< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 4

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
  • 2. если попытаемся мы сказать к тебе слово, —
    не тяжело ли будет тебе?
    Впрочем кто может возбранить слову!
  • 3. Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
  • 4. падающего восставляли слова твои,
    и гнущиеся колени ты укреплял.
  • 5. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог;
    коснулось тебя, и ты упал духом.
  • 6. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою,
    и непорочность путей твоих — упованием твоим?
  • 7. Вспомни же, погибал ли кто невинный,
    и где праведные бывали искореняемы?
  • 8. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;
  • 9. от дуновения Божия погибают
    и от духа гнева Его исчезают.
  • 10. Рев льва и голос рыкающего умолкает,
    и зубы скимнов сокрушаются;
  • 11. могучий лев погибает без добычи,
    и дети львицы рассеиваются.
  • 12. И вот, ко мне тайно принеслось слово,
    и ухо мое приняло нечто от него.
  • 13. Среди размышлений о ночных видениях,
    когда сон находит на людей,
  • 14. объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
  • 15. И дух прошел надо мною;
    дыбом стали волосы на мне.
  • 16. Он стал, — но я не распознал вида его, —
    только облик был пред глазами моими;
    тихое веяние, —
    и я слышу голос:
  • 17. человек праведнее ли Бога?
    и муж чище ли Творца своего?
  • 18. Вот, Он и слугам Своим не доверяет
    и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
  • 19. тем более — в обитающих в храминах из брения,
    которых основание прах,
    которые истребляются скорее моли.
  • 20. Между утром и вечером они распадаются;
    не увидишь, как они вовсе исчезнут.
  • 21. Не погибают ли с ними и достоинства их?
    Они умирают, не достигнув мудрости.

1-2.- Речь Елифаза, по его убеждению, не только не утешит Иова, но еще более огорчит его. Но как бы ни неприятна была истина, она должна быть высказана. И Елифаз, извиняясь за доставляемое им Иову огорчение, не может воздержаться от слова.

3-5.- Первою каплею горечи в речи Елифаза является упрек Иову в его малодушии. Оно тем более несвойственно ему, что прежде он утешал и словами утешения ободрял и поддерживал людей с "опустившимися руками" и "гнущимися коленами" и всецело "падающих", т. е. слабых духом (2Цар 4:1); (Ис 13:7); (Ис 35:3-4). Ободрявший других не может ободрить себя (ст. 5), иронически (ср. (Мф 27:42) замечает Елифаз.

6.Порицая малодушие Иова, Елифаз усматривает в нем достаточный повод и побуждение обратиться к страдальцу с речью "Не в благочестии ли твоем надежда твоя? упование твое не на непорочность ли путей твоих"? спрашивает он его. По мнению Елифаза, ропот и жалобы Иова проистекают из его уверенности в своем благочестии. Он ропщет и жалуется потому, что себя, человека благочестивого и непорочного, считает несправедливо наказанным. Эта ложная, по взгляду Елифаза, мысль Иова, заставляя его обратиться с речью к своему другу, заранее предрешает его основное положение. В противоположность Иову, Елифаз утверждает, что несчастья постигают только грешников; следовательно, и Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя благочестивым, невинно наказанным.

7-9.- В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых - на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ("оравшие нечестие") и делали его ("сеявшие зло"; ср. (Ос 10:13). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. (Иер 4:11); (Иез 17:10); (Иез 19:12); (Ос 13:15).

10-11.- Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова.

12-21.- Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14-16) и, наконец, самое содержание (ст. 17-21).

12-13.- Сообщенное в форме шепота (евр. "семец", переданное в синодальном чтении выражением "нечто", Симмах переводит "ψιθυρισμος", Вульгата - "sussurus" - "шелест", "шепот") и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ("тайно принеслось слово", в буквальном переводе: "ко мне прокралось слово"), откровение было получено им "среди размышлений о ночных видениях". Еврейское "бишифим", чему соответствует синодальное "среди размышлений", собственно значит "ветви", "разветвления", по отношению к душевной деятельности "перепутывающиеся мысли", "сумятицу мыслей" (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.

14-16.- Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом "дух", - ветер ("тихое веяние" ст. 16, ср. (3Цар 19:11); (Дан 2:2) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха (Быт 15:12); (Быт 28:17); (Дан 7:15); (Дан 8:18); (Дан 10:7).

17-21.- На предложенный явившимся вопрос: "человек праведнее ли Бога?" ("мезлоах" - "пред Богом" - см. (Чис 32:22) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования ("между утром и вечером распадаются", ср. (Пс 89:6); "истребляются скорее моли", ср. (Иов 13:28); (Ис 50:9), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: "умирают, не достигши мудрости", т. е. страха Божия (Иов 28:28). Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам (Иов 15:32); (Пс 89:6-9); ср. (Пс 90:1,16); (Пс 91:13-15); Притч 5.13).