- 1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
- 2. если попытаемся мы сказать к тебе слово, —
не тяжело ли будет тебе?
Впрочем кто может возбранить слову! - 3. Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал,
- 4. падающего восставляли слова твои,
и гнущиеся колени ты укреплял. - 5. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог;
коснулось тебя, и ты упал духом. - 6. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою,
и непорочность путей твоих — упованием твоим? - 7. Вспомни же, погибал ли кто невинный,
и где праведные бывали искореняемы? - 8. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его;
- 9. от дуновения Божия погибают
и от духа гнева Его исчезают. - 10. Рев льва и голос рыкающего умолкает,
и зубы скимнов сокрушаются; - 11. могучий лев погибает без добычи,
и дети львицы рассеиваются. - 12. И вот, ко мне тайно принеслось слово,
и ухо мое приняло нечто от него. - 13. Среди размышлений о ночных видениях,
когда сон находит на людей, - 14. объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
- 15. И дух прошел надо мною;
дыбом стали волосы на мне. - 16. Он стал, — но я не распознал вида его, —
только облик был пред глазами моими;
тихое веяние, —
и я слышу голос: - 17. человек праведнее ли Бога?
и муж чище ли Творца своего? - 18. Вот, Он и слугам Своим не доверяет
и в Ангелах Своих усматривает недостатки: - 19. тем более — в обитающих в храминах из брения,
которых основание прах,
которые истребляются скорее моли. - 20. Между утром и вечером они распадаются;
не увидишь, как они вовсе исчезнут. - 21. Не погибают ли с ними и достоинства их?
Они умирают, не достигнув мудрости.
1-2.- Речь Елифаза, по его убеждению, не только не утешит Иова, но еще более огорчит его. Но как бы ни неприятна была истина, она должна быть высказана. И Елифаз, извиняясь за доставляемое им Иову огорчение, не может воздержаться от слова.3-5.- Первою каплею горечи в речи Елифаза является упрек Иову в его малодушии. Оно тем более несвойственно ему, что прежде он утешал и словами утешения ободрял и поддерживал людей с "опустившимися руками" и "гнущимися коленами" и всецело "падающих", т. е. слабых духом (2Цар 4:1); (Ис 13:7); (Ис 35:3-4). Ободрявший других не может ободрить себя (ст. 5), иронически (ср. (Мф 27:42) замечает Елифаз.6.Порицая малодушие Иова, Елифаз усматривает в нем достаточный повод и побуждение обратиться к страдальцу с речью "Не в благочестии ли твоем надежда твоя? упование твое не на непорочность ли путей твоих"? спрашивает он его. По мнению Елифаза, ропот и жалобы Иова проистекают из его уверенности в своем благочестии. Он ропщет и жалуется потому, что себя, человека благочестивого и непорочного, считает несправедливо наказанным. Эта ложная, по взгляду Елифаза, мысль Иова, заставляя его обратиться с речью к своему другу, заранее предрешает его основное положение. В противоположность Иову, Елифаз утверждает, что несчастья постигают только грешников; следовательно, и Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя благочестивым, невинно наказанным.7-9.- В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых - на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ("оравшие нечестие") и делали его ("сеявшие зло"; ср. (Ос 10:13). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. (Иер 4:11); (Иез 17:10); (Иез 19:12); (Ос 13:15).10-11.- Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова.12-21.- Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14-16) и, наконец, самое содержание (ст. 17-21).12-13.- Сообщенное в форме шепота (евр. "семец", переданное в синодальном чтении выражением "нечто", Симмах переводит "ψιθυρισμος", Вульгата - "sussurus" - "шелест", "шепот") и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ("тайно принеслось слово", в буквальном переводе: "ко мне прокралось слово"), откровение было получено им "среди размышлений о ночных видениях". Еврейское "бишифим", чему соответствует синодальное "среди размышлений", собственно значит "ветви", "разветвления", по отношению к душевной деятельности "перепутывающиеся мысли", "сумятицу мыслей" (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.14-16.- Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом "дух", - ветер ("тихое веяние" ст. 16, ср. (3Цар 19:11); (Дан 2:2) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха (Быт 15:12); (Быт 28:17); (Дан 7:15); (Дан 8:18); (Дан 10:7).17-21.- На предложенный явившимся вопрос: "человек праведнее ли Бога?" ("мезлоах" - "пред Богом" - см. (Чис 32:22) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования ("между утром и вечером распадаются", ср. (Пс 89:6); "истребляются скорее моли", ср. (Иов 13:28); (Ис 50:9), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: "умирают, не достигши мудрости", т. е. страха Божия (Иов 28:28). Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам (Иов 15:32); (Пс 89:6-9); ср. (Пс 90:1,16); (Пс 91:13-15); Притч 5.13).



