- 1. Опротивела душе моей жизнь моя;
предамся печали моей;
буду говорить в горести души моей. - 2. Скажу Богу: не обвиняй меня;
объяви мне, за что Ты со мною борешься? - 3. Хорошо ли для Тебя,
что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих,
а на совет нечестивых посылаешь свет? - 4. Разве у Тебя плотские очи,
и Ты смотришь, как смотрит человек? - 5. Разве дни Твои, как дни человека,
или лета Твои, как дни мужа, - 6. что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне,
- 7. хотя знаешь, что я не беззаконник,
и что некому избавить меня от руки Твоей? - 8. Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, —
и Ты губишь меня? - 9. Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня,
и в прах обращаешь меня? - 10. Не Ты ли вылил меня, как молоко,
и, как творог, сгустил меня, - 11. кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,
- 12. жизнь и милость даровал мне,
и попечение Твое хранило дух мой? - 13. Но и то скрывал Ты в сердце Своем, —
знаю, что это было у Тебя, — - 14. что если я согрешу,
Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. - 15. Если я виновен, горе мне!
если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей.
Я пресыщен унижением;
взгляни на бедствие мое: - 16. оно увеличивается.
Ты гонишься за мною, как лев,
и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне. - 17. Выводишь новых свидетелей Твоих против меня;
усиливаешь гнев Твой на меня;
и беды, одни за другими, ополчаются против меня. - 18. И зачем Ты вывел меня из чрева?
пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня; - 19. пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!
- 20. Не малы ли дни мои?
Оставь, отступи от меня,
чтобы я немного ободрился, - 21. прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, —
в страну тьмы и сени смертной, - 22. в страну мрака, каков есть мрак тени смертной,
где нет устройства, где темно, как самая тьма.
1-2.- Иов не чувствует желания продолжать жизнь (Иов 9:21) и д. ); она ему противна, вызывает одни лишь жалобы. Рассеять, уничтожить подобное настроение и тем возбудить желание жизни мог бы Господь своим ответом, за что страдает и наказывается Иoв (ср. (Иов 3:20-23). Но он выступает только в роли карателя, не объясняет его вины.3-7.- Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук (Быт 2:7); (Пс 2:15) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание - результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей (1Цар 16:17); (Сир 24:27-28). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5-7).8-12.- Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов - создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени ("молоко") зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим ("Твои руки ... образовали всего меня кругом" - ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека ("кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня", ст. 11; ср. (Пс 24:13), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Художник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения.13-14.- Проявив в акте создания свою любовь к Иову, Бог одновременно с этим предопределил, постановил, как правило, не прощать ему даже самого малого греха (евр. "хата" в отличие от грехов великих, совершаемых "дерзновенною рукой" (Чис 15:30). Как же примирить эти два взаимно исключающие друг друга начала: любовь и отсутствие всепрощения?15-17.- При подобном отношении Бога к Иову положение последнего оказывается в полном смысле безвыходным. Если он виновен, то ему нет оснований ждать милости и прощения; если прав, то нет данных "поднять головы своей" (ст. 15), т. е. ободриться. Последнее невозможно потому, что в очах Божьих Иов не перестает быть грешником, заслуживающим наказания. Показателем такого отношения к нему Господа является все более и более усиливающаяся болезнь, она - свидетель его виновности (Иов 16:8), за которую Бог преследует Иова, как лев свою добычу (Ис 38:13); (Ос 5:14); (Ос 13:7), в нанесении страданий проявляет Свое всемогущество.18-19.- Утверждая, что Господь еще при создании решил не прощать ему греха (ст. 13-14), Иов не понимает, как Бог мог даровать ему жизнь. Последнее предполагает и требует любви, но ее не было, за что ручается определение "не оставлять греха без наказания". Не было любви, не мог появиться на свет и Иов Так возникает новое недоумение.20-22.- Тревожимый всеми этими неразрешимыми вопросами, утративший веру в Бога, как правосудное, любящее человека существо, Иов ввиду приближения смерти ("не малы ли дни мои?") просит Господа отступить от него, прекратить проявления гнева (ст. 15-17). Тогда он умрет спокойно, не тревожимый сомнениями. И этот сравнительно светлый конец будет возмещением за тот мрак, который ждет его в преисподней, где нет даже следа солнечного света ("офел" ст. 22, ср. (Исх 10:22), где господствует сень смертная.



