Орос об иконопочитании


    Заключительный орос, принятый на 7-ом общем заседании VII Вселенского Собора 13 октября 787 года в Никее и впервые прочитанный патриархом Тарасием

    Торжественно зачитан в 1-ю неделю Великого Поста 11 марта 843 года, патриархом Мефодием в присутствии и при участии императора Михаила III и его матери императрицы Феодоры

    «И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.

    Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

    подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные святые иконы, написанные красками и сделанными из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

    Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более, взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к люви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием, как оно воздается изображению честнаго и животворящего Креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлению свечей, как это делалось по благочестивому обычаю и древними.

    Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

    Вот таково учение святых отцов наших, т.е. предание кафолической церкви, от конца и до конца земли принявшей евангелие.

    Осмеливающихся же иначе думать или учить, или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение, или отвергать что-нибудь из посвященного церкви, евангелие, или изображение Креста, или иконное живописание, или останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической церкви преданий, или давать профанное употребление священным сосудам или святым монастырям, постановляем,

    Если это будут епископы или клирики - извергать из сана, если же монахи или миряне - отлучать от общения».