимых для паствы собственной Церкви коптскими патриархами уже после Халкидонского собора, преосвященный Порфирий нашел подтверждение этим словам. Оказалось, что в вероисповедании патриарха Шенути сказано: «Бог Слово восприял естество человеческое и соединил его с Собою тесным соединением, сохранив свойства того и другого естества... Единородный Сын Божий присоединил к Себе тело без изменения, смешения или разделения», а в вероисповедании патриарха Мины II (958-976 гг.) говорится: «Исповедуем естество единое и Лицо единое Слова единого, совокуплено из двух чрез единение, обаче без уничтожения, смешения и повреждения обоим».

Примечание: Можно сказать, что согласно нашим понятиям о догмате, их христология не догматизирована.

Аугсбургское исповедание

Состоит из 28 вероучительных положений (артикулов). Разногласия с католическим учением выражены здесь осторожно, поскольку Лютер надеется на созыв Вселенского собора.

Артикул

Название

Описание

I

Бог

Лютеране верят в триединого Бога и отвергают другие толкования относительно природы Бога.

II

Первородный грех

Лютеране верят, что люди грешны от рождения, они (люди) не боятся Бога, не надеются на него и полны всевозможных вожделений. Единственным лекарством против греха является крещение посредством Духа Святого.

III

Сын Божий (Иисус Христос)

Лютеране верят, что Иисус воплотился и истинно воспринял природу человека, посему в его личности соединены две природы. Именно Христос возвращает людей к Богу.

IV

Об оправдании

Человек не может оправдаться перед Богом делами, но только верой.

V

О церковном служении

Лютеране верят, что таинства - это орудия Святого Духа, коими Бог спасает людей.

VI

О новом послушании

Лютеране верят, что добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения.

VII

О Церкви

Лютеране верят в единую Святую Церковь - это церковь, где верно проповедуются Евангелия и отправляются таинства.

VIII

Что есть церковь?

Несмотря на то, что в церкви много лицемеров, таинства церкви действенны, ибо они совершаются силой Духа Святого.

IX

О крещении

Лютеране настаивают, что крещение необходимо для спасения, ибо в крещении обретается благодать. Поэтому детей следует крестить.

X

О Причастии

Лютеране верят, что Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия.

XI

Об исповеди

Лютеране не отрицают исповеди, но считают, что перечисление грехов не обязательно.

XII

О покаянии

Покаяние начинается с сокрушения и заканчивается верой, которая исходит из Евангелия.

XIII

Об употреблении таинств

Таинства (Крещение и Причастие) - это прямые установления Бога.

XIV

Об ординации пасторов

Лютеране позволяют отправлять таинства только тем, кто надлежащим образом призван к этому.

XV

О церковных обрядах

Лютеране верят, что церковные обряды полезны для поддержания порядка, но участие в них автоматически не приводит к спасению, равно как и обратное.

XVI

О мирских делах

Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире.

XVII

О втором пришествии

Лютеране верят во Второе Пришествие Иисуса Христа, который придет судить живых и мертвых.

XVIII

О свободе выбора

Свобода выбора проявляется в мирских делах, но не в делах спасения.

XIX

О причине греха

Причина греха не Бог, а злая воля демонов и порочных людей.

XX

О добрых делах

Добрые дела являются знаком присутствия веры в человеке, но ими нельзя заслужить спасение.

XXI

О почитании святых

Лютеране почитают святых, но не поклоняются им, ибо спасают не они, но Иисус Христос. Они лишь примеры для подражания.

XXII

Необходимость причащения из чаши

Лютеране считают, что причастие должно быть двумя видами (Хлебом и Вином) для всех, а не только для клира.

XXIII

Критика целибата

Лютеране считают, что безбрачие клира есть относительно недавнее, чисто человеческое, установление. Священники имеют законное право вступать в брак.

XXIV

Акцент на просветительском характере обрядов

Попытки найти спасение через обряды и обеты (в том числе и монашеские) противоречат Евангелию.

XXVIII

Ограничение власти священников

За церковью сохраняется лишь проповедь и отправление таинств, в этом ее предназначение. Для прочего существуют гражданские власти.


Впоследствии, в латинском издании 1540 г., Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское.

39 статей англиканского вероисповедания

1. О вере в Святую Троицу. Есть только один живой и истинный Бог, присносущный, бесплотный, нераздельный, бесстрастный, обладающий бесконечными силой, премудростью и благостию. Он есть Создатель и Хранитель всех видимых и невидимых творений. В едином Божестве суть три ипостаси, единые сущностью, силой и вечностью - Отец, Сын и Святой Дух.

