- 1. Взывай, если есть отвечающий тебе.
И к кому из святых обратишься ты? - 2. Так, глупца убивает гневливость,
и несмысленного губит раздражительность. - 3. Видел я, как глупец укореняется,
и тотчас проклял дом его. - 4. Дети его далеки от счастья,
их будут бить у ворот, и не будет заступника. - 5. Жатву его съест голодный
и из-за терна возьмет ее,
и жаждущие поглотят имущество его. - 6. Так, не из праха выходит горе,
и не из земли вырастает беда; - 7. но человек рождается на страдание,
как искры, чтобы устремляться вверх. - 8. Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу,
- 9. Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,
- 10. дает дождь на лице земли
и посылает воды на лице полей; - 11. униженных поставляет на высоту,
и сетующие возносятся во спасение. - 12. Он разрушает замыслы коварных,
и руки их не довершают предприятия. - 13. Он уловляет мудрецов их же лукавством,
и совет хитрых становится тщетным: - 14. днем они встречают тьму
и в полдень ходят ощупью, как ночью. - 15. Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.
- 16. И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.
- 17. Блажен человек, которого вразумляет Бог,
и потому наказания Вседержителева не отвергай, - 18. ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их;
Он поражает, и Его же руки врачуют. - 19. В шести бедах спасет тебя,
и в седьмой не коснется тебя зло. - 20. Во время голода избавит тебя от смерти,
и на войне — от руки меча. - 21. От бича языка укроешь себя
и не убоишься опустошения, когда оно придет. - 22. Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься,
- 23. ибо с камнями полевыми у тебя союз,
и звери полевые в мире с тобою. - 24. И узнаешь, что шатер твой в безопасности,
и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. - 25. И увидишь, что семя твое многочисленно,
и отрасли твои, как трава на земле. - 26. Войдешь во гроб в зрелости,
как укладываются снопы пшеницы в свое время. - 27. Вот, что мы дознали;
так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.
1."Святые", т. е. ангелы (Иов 15:15); (Пс 88:7-8); (Дан 8:13) нечисты в очах Божиих (Иов 4:18); следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей (Иов 4:7-9), ни среди небожителей.2.Если же, несмотря на это, он будет роптать, проявлять нетерпеливость, то его постигнет участь глупца, призывающего на себя своим ропотом божественный гнев (ср. (Еккл 10:4). Дальнейшее (ст. 8) описание "глупца" теми же чертами, что и нечестивого (Пс 36:35-6), дает понять, что под глупцом Елифаз разумеет грешника.3.Примеры гибели нечестивых известны Елифазу. Неоднократно наблюдая ее, он имел возможность предсказать ожидающее грешника несчастье ("проклял день его") даже в то время, когда еще не было на лице очевидных признаков бедствия, - когда "грешник укоренялся" (ср. (Пс 36:35-36), находился в поре силы, могущества.4-5.- Проявлением его благоденствия, счастья служат дети и имущество (Иов 21:8) и д. ). Но первые с течением времени подвергаются наказанию со стороны представителей правосудия ("будут бить у ворот", - (Быт 34:20); (Втор 22:24); Притч 22.22; (Ам 5:10), второе расхищается: жатвою, защищенною от разграбления изгородью из терна ("из-за терна возьмет ее") пользуются неимущие, голодные (ср. (Пс 36:25), а всем имуществом - "жаждущие", т. е. такие или иные грабители (Иов 18:19).6-7.- Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом. Его природа такова ("человек рождается на страдание"), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (евр. "решеф" употребляется и переводится в различных, значениях: в (Пс 77:48) - словом "молния", в (Пс 75:4) - "стрелы"; "решеф". (Втор 32:24) и (Авв 3:5) LXX, Онкелос, Акила и Симмах передают словом "птица". Последнее значение усвояют данному выражению греческое и славянское чтение настоящего стиха: "птенцы суповы", т. е. "коршуна").8.