- 1. И отвечал Иов и сказал:
- 2. слышал я много такого;
жалкие утешители все вы! - 3. Будет