- 1. Мойсея, чоловіка Божого.
- 2. Перш, ніж постали гори і народилася земля, і всесвіт, від віку й до віку ти єси Бог.
- 3. Ти повертаєш людей у порох, кажучи: «Поверніться, сини людські!»
- 4. Бо тисяча літ в очах у тебе, мов день учорашній, що минув, і мов нічна сторожа.
- 5. Змітаєш геть їх: вони стають, мов сон уранці, Мов та трава, що зеленіє.
- 6. Уранці квітне й зеленіє, а ввечорі - підтята висихає.
- 7. Бо гинемо від гніву твого, і стривожились ми від обурення твого.
- 8. Поставив ти провини наші перед собою, гріхи наші таємні перед світлом обличчя твого.
- 9. Усі бо наші дні никнуть від гніву твого; літа наші минають, мов зідхання.
- 10. Дні віку нашого сімдесят років, а як при силі - вісімдесят років; і більшість із них - то труд і марність, бо скоро линуть, і ми зникаєм.
- 11. Хто знає силу гніву твого? Хто бачив твоє обурення?
- 12. Навчи ж нас дні наші рахувати, щоб ми дійшли до розуму доброго.
- 13. Повернися, Господи! - докіль? -і змилуйся над слугами твоїми.
- 14. Насити нас милістю твоєю вранці, щоб ми раділи й веселились по всі дні наші.
- 15. Звесели нас мірою днів, за яких засмутив єси нас, мірою літ, що ми в них звиділи горе.
- 16. Хай з'явиться твоїм слугам твоє діло, і слава твоя їхнім дітям.
- 17. І ласка Господа, Бога нашого, хай буде над нами, і стверди діло рук наших; стверди його - діло рук наших!
1-2.- "Живущий под кровом Всевышнего" - живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот "под сенью Всемогущего покоится" - будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.3-8.- Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит "от сети ловца" - вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; "от гибельной язвы" - от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности ("под крыльями Его будешь безопасен"). Это потому, что "истина Его" будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. "Ужасы ночи" - скрытые тайные нападения; от "стрелы, летящей днем" - от нападений явных; от "язвы, ходящей во мраке" - от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; ("от сряща" слав. библ. - случайного недуга); от "заразы, опустошающей в полдень" - от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь "тысячу и десять тысяч" (круглые цифры) - в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.10."Не приключится тебе зло" - бедствие не коснется ни тебя лично, "язва не приблизится к жилищу твоему" - ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.11-16.- Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск - очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его "долготою дней" - не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.
Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под "долготою дней" можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.
В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3-8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
Этот псалом - заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и "дарование спасения" (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.



