- 1. Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое
и заметило для себя. - 2. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
- 3. Но я к Вседержителю хотел бы говорить
и желал бы состязаться с Богом. - 4. А вы сплетчики лжи;
все вы бесполезные врачи. - 5. О, если бы вы только молчали!
это было бы вменено вам в мудрость. - 6. Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
- 7. Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду
и для Него говорить ложь? - 8. Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему
и за Бога так препираться? - 9. Хорошо ли будет, когда Он испытает вас?
Обманете ли Его, как обманывают человека? - 10. Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
- 11. Неужели величие Его не устрашает вас,
и страх Его не нападает на вас? - 12. Напоминания ваши подобны пеплу;
оплоты ваши — оплоты глиняные. - 13. Замолчите предо мною,
и я буду говорить, что бы ни постигло меня. - 14. Для чего мне терзать тело мое зубами моими
и душу мою полагать в руку мою? - 15. Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться;
я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! - 16. И это уже в оправдание мне,
потому что лицемер не пойдет пред лице Его! - 17. Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
- 18. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
- 19. Кто в состоянии оспорить меня?
Ибо я скоро умолкну и испущу дух. - 20. Двух только вещей не делай со мною,
и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: - 21. удали от меня руку Твою,
и ужас Твой да не потрясает меня. - 22. Тогда зови, и я буду отвечать,
или буду говорить я, а Ты отвечай мне. - 23. Сколько у меня пороков и грехов?
покажи мне беззаконие мое и грех мой. - 24. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
- 25. Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь
и не сухую ли соломинку преследуешь? - 26. Ибо Ты пишешь на меня горькое
и вменяешь мне грехи юности моей, - 27. и ставишь в колоду ноги мои
и подстерегаешь все стези мои, —
гонишься по следам ног моих. - 28. А он, как гниль, распадается,
как одежда, изъеденная молью.
1-3.- Иов знает не меньше своих друзей и тем не менее не в состоянии понять причину своих страданий; непонятна, следовательно, она и им. Поэтому для разрешения вопроса: за что осудил его Бог, он и решается обратиться к Нему самому, как единственному существу, знающему это.4-5.- При решении Иова перенести свое дело на суд Бога друзьям остается замолчать. Их молчание было бы приятно ("о, если бы") для страдальца, так как своею ложью, - прямым обвинением в грехах (Иов 11:6) и предположением их (Иов 5:17), они причиняют ему страдания (Иов 19:2), а рассуждениями о божественной премудрости, советами ввериться ей так же мало утешают (Иов 16:2), как мало облегчает больного не понимающий болезни врач. Кроме того, молчание, как доказательство сознаний друзьями своей неправоты, свидетельствовало бы об их уме и мудрости (Притч 10.19; Притч 17.28), которыми они так хвалятся.6-12.- Но так как подобные побуждения к молчанию могли показаться друзьям неубедительными, то Иов указывает другое, - страх божественного наказания (ст. 11) за стремление защищать правосудие Господа несправедливым обвинением его, Иова, в грехах (ст. 7-8). Великий в правосудии Бог, великий до того, что не смотрит на лица (Втор 10:17), и "мерзостью считает уста лживые" (Притч 12.22), не оставит их без наказания за ложь (ст. 10; ср. (Пс 30:19); (Пс 58:13); (Пс 58:13). Оно неизбежно: Бога обмануть нельзя (ст. 9), даже скрытым лицемерием (Иов 11:11); нельзя доказать правоту своих суждений, раз они слабы, как крепости, сделанные из глины (ст. 12).13-19.- Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3).13-15.- По свидетельству Суд 12.3; (1Цар 19:5); (1Цар 28:21); (Пс 118:109), выражение: "душу мою полагать в руку мою", означает: "подвергаться величайшим опасностям". Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: "терзать тело мое зубами моими". Сообразно с этим 13-14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова "состязаться с Богом" (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: "буду говорить, что бы ни постигло меня" (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. (Иов 6:10).16-19.- Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: "лицемер не пойдет пред лице Его" (ср. ст. 7-11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19).20-21.- Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он "не удалит от Иова руки своей", т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения (Иов 9:28), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда "удаление руки Божией", дарование успокоения - является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым - служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. (Иов 9:34-35).22.Под условием исполнения своей просьбы Иов готов выступить как в роли обвиняемого ("тогда зови, и я буду отвечать"), так и в роли обвинители ("или буду говорить я, а Ты отвечай мне").23.(Иов 14:13) Данные, на основании которых Иов рассчитывает из оправдание.23-24.- Не считав себя совершенно безгрешным (ст. 26), Иов однако не знает за собою столь великих грехов, которые вызывали бы враждебные отношения к нему Бога, такие тяжкие страдания.25-28.- Бог поступает с Иовом как строгий, безжалостный судья. Не объявляя Иову его вины, Он прямо выносит ему тяжкий судебный приговор ("пишешь ... горькое" ср. (Иов 10:1); (Ос 8:12); не совершившему в последние годы каких-либо значительных проступков вменяет в вину грех юности, т. е. легкомыслия (ст. 26; ср. (Пс 24:7), не дает двинуться с места без боли ("ставишь в колоду ноги мои", - ст. 27) тому, чье тело изъедено болезнью, готово распасться (28 ст.).