2. О Слове или Сыне Божием, истинно вочеловечившемся. Сын, Слово Отчее, от вечности единородный Сын Отца, истинный и вечный Бог, единосущный Отцу, воспринял человеческие природу и сущность от чрева благословенной Девы. Так что две цельных и совершенных природы, Божественная и человеческая, объединились в одной Личности, навсегда нераздельной. Эта Личность есть Христос, истинный Бог и истинный Человек; Он воистину пострадал, был распят, умер, был погребен, чтобы примирить Своего Отца с нами и стать Жертвой, не только запервородный грех, но также и за все грехи человечества.

3. О сошествии Христа в ад. Как Христос умер за нас и был погребен, так следует веровать, что Он сошел в ад.

4. О Воскресении Христовом. Христос воистину воскрес из мертвых, в Своем Теле, с плотью, костями и всем, свойственным совершенной человеческой природе. И таким образом Он восшел на небо, где восседает до тех пор, когда Он вновь придет судить людей в последний день.

5. О Святом Духе. Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, имеет одну сущность, величие и славу с Отцом и Сыном, Он есть истинный и вечный Бог.

6. О достаточности Священного Писания для спасения. Священное Писание содержит все, необходимое для спасения. Таким образом, нельзя требовать от человека, чтобы он веровал или считал необходимым для спасения то, что не содержится в Писании или не может быть доказано на основании Писания. Под именем Священного Писания мы понимаем канонические книги Ветхого и Нового заветов, авторитет которых никогда не подвергался сомнению в Церкви.

Канонические книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Руфь, Первая книга Самуилова, Вторая Книга Самуилова, Первая Книга Царей, Вторая Книга Царей, Первая книга Хроник, Вторая Книга Хроник, Первая Книга Ездры, Вторая Книга Ездры, Книга Есфирь, Книга Иова, Псалтирь, Притчи, Экклезиаст (или Проповедник), Кантика (или Песни Соломона), четыре великих пророка, двенадцать малых пророков.

Другие книги (по словам Иеронима) Церковь читает для назидания в жизни и научения праведности, но не основывает на них вероучения. К этим книгам относятся: Третья Книга Ездры,Четвертая Книга Ездры, Книга Товита, Книга Иудифи, окончание Книги Эсфири, Книга Премудрости, Книга Иисуса, сына Сирахова, Варух, песнь трех отроков, история Сусанны, история о Виле и драконе, молитва Манассии, Первая Книга Маккавеев, Вторая Книга Маккавеев.

Все книги Нового завета, обычно признаваемые, мы признаем и считаем их каноническими.

7. О Ветхом завете. Ветхий Завет не противоречит Новому, ибо в Ветхом и Новом заветах людям предлагается вечная жизнь во Христе, единственном Посреднике между Богом и человечеством, Богочеловеке. Поэтому не подобает слушать выдумки о том, что ветхие отцы искали только временные блага. Хотя закон о церемониях и обрядах, данный Богом через Моисея, не обязателен для христиан; хотя гражданские установления этого закона не обязательно должны приниматься в обществе; но ни один христианин не освобождается от исполнения так называемых моральных заповедей.

8. О трех Символах веры. Три Символа веры - Никейский, Афанасьевский и обычно называемый Апостольским, должны быть приняты с верою, так как он могут быть подтверждены несомненными свидетельствами из Писания.

9. О первородном грехе. Первородный грех состоит не в последовании примеру Адама (как тщетно учили пелагиане). Но это - поврежденность и развращенность природы каждого человека, естественным путем наследуемые потомками Адама. Из-за этого человек очень далеко отступил от изначальной праведности и по собственной природе стремится к злу, так что плоть всегда желает противного духу. Поэтому каждый человек, рожденный в мир, достоин Божиих гнева и проклятия. И эта немощь природы остается, увы, свойственной даже возрожденным. И похоть плоти, называемая по-гречески phronema sarko (что некоторыми переводится разумом, некоторыми - чувственностью, некоторыми - привязанностью, некоторыми - желаниями плоти), противоборствует закону Божию. И, хотя нет осуждения для тех, кто верует и крещен, но Апостол признает, что вожделение и похоть по природе своей греховны.

10. О свободной воле. Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может, собственной волею и делами, обратиться к Божественным вере и призванию. Поэтому в нас нет силы творить дела, угодные Богу, без благодати Божией во Христе. Эта благодать предупреждает нас о необходимости иметь добрую волю, и соработает нам, если мы эту добрую волю имеем.