Если в природе человека коренится склонность к греху, то Иову не составляет особенного труда сознаться в своей греховности пред Богом и просить у Него прощения. Так рассуждения 6-7 ст. подготовляют положение 8: вместо того, чтобы роптать, Иов должен смириться и обратиться к Богу.9-16.- Ближайшим побуждением к такому обращение, обеспечивающим его успех, является мысль, с одной стороны, о благости и милосердии Божием по отношению к несчастным, а с другой - о тех наказаниях, которыми Господь поражает всех гордых, противящихся Ему.10-11.- Господь, орошающий водами землю (Пс 103:10-13); (Пс 146:8); (Иер 14:22) и превращающий пораженные засухой местности в продородные (ср. (Пс 106:35-36), превращает людские страдания и горесть в радость (1Цар 2:7-8).12-14.- Бог - отмститель гордых, уповающих на свою силу. Он обращает в ничто их намерения и предприятия, так что "руки их не довершают предприятия", буквально с еврейского: "не сделают ничего прочного". (Еврейское слово "тушийа", переведенное в настоящем случае выражением "предприятие", в трех других местах кн. Иова передается различно: в (Иов 6:13) - "опора", в (Иов 11:6) - "следовало бы понести", в (Иов 12:6) - "премудрость". Производимое экзегетами от арабского глагола "йаса" - "твердо стоять, быть постоянным", "тушийа" означает: "твердость, постоянство, прочное счастье, успех"). Нечестивые гибнут от собственного лукавства (ст. 12-13; ср. (2Цар 17:1-7,14,23); (1Кор 3:20), их успешно начатые дела встречают впоследствии неустранимые препятствия, влекущие за собою гибель (ст. 14; ср (Втор 28:29); (Пс 34:5); (Иер 23:12).15-16.- Господь - защитник угнетенных и бедных (ст. 15; ср. (Пс 56:5); (Пс 63:4), спасающий их от вреда, наносимого им сильным словом и делом (ср. (Пс 106:42).17-27.- Применение мыслей 9-16 ст. к Иову.17-18.- Из связи второй половины ст. 17 с первою видно, что Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу (ст. 2), а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог смиренных возвышает и спасает; подобный же удел ожидает и вразумившегося. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (ст. 18 ср. (Втор 32:39); (Плач 3:32); (Ос 6:1). Имея в виду спасительные последствия вразумления, Иов не должен противиться постигшим его бедствиям (Притч 3.11; (Евр 12:5), роптать и раздражаться, как это делал до сих пор.19.Если Иов последует совету Елифаза, то Господь спасет его от бедствий неограниченное число раз ("шесть-семь" - Притч 6.16; Притч 30.15,18).20-23.- Господь избавит его от смерти, причиняемой голодом и мечом; от вреда, наносимого языком клеветников (21 ст. ср. 15-16; (Пс 56:5); (Пс 63:4); (Сир 28:20) и д., (Сир 51:3); от враждебных отношений неодушевленной и одушевленной природы: камни не будут вредить плодородию его полей (4Цар 3:19); (Ис 5:2), а дикие звери ему самому и его стадам (Лев 26.22; (Втор 32:24); (3Цар 20:36); (4Цар 2:24); (Иез 5:17); (Иез 14:21); (Ос 2:20).24-26.- Иов будет награжден благами характера положительного.24.Не тревожимый ни людьми, ни внешнею природою, он будет наслаждаться миром: "шатер твой в безопасности" и избытком во всем: "будешь смотреть за домом твоим и не согрешишь", точнее, "не найдешь недостатка", так как евр. "лотехета", переведенное выражением "не согрешишь", происходит от глагола "хата" - "иметь недостаток", "промахиваться" (Суд 10.16; Притч 19.2).25-26.- Взамен умерших детей у него будет многочисленное, как трава (Пс 143:12), потомство, и сам он умрет в глубокой старости, пресыщенный днями.



