Личная молитва - свидание с Богом
1. Форма и цель личной молитвы.
1.1. Словесная молитва. Необходимость и место этой формы определяется разделением состава человека вследствие первородного греха. В грешном человеке разделено все - тело, душа и дух. Его физическая природа участвует в молитве подобно тому, как инструментальная группа симфонического оркестра играет свою партию в музыкальном произведении. Если, к примеру, виолончели не сыграют свою партию, то симфония не прозвучит. Сама по себе словесная молитва недостаточна для приобретения опыта молитвы. Она является лишь компонентой из целого ряда. Для правильной молитвы требуется соединение всех сил и всех составов.
1.2. Мысленная молитва (про себя). Почти то же, что и словесная молитва. Разница в том, что в данном случае не задействовано тело. Поэтому, если оно не научено внимать молитве, то может остаться без плода. Внимать (быть внимательным) значит участвовать.
1.2.1. Собственно мысленная (душевная) молитва. Молитва не на языке слов, а на языке понятий, внешним знаком которых являются слова. Поскольку для Создателя не существует внутреннего и внешнего, то мысленная и умная молитва возможна. Целесообразность такой формы определяется уже достигнутым вниманием тела и чувств (эмоций) мысленной молитве.
1.2.2. Умная (без слов и мыслей), молитва молчания, созерцание цели. Опыт чистого восприятия (видения), не имеет положительного словесного и понятийного описания. На понятийном уровне можно лишь приблизиться к границе этого опыта. Умная категория для положительного определения этого опыта - хорошо! Но средством передачи чего-либо, имеющего отношение к внутреннему опыту умной молитвы, является только сам опыт.
1.3. Молитва - таинственный опыт переживания присутствия Бога. В этом опыте все силы и весь состав человека стягиваются в одном узле. Поэтому как предварительные условия необходимы чистота и мотивация, а также включенность всех человеческих сил и всего его состава.
2. Условия личной молитвы.
2.1. Желание молиться. Правильно поставленная цель является условием ее достижения в перспективе.
2.2. Приготовление к молитве. Приготовление как условие исполнения. Все внешнее и внутреннее происшедшее с человеком до начала молитвы включается в приготовление.
2.3. Уединенность и внешняя тишина, к которой мы стремимся и которая желательна для правильной молитвы, указывает на необходимость внутренней тишины. Имеется в виду прекращение всех телесных, душевных и мысленных движений.
2.4. Положение тела и другие условия его участия в молитве. Поза должна выражать собранность, внимание, устремленность к небу.
2.4.1. Наиболее распространенное положение тела при сравнительно коротком времени молитвы: стоя прямо, с опущенными руками (лучше сомкнутыми в «замок», чтобы избежать бесконтрольного движения пальцами). Взгляд фиксируется на предмете, связанном с молитвой. Подходит сам ее текст, икона, ровно горящий язычок пламени (поэтому лампада предпочтительнее свечи), неподвижная точка на полу или на стене. Текст может быть в руках, а если это возможно, на подставке наподобие пюпитра.
2.4.2. Если молитва длительная или нет возможности молиться стоя, то можно сесть на невысокое сидение без спинки. В этом случае ступни должны твердо стоять на полу, текст может лежать на коленях или на пюпитре подходящей высоты. Спина прямая, слегка напряженная. Прочее также как в положении стоя.
2.4.3. Невысокое твердое сидение без спинки можно использовать также для длительной коленопреклоненной молитвы, так как ступни при этом не подвернуты и не напряжены, а свисают в свободном состоянии.
2.4.4. При наличии серьезных причин, не позволяющих принять позы, описанные выше, можно молиться и лежа. Но делать это следует с пониманием того, что естественная физическая слабость и болезненность должна быть использована для достижения тишины, позволит сконцентрировать все силы для молитвы. В этой позе можно завершать молитву. Если же серьезных ограничений нет, то лучше не прибегать к этой позе.