11. О человеческом оправдании. Мы признаемся праведными перед Богом только благодаря заслугам Господа и Спасителя Иисуса Христа через веру, а не нашими делами или заслугами. Следовательно, наше оправдание только верой - самое доброе учение, исполненное утешения, что ярко выражено в Проповеди об оправдании.

12. О добрых делах. Добрые дела, являющиеся плодом веры и следствием нашего оправдания, не могут уничтожить наши грехи и умерить праведный суд Божий. Но добрые дела угодны и принимаются Богом во Христе как необходимый плод истинной и живой веры, более того, именно добрыми делами познается живая вера, как и дерево познается по плоду.

13. О делах, совершенных до оправдания. Дела, совершённые до пришествия благодати Христовой и вдохновения Духа Святого, не угодны Богу, потому что не являются плодом веры в Иисуса Христа. Эти дела не делают человека достойным благодати или (как утверждали схоласты) заслуживающим благодати. Более того, поскольку они не сделаны так, как Бог желал и заповедал им быть сделанными, мы не сомневаемся, что такие дела по природе греховны.

14. О сверхдолжных делах. О делах, добровольно совершенных более и свыше Божиих заповедей, называемых сверхдолжными делами, могли учить только высокомерные и неблагочестивые. Ибо, тем самым эти учителя заявляли, что они не только полностью выполнили свой долг перед Богом, но и сделали во имя Его более, чем от них Бог требовал. А между тем Христос ясно сказал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие».

15. О Христе, едином безгрешном. В Своей совершенной человеческой природе Христос стал подобен нам во всем, кроме греха, от которого Он был совершенно свободен, как по плоти, так и по духу. Он стал непорочным агнцем и, принеся Себя Самого в единократную жертву, взял на Себя грех мира, и, по выражению святого Иоанна, греха нет в Нем. Мы же все, хотя крещены и возрождены во Христе, много согрешаем; так что, если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.

16. О грехе после крещения. Не всякий грех к смерти, добровольно совершенный после крещения, является грехом против Святого Духа и непростителен. Поэтому Бог не отвергает покаяния того, кто впал в грех после крещения. Приняв Святого Духа, мы может отпасть от благодати и впасть в грех, но по милости Божией можем вновь восстать от греха и исправить нашу жизнь. Поэтому осуждению подлежат как те, кто говорят, что уже не грешат в этой жизни, так и те, кто отказывает в прощении искренне кающемуся.

17. О предопределении и избрании. Предопределение к жизни - от века цель Бога, Он еще до основания мира в Своем неизменном совете, тайном для нас, определил избавить от проклятия и гибели тех, кого Он во Христе избрал от людей, и привести их во Христе к вечному спасению, подобно сосудам в чести. Те, кто удостоились столь высокого благодеяния Божия быть призванными Им посредством Его Духа, действующего в них во время благоприятное, по благодати исполняют свое призвание, они свободно оправданы, они - сыны Божии по усыновлению, сотворенные подобными образу Его единородного Сына Иисуса Христа. Таковые благочестиво живут, исполнены добрых дел и по милости Божией достигают вечного блаженства.

Благочестивое размышление о предопределении и нашем избрании во Христе дарует сладостное, благоприятное и несказанное утешение живущим праведно. И такое действие производит в них Дух Христов, умерщвляя в них дела плоти и земных членов, устремляя их мысли к небесному, утверждая и подтверждая их веру в вечное спасение и радость во Христе, возгревая в них любовь к Богу.

Напротив, злобным и плотским людям, лишенным Духа Христова, постоянно иметь перед глазами приговор Божественного предопределения - самое опасное состояние, из которого дьявол увлекает их либо в отчаяние, либо в распутство скверной жизни, что не менее опасно, чем отчаяние.

Следовательно, нам должно принимать Божественные обетования так, как они обычно изложены в Писании, и в наших делах следовать воле Божией, к чему и призывает нас слово Божие.

18. О достижении вечного спасения исключительно именем Христовым. Подлежат осуждению те, кто дерзает заявлять, что человек будет спасен законом или принадлежностью к секте, так что ему надлежит лишь жить в соответствии с этим законом и природным разумом. Но Священное Писание указывает нам, что человекам можно спастись только именем Иисуса Христа.

