- 1. хору. Псалом. Давида.
- 2. Бо губи грішні й лукаві вони на мене розпустили, брехливим язиком зо мною говорили;
- 3. і словами ненависти мене обступили, зо мною воювали без причини.
- 4. За любов мою вони зо мною ворогують; я ж молюся.
- 5. Зло за добро навалюють на мене і ненависть замість любови.
- 6. Пусти лукавого до нього, і обвинуватель хай стоїть праворуч нього.
- 7. Як стане на суді, хай вийде винуватий; і його молитва хай йому за гріх буде.
- 8. Віку свого хай не звікує, уряд його хай візьме інший.
- 9. Сини його хай стануть сиротами, а його жінка - удовою.
- 10. Нехай сини його, блукаючи, на жебри розійдуться, нехай повиганяють їх з їхніх хат-пусток.
- 11. Нехай лихвар загарбає все, що той має, і чужі нехай розграбують його працю.
- 12. Нехай ніхто над ним не має милосердя, ніхто нехай не милує його сиріток.
- 13. Потомство його нехай згине, у другім поколінні ім'я їхнє хай буде стерте.
- 14. Хай перед Господом згадається провина його предків, гріх матері його нехай не затреться, -
- 15. хай будуть перед Господом назавжди, щоб він міг знищити з землі їхню пам'ять.
- 16. За те, що він не мав на думці чинити милосердя, але переслідував нужденного та злиденного, і розбитого серцем готовий був убити.
- 17. Любив прокляття: хай же спаде на нього! Благословення не хотів: хай же відійде від нього!
- 18. Нехай одягнеться, немов одежею, прокляттям, хай увійде, мов вода, у його нутро і, як олива, в його кості!
- 19. Нехай йому буде, немов одежа, що його вкриває, неначе пояс, що ним він підперізується завжди.
- 20. Така від Господа нехай буде заплата тим, що мене обвинувачують і що на мене зле говорять.
- 21. Ти ж Господи, о Боже, чини зо мною ради твого імени! Спаси мене, бо добра твоя милість,
- 22. бо я недужий та бідний, і серце моє зранене в моїх грудях.
- 23. Неначе тінь, що похилилась, я зникаю: неначе сарану мене стрясають.
- 24. Коліна в мене хитаються від посту тіло моє змарніло без жиру.
- 25. Сміховиськом для них я зробився; вони, побачивши мене, кивають головою.
- 26. Поможи мені, о Господи, мій Боже! Спаси мене по твоєму милосердю!
- 27. Щоб вони знали, що то твоя рука що ти, Господи, оте вчинив.
- 28. Нехай собі кленуть, а ти благослови! Встануть вони й осоромляться, а слуга твій буде радіти.
- 29. Противників моїх хай поб'є сором, нехай огорнуться, немов плащем, власною ганьбою.
- 30. Я буду вельми дякувати Господеві моїми устами, хвалитиму його між багатьма.
- 31. Бо він стояв праворуч бідака, щоб урятувати його від тих, що хочуть засудити його душу.
1.Один Бог сказал другому Богу: седи одесную. Сидеть "одесную", значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. - "Доколе положу врагов". По самому содержание данного места выражение "доколе" означает неопределенное, или вернее - бесконечное расстояние времени: если один Господь даст другому одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то естественно, что после поражения этих врагов, когда никто уже не в состоянии будет даже угрожать отнятием власти, последняя остается навсегда за Ним же. "Доколе" и в Библии часто употребляется в значении бесконечной продолжительности (Иов 27:3-4); (Быт 8:7).2."Жезл силы" - жезл - символ власти, т. е. первый Господь передает второму Господу власть над всеми врагами.3."День силы" - день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. - "Народ твой готов во благолепии святыни", т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или - обнаружит "святое благолепие", большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа ("из чрева") Бога прежде появления света ("денницы"), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он - не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под "днем силы" тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе.4."Клялся Господь, и не раскается" - Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно - в назначении Сына Божия быть священником "во век по чину Мелхиседека", служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к (Евр 7:1) гл. очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа.5-6.- Под "днем гнева" - разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты (Мф 25:1); (Мф 13:49,50); (Лк 8:27-30).7."Из потока на пути будет пить". "Путь" - деятельность; пить на пути от потока - подкрепляться в деятельности для достижения цели своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Христа, потому что и Он Сам в Гефсиманском саду молился к Отцу: "аще возможно, да мимоидет чаша сия", разумея под чашей предстоящие Ему страдания. - "Сего ради вознесет главу" (слав.) - или как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается потому победа, или - как противоположение (при втором понимании): за то, что Он перенесет страдания, Господь "вознесет Его", даст Ему победу, возвысит над всем миром и народами. То и другое понимание данного места нашло точное осуществление в деятельности Мессии - Христа: Он неуклонно осуществлял Свое назначение, получая подкрепление от Отца (голос с неба: "прославил и еще прославлю" (Ин 12:28), явление Ему при преображении Моисея и Илии, или Ангела в Гефсиманском саду; за свое униженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы - сидения с Богом на престоле, распространения Его учения и впоследствии суда над всем миром.