2.5. Состояние тела. Перед молитвой, особенно длительной, следует по возможности устранить все причины, способные вызвать ощущение беспокойства.
2.6. Дыхание должно быть естественным и ровным. Господь Сам подскажет момент, когда следует затаить дыхание.
2.7. Молитвенная одежда. Определяется целями молитвы и должна способствовать их достижению. Например, отсутствие одежды может быть полезно для покаянной мотивации, так как Бог видит человека насквозь, и от Него не укроешься. Молитвенная одежда, связанная с принесением обещаний, может содержать соответствующий предмет, скажем, пояс или платок. Выбор одежды или отказ от нее не должен быть для человека чем-то искусственным. В таком случае не стоит заострять на этом внимания, а просто молиться в удобной одежде.
3. Язык словесной молитвы.
3.1. Язык разговорный, обычный.
3.2. Язык разговорный, с особенностями.
3.3. Особый, неразговорный, но известный язык (например: церковно-славянский).
3.4. Свой собственный, известный только молящемуся язык молитвы. Язык, который не включает в себя немолитвенных слов.
4. Путь к молитве.
4.1. Очищение. Приготовительный этап, целью которого является успокоение совести в опыте покаяния и сокрушения сердца. Это признание своих вин, готовность к страданию и собственно его приход.
4.2. Молчание голосов тела и души. Необходимость приведения к молчанию как одно из условий молитвы. Нужно дать некое время на звучание этих голосов, а затем запретить им звучать.
4.3. Правило. Средство молитвенной дисциплины для приведения тела и души во внимание молитве.
4.4. Умиротворение. Вызываем в себе наш внутренний опыт, связанный с самобичеванием и сокрушением. На дальней границе этого опыта должно наступить умиротворение.
4.5. Тишина. Наконец внешняя тишина начинает заполнять внутренние пространства человека. Являются условия молитвы.
5. Собственно молитва - особое личностное отношение, предстояние человека и Бога друг другу.
Общественная молитва - условие участия в Божественной жизни
1. Условия общественной молитвы.
1.1. Наличие цели. Цель собрания определяет содержание и форму молитв. Цели могут быть такими:
1.1.1. Приношение Евхаристии.
1.1.2. Разные молитвы в собрании Церкви по согласию о цели:
- Молитвы приготовления к приношению Евхаристии.
- Молитвы следования к исполнению цели (например, совершение Таинств).
- Молитвы прошения.
- Молитвы благодарения.
1.2. Сосредоточение на цели.
1.3. Собирание Церкви.
1.4. Единство веры.
2. Форма молитвы.
2.1. Словесная (вслух).
2.2. Словесная (про себя).
2.3. Мысленная (душевная) молитва. Молитва не на языке слов, а на языке понятий, внешним знаком которых являются слова и иные элементы языка молитвы.
3. Язык общественной молитвы.
- Слова.
- Жесты.
- Одежда и облачения.
- Взаимоположение в молитвенном собрании.
- Движение.
3.1. Что важно для общественной молитвы:
- Единство цели.
- Единство веры.
- Общность понятий.
- Всеобщая сосредоточенность на общем деле.
3.2. Устройство общественной молитвы определяется устройством собрания.
3.2.1. Ассоциативные центры собрания.
- Народ (Лаис).
- Предстоятель.
- Служители (диаконы, алтарники и пр.).
- Чтецы и певцы.
- Хор.
3.2.2. Органическое взаимодействие ассоциативных центров в общественной молитве.
- Роль народа Божия.
- Роль предстоятеля.
- Роль служителей.
- Роли чтецов, певцов, хористов.
4. Понятийный строй общественной молитвы
4.1. Единство веры как условие общности понятий.
4.2. Синаксис.
5. Уверенность в достижении цели общих молитв.
5.1. Единение в общих молитвах является основой для уверенности в достижении цели.
5.2. Чистота веры и жизни создают условия для опыта.
5.3. Обращение к внутреннему строю.
6. Исполнение общественной молитвы.