19. О Церкви. Видимая Церковь Христова есть собрание верных, в котором проповедуется чистое слово Божие и должным образом совершаются таинства, в соответствии с указаниями Христа. Как Церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии ошибались, так и Римская церковь ошибалась, причем не только в религиозной жизни и исполнении обрядов, но и в вопросах веры.

20. Об авторитете Церкви. Церковь имеет право устанавливать обряды и церемонии, а также обладает авторитетом в спорах о вере. Но Церковь не может ни устанавливать что-либо противное писанному слову Божию, ни толковать одну часть Писания в противоречии с другой его частью. Хотя Церковь хранит и утверждает Писания, она не должна ни постановлять что-либо противное Писанию, ни устанавливать что-либо помимо Писания, как якобы необходимое для спасения.

21. Об авторитете Вселенских соборов. Вселенские соборы не могут быть созваны без указания и воли правителей. Будучи созваны, эти соборы, являясь собранием людей, не всегда водимых Духом и словом Божиим, могут ошибаться и иногда ошибались, даже в вопросах о Боге. Поэтому их постановления, как необходимые для спасения, не имеют ни силы, ни авторитета, пока не будут подтверждены Священным Писанием.

Примечание: Начиная с 1801 года, эта статья опускается.

22. О Чистилище. Римская доктрина о Чистилище, индульгенциях, почитании образов и реликвий, а также о призывании святых есть напрасный вымысел, не основанный на свидетельстве Писания и даже противоречащий слову Божию.

23. О совершении общественного богослужения. Ни один человек не имеет права принимать на себя служение проповеди или совершения общественного богослужения до того, как он будет законно призван и поставлен для этого служения. Законно призванными и поставленными мы должны почитать тех, кто был избран и призван лицами, имеющими власть в обществе призывать и поставлять служителей в винограднике Господнем.

24. О применении в общественном богослужении языка, понятного народу. Обычай совершать общественную молитву или таинства в Церкви на языке, непонятном народу, ясно противоречит слову Божию и обычаю ранней Церкви.

25. О таинствах. Таинства, установленные Христом, не просто внешние выражения или образы христианского исповедания, но явные свидетельства и действенные знаки милости и благоволения Божия к нам, укрепляющие и подтверждающие нашу веру в Него.

Есть два таинства, установленные нашим Господом Христом в Евангелии, - крещение и вечеря Господня.

Еще пять обрядов, обычно называемых таинствами, а именно конфирмация, покаяние, священство, брак и соборование, не могут считаться евангельскими таинствами. Они возникли как в результате искажения апостольской веры, так и в силу обычных жизненных обстоятельств, дозволенных Писаниями. Но они не имеют такой же природы таинства, как крещение и вечеря Господня, поскольку не содержат видимых знамений и церемоний, установленных Богом.

Таинства не были установлены Богом, чтобы смотреть на них или носить их, но для должного их использования. В тех, кто достойно принимает их, таинства производят должное действие; в тех же, кто недостойно принимает их, таинства производят осуждение, по словам Апостола Павла.

26. О священнослужителях, недостоинство которых не умаляет действительность таинств. В видимой Церкви злые всегда смешаны с добрыми, и иногда злые получают власть проповедовать и совершать таинства. Тем не менее, поскольку они совершают эти служения не своим именем, но Христовым, по Его соизволению и повелению, мы можем принимать их служение, слушать от них слово Божие и принимать таинства. Их порочность не умаляет действия Христовых повелений и благодати даров Божиих. Поэтому для всех, кто с верою праведно принимают таинства, совершаемые этими порочными людьми, эти таинства действительны в силу Христовых установлений и обетований.

Тем не менее, дисциплина Церкви требует производить исследование о порочных священнослужителях, на основании свидетельств тех, кто знает об их преступлениях. Если правильный суд установит вину порочных священнослужителей, они должны быть извергнуты.

27. О крещении. Крещение является не только знаком исповедования и различия, которым христиане отличаются от некрещеных, но также и знамением возрождения или нового рождения. Посредством его все, должным образом принимающие крещение, становятся членами Церкви; получают обетование прощения грехов и нашего усыновления в сынов Божиих; видимым образом запечатлены Святым Духом; укрепляются в вере; возрастают в благодати молитвой к Богу. Крещение детей должно быть сохранено в Церкви, как полностью соответствующее установлениям Христовым.

28. О вечере Господней. Вечеря Господня является не только знаком любви христиан друг к другу, но таинством нашего искупления смертью Христовою. Поэтому для всех, праведно, достойно и с верою участвующих в таинстве, хлеб, который преломляем, есть причащение Тела Христова, а чаша, которую благословляем, есть причащение Крови Христовой.

