Жертвоприношения в библейской традиции


Утверждается, что Богу библейской традиции не нужны предметы жертвоприношений, потому что они все Им созданы, т.е. приведены Им из небытия в существование. Бог имеет то, что лежит в самой основе всего существующего и в таком смысле мы утверждаем, что все и так Ему принадлежит. Говоря о предметах жертвоприношений, мы имеем в виду предметы и вещи мира созданные Богом, не имеющие личностного существования, неразумные и не обладающие свободой воли.

Другое дело человек. Несмотря на то, что он тоже получил существование от Бога и в таком смысле принадлежит своему Создателю, как и другие вещи мира, но человек создан Творцом по образу своего Создателя. Наделен разумом и свободной волей, которая для нас здесь, пожалуй, важнее всех других его свойств. Наконец, человек поставлен царем над всем, что существует.

Все созданное Единым Богом обладает органической целостностью. Все творения связаны и зависят друг от друга. Теперь становится понятным, что в акте вольного приношения человека фиксируется все то, что мы говорили о Создателе выше. Человек приносит все вещи мира, признавая, что все принадлежит Богу, а он - приносящий - служит царем в мире устроенном Создателем. При этих условиях мир остается миром Божиим. Такое рассуждение является базисным (принципиальным) в библейской традиции и не зависит от волевого выбора человека.

После грехопадения появляются новые (дополнительные) условия существования человека и мира. Но принципы остаются прежними. Посмотрим на то, что изменилось:

1) Вследствие отделения человека от Бога, в мир пришел грех, как неспособность человека следовать и управлять миром по замыслу Создателя о Его творении, а также неспособность обеспечить свое собственное существования (смерть).

2) Единый мир раздробился на крошечные царства, во главе которых стоят смертные человеческие индивиды, конкурирующие друг с другом.

3) Осознание человеком своей падшести и, одновременно, своей ответственности за мир Божий зависит теперь от его воли. Человек может признавать действенность принципов мироустройства (причем в правильной традиции), а может не признавать - свобода поступать так или иначе у него осталась.

Теперь, если человек признает свою ответственность за первородный грех и свои грехи, как его следствие (и притом в правильной традиции), то в его жертвоприношениях обязательно будут присутствовать моменты, отражающие состояние мира вследствие грехопадения и положение человеческого индивида в этом мире. Посмотрим на эти моменты и на соответствующие им мотивы жертвоприношений грешным человеком, признающим условия описанные выше (см. пункт 3).

Первый момент - признание Бога за Господа (Господина - того, кому все принадлежит), приведшего все сущее в существование и поставившего надо всем человека, а второй - признание справедливости смерти как естественного следствия греха (в своем начале первородного).

Таким образом, жертвоприношения в библейской традиции мотивированны следующим образом:

1-й мотив (Твое, от Твоих, Тебе приносящих, за всех и за все, что Ты создал и дал нам) - условно назовем благодарением. В библейской традиции предметами такого приношения является хлеб, масло, натуральные продукты питания (плоды). Словом, все то, что поддерживает жизнь и, таким образом, является ее знаком. Следует добавить сюда также цветы и природные драгоценности, камни, благородные металлы и драгоценные изделия. Последние не являются сами по себе предметами жертвоприношения, но сопровождают его исполнение в качестве украшений всего священного (алтаря, храма, священных предметов, «принадлежащих» Богу). Особое место среди таких предметов занимали деньги, как средства существования института приношений Богу от всего народа, а также от его отдельных представителей.

2-й мотив - кровавое приношение грешника, как результат (плод) покаяния за конкретное осознанное им преступление против божественных установлений, достойное смерти. В результате такого акта умирает чистое животное, не имеющее пороков, которое дорого человеку не только в смысле его рыночной цены, но также и его особенной близости к человеку, к его семье. Животное, которое живет в доме или во дворе, которое питают и ласкают. Брат меньший, его надо заколоть и принести на жертвеннике вместо себя. Это очень больно, но это страдание справедливо. Именно этот 2-й был мотивом приношения Авеля. Мотивом приношения Каина был 1-й, да и то преимущественно напоказ.