- 1. И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
- 2. препояшь, как муж, чресла твои:
Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. - 3. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой,
обвинить Меня, чтобы оправдать себя? - 4. Такая ли у тебя мышца, как у Бога?
И можешь ли возгреметь голосом, как Он? - 5. Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
- 6. излей ярость гнева твоего,
посмотри на все гордое и смири его; - 7. взгляни на всех высокомерных и унизь их,
и сокруши нечестивых на местах их; - 8. зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
- 9. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.
- 10. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя;
он ест траву, как вол; - 11. вот, его сила в чреслах его
и крепость его в мускулах чрева его; - 12. поворачивает хвостом своим, как кедром;
жилы же на бедрах его переплетены; - 13. ноги у него, как медные трубы;
кости у него, как железные прутья; - 14. это — верх путей Божиих;
только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; - 15. горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
- 16. он ложится под тенистыми деревьями,
под кровом тростника и в болотах; - 17. тенистые дерева покрывают его своею тенью;
ивы при ручьях окружают его; - 18. вот, он пьет из реки и не торопится;
остается спокоен,
хотя бы Иордан устремился ко рту его. - 19. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
- 20. Можешь ли ты удою вытащить левиафана
и веревкою схватить за язык его? - 21. вденешь ли кольцо в ноздри его?
проколешь ли иглою челюсть его? - 22. будет ли он много умолять тебя
и будет ли говорить с тобою кротко? - 23. сделает ли он договор с тобою,
и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? - 24. станешь ли забавляться им, как птичкою,
и свяжешь ли его для девочек твоих? - 25. будут ли продавать его товарищи ловли,
разделят ли его между Хананейскими купцами? - 26. можешь ли пронзить кожу его копьем
и голову его рыбачьею острогою? - 27. Клади на него руку твою,
и помни о борьбе: вперед не будешь.
1-2.- Ср. (Иов 38:1-3)3.Предшествующая речь об устрояющей всеблагой премудрости Божией implicite содержит ту мысль, что Бог не может быть неправосудным. Окончательному выяснению данной истины и посвящается вторая речь Господа. Поэтому она и начинается полным недоумения вопросом: "ты хочешь ниспровергнуть суд Мой?.. " Настаивая на не заслуженности своих страданий, Иов тем самым обвинял Бога в неправосудии. Но прав ли он в этом? Неужели он может выступить в роли и положении защитника высшей, чем божественная, справедливости?4.Порицающий и отвергающий Божественное Правосудие, Иов не в состоянии взять на себя заботу об охранении правды среди людей. Чтобы быть правосудным, надо обладать соответствующею силою для защиты правды. И, конечно, у Иова ее нет. У него не такая мышца (ср. (Иов 22:8) и голос (ср. (Иов 37:2) и д. ), как Бога, т. е. он не всемогущ (ср. (Пс 28:1). Противоположение бессилия Иова в деле охранения правды божественному всемогуществу в данном отношении представляет несомненное доказательство того, что Бог правосуден.5-9.- Продолжение мысли о неспособности Иова защитить правду и уничтожить зло.