Пресуществление (лат. transubstantiatio - изменение природы хлеба и вина) на Вечере Господней не может быть подтверждено Священным Писанием, противоречит ясным словам Писания, искажает природу таинства и дает повод для многочисленных суеверий.

Тело Христово дается, принимается и вкушается на Вечере только в небесном и духовном смысле (англ. spirituall maner). Средство, которым Тело Христово принимается и съедается на Вечере, есть вера.

Согласно Христову установлению Таинство Вечери Господней не следует хранить, переносить, возносить или делать предметом поклонения.

29. О недостойно участвующих в Вечере Господней и не вкушающих Тела Христова. Порочные и лишенные живой веры люди, хотя плотским и видимым образом и дробят своими зубами (как говорит святой Августин) таинство Тела и Крови Христовой, никоим образом не являются причастниками Христовыми. Напротив, они вкушают и пьют столь великое таинство к собственному осуждению.

30. О двух видах. Не подобает лишать мирян Чаши Господней, так как обе части таинства Господня, согласно Христовым установлениям и заповедям, должны преподаваться всем христианам одинаково.

31. О единственном приношении Христа, совершенном на кресте. Однажды соделанное приношение Христа является совершенным искуплением, умилостивлением и удовлетворением за все грехи всего мира. Никакого другого удовлетворения за грех, кроме этого, нет. Жертвоприношения месс, которые, как обычно утверждалось, священники приносили Христу за живых и мертвых для исцеления и прощения грехов, являются богохульными байками и опасным обманом.

32. О браке священников. Божиими законами не установлено, что епископы, священники и диаконы обязаны дать обет безбрачия или воздерживаться от брака. Поэтому они, как все прочие христиане, могут законно вступать в брак по собственному усмотрению, если он рассудят, так лучше достигнуть спасения.

33. Об отлучении от Церкви. Лица, правильно отлученные от единства Церкви и анафематствованные открытым решением Церкви, должны почитаться как язычники и мытари, пока открыто не примирятся с Церковью путем раскаяния и не будут приняты в Церковь судьей, обладающим такой властью.

34. О традициях в Церкви. Совершенно необязательно, чтобы традиции и церемонии были одинаковы везде, так как они были различными во все времена и могут быть изменены в соответствии с обычаями стран, времен и человеческих обществ, лишь бы они не противоречили слову Божию. Если кто-либо по своему разумению добровольно, целенаправленно и открыто нарушает традиции и церемонии Церкви, не противоречащие слову Божию, определенные и одобренные общиной, то таковой должен быть открыто обличен для назидания других, как оскорбляющий обычный порядок в Церкви, подрывающий авторитет власти и уязвляющий совесть своих слабых братьев.

Каждая отдельная или национальная Церковь имеет власть устанавливать, изменять или отменять церковные церемонии и обряды, установленные человеческой властью, так чтобы все было к назиданию.

35. О проповедях. Вторая Книга проповедей, часть заголовков которых приведены в настоящей статье, содержит благочестивое и цельное учение, необходимое в настоящее время, как и прежняя Книга проповедей, изданная при Эдуарде VI. Поэтому мы рассудили, что эти проповеди должны читаться в церквах старательно и отчетливо, чтобы они были понятны народу (Далее приводятся заголовки 21 проповеди).

Примечание: Считается актуальной только в собственно Англиканской церкви, в других церквах Сообщества перечень проповедей подвергнут ревизии.

36. О посвящении епископов и священнослужителей. Книга о посвящении архиепископов и епископов и о рукоположении священников и диаконов, изданная ранее при Эдуарде VI и одобренная в то же время парламентом, содержит все необходимое для указанных посвящений и рукоположений, в ней нет ничего суеверного или неблагочестивого. Поэтому всех, кто был посвящен и рукоположен в соответствии с этой книгой, начиная со второго года правления Эдуарда VI, или кто будет посвящен и рукоположен в соответствии с этой книгой, мы объявляем правильно, достойно и законно посвященными и рукоположенными.

Примечание: В данном варианте актуальна только в Англиканской церкви; в Епископальной церкви США посвящение и рукоположение осуществляются по форме, утвержденной Генеральным конвентом 1792 г.

37. О светских властях. Ее королевское величество обладает верховенством в Англии и всех ее владениях, и ей принадлежит верховная власть над всем имуществом этого королевства, будь то светским или церковным, во всех вопросах. Эта власть не принадлежит и не должна принадлежать никакой иностранной державе.

Объявляя верховную власть принадлежащей Ее королевскому величеству, мы не отдаем нашим властителям управления словом Божиим или таинствами, о чем свидетельствуют недавно изданные постановления нашей королевы Елизаветы, но лишь прерогативы, которые издавна были переданы Богом земным властителям в Священном Писании. Эти прерогативы включают в себя управлять всеми имениями и сословиями, церковными и светскими, врученными им Богом, а также наказывать светским мечом упорных и злых людей. Епископ Рима не имеет никаких прав в Английском королевстве.

Законы королевства могут предавать христиан смертной казни за совершенные ужасные и прискорбные злодеяния.

Христианам позволительно по указанию светских властей носить оружие и воевать.

Примечание: В Епископальной церкви США принята более мягкая формулировка.

38. О имуществе христиан, не являющимся общим. Богатства и имущества христиан не являются общими (как лживо учат анабаптисты), но по праву принадлежат своим владельцам. Но каждый обязан подавать милостыню из своего имущества, исходя из своих возможностей.

39. О христианской присяге. Мы исповедуем, что тщетные и поспешные клятвы запрещены христианам нашим Господом Иисусом Христом. Но мы считаем, что христианская религия не запрещает, чтобы человек присягал, когда судья потребует этого ради веры и милосердия, так что присяга может приноситься в соответствии с учением пророков ради справедливости, суда и правды.

Исповедание веры римского папы Павла VI

...Верую в единую, святую, католическую и апостоль­скую Церковь, воздвигнутую Иисусом Христом на камне, имя которому Петр. Церковь - это мистическое Тело Хри­стово: видимое общество с иерархической структурой и од­новременно духовное сообщество. Земная Церковь, она есть народ Божий, странствующий в дольнем мире, и она же - Церковь, изобилующая небесными дарами. Она - на­чаток и первенец Царства Божия, через которое в человече­ской истории продолжаются деяния и искупительное стра­дание Христа и которая вполне осуществится в славе по окончании времен. Во времени же Господь Иисус создает Свою Церковь через таинства, чей исток - в Его всеполноте. Именно благодаря им члены Тела Христова причастны тайне смерти и Воскресения Христа в благодати Святого Ду­ха, источника жизни и деятельности Церкви. Итак, Церковь свята, хотя и принимает в свое лоно грешников; свята пото­му, что у нее нет иной жизни, кроме жизни благодатной: жи­вя жизнью Церкви, члены ее приобщаются к святости; ук­лоняясь же от участия в жизни Церкви, они впадают в грех и в расстройство, затемняющее сияние святости. Вот почему Церковь страдает и кается в грехах, от которых она властна избавить своих чад Кровью Христа и даром Святого Духа.

Наследница Божественных обетований и дочь Авраама в Духе через Израиль, чье Писание она хранит с любовью и чьих Патриархов и Пророков чтит; утвержденная на апосто­лах и передающая из века в век их вечно живое слово и пас­торскую власть, воплощенную в преемнике Петра и в свя­занных с ним верообщением епископах; постоянно содействуемая Духом Святым, Церковь исполняет свое служение: хранить, учить, объяснять и распространять Истину, прикровенно сообщенную Богом через Пророков и полностью яв­ленную в Господе Иисусе. Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием - писанном и передаваемом иным обра­зом, и во что Церковь предлагает верить как в Божественное Откровение, в какой бы форме оно нам ни сообщалось: торжественного провозглашения, повседневного учительст­ва или вселенского магистериума. Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пас­тырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией епископов, которые вместе с ним осуществляют вер­ховное учительство.

Веруем, что основанная Иисусом Христом Церковь, за которую Он молился, нерушимо едина в вере, культе и ие­рархической структуре верообщения. В лоне этой Церкви богатство литургических обычаев, закономерное многооб­разие теологического и духовного наследия и местных осо­бенностей вовсе не уничтожают ее единства, но еще более выявляют его.

Признавая таким образом существование вне организ­ма Церкви Христовой многочисленных элементов истины и освящения, в собственном смысле присущих именно ей и обнаруживающих тенденцию к кафолическому единству, и веруя в действие Святого Духа, пробуждающего в сердце по­следователей Христа стремление к этому единству, мы на­деемся, что христиане, пока еще не находящиеся в полном общении в рамках единой Церкви, объединятся однажды в одно стадо во главе с одним пастырем...

Ватиканский дворец, 30 июня 1968 г.