Иронический характер речи (ст. 5; ср. (Пс 103:1) содержит хотя не прямое, но все же довольно ясное указание на то, что Бог управляет миром по законам самой строгой правды.10-27.- Описание бегемота и левиафана, - наглядных примеров бесконечной божественной творческой силы, соединяющейся в мироправлении с правосудием. При всей своей громадной физической силе эти животные - создания руки Божией, подчиняются божественной воле, смиряющей все гордое, стремящееся к тирании (Иов 41:2-3,26).10.По мнению Делича, Ланге и др., "бегемот" - гебраизированное коптско-египетское слово "p-ehe-mau" (р = определенный член; еhе - бык; mau = вода), - водяной бык, гиппопотам. LXX поняли "бегемот" в смысле множественного числа от слова "бегема" - животное, откуда и их чтение: θηρια - звери. Древние экзегеты разумели под "бегемот" слона, но некоторые подробности в описании данного животного (ст. 11) не приложимы к последнему. Созданный так же хорошо, как и человек ("создал, как и тебя"), бегемот принадлежит к разряду травоядных животных, но резко выделяется из их среды своею силою.11.Седалищем силы бегемота являются чресла и живот, что не приложимо к слону, имеющему на животе нежную кожу (ср. (1Мак 6:46).12-13.- Толстый в основании и тонкий на конце, хвост бегемота прям, тверд и эластичен, как кедр; тело его усеяно переплетающимися жилами; массивное туловище с твердыми, как железо, костями поддерживается крепкими, как медные трубы, ногами (ср. (Песн 5:13).14.По своей силе, колоссальности бегемот - образцовое произведение, создание Божие. "Решит" - "первенец" (синодальное "верх путей Божиих") - первый по рангу, положению (Ам 6:1,6). Вместо синодального: "Сотворивший его может близить к нему меч Свой", правильное чтение второй половины данного стиха должно быть такое: "создатель его дал ему меч его". Сообразно с родом пищи бегемота (ст. 15) ему даны острые, как меч, зубы.15.Пользуясь острыми зубами, бегемот питается посевами и растительностью смежных с Нилом местностей (прибрежные возвышенности - "горы" по сравнению с низменностью реки), но своим появлением здесь не производит смятений среди животных ("и там все звери полевые играют"): он не плотояден.16-17.- Вдали от реки (ст. 15) гиппопотам появляется лишь тогда, когда чувствует недостаток в пище. Обычное же его местопребывание при воде, среди лотоса (евр. "цеелим" = "тенистые деревья") и другой растительности.18.Вместо синодального: "вот он пьет из реки и не торопится", буквальный перевод должен быть такой: "пусть река поглощает его, он не страшится". Вода - родная стихия бегемота; ему не страшны разливы Нила и течение такой быстрой реки, как Иордан. Иордан в смысле собственного имени употребляется лишь как пример быстрой реки. Буквальное понимание: "бегемот не боится Иордана" недопустимо потому, что во времена Иова в нем не водилось гиппопотамов. Другие экзегеты понимают "йарден", как имя общее: "течение воды", и сближают его с словом "йор", - "канал", служащим для обозначения Нила.19.Человек не может овладеть бегемотом ни открытою силою ("в глазах его"), ни при помощи хитрости.20.(Иов 41:26) Описание левиафана.21.В зависимости от этого с ним нельзя поступить, как с пойманною рыбою. Последней рыбаки продевали сквозь жабры кольцо, привязывали последнее к веревке, прикрепленной на берегу, и снова опускали рыбу в воду, чтобы сохранить ее живою.22.Опасность быть пойманным не угрожает крокодилу, а потому с его стороны не может быть просьб, мольбы о даровании, возвращении утраченной свободы.23-24.- Тем более из него нельзя сделать послушное, повинующееся человеку орудие ("возьмешь ли его навсегда себе в рабы?") и, как из пойманной птички, предмет детской забавы. "Крокодил часто пожирает женщин и детей, черпающих воду в Ниле; кто же подумал бы обратить в игрушку столь страшное чудовище"?25.Не овладеть крокодилом одному человеку; не могут сделать этого и "товарищи ловли", евр. "хаббарим" - "соединенные", - целая партия рыбаков. Бесполезна попытка поймать его соединенными усилиями, напрасна и мечта разделить между участниками ловли добычу на части, как это делали "кенааним" - финикияне с большими рыбами.26-27.- Бесполезно и другое средство овладеть крокодилом, - обращение к помощи копья и остроги, чтобы пронзить кожу и голову (ср. (Иов 41:7-9), (Иов 41:18-21). Для этого нужно вступить в борьбу с чудовищем, но раз дерзнувший сделать подобную попытку больше уже не повторит ее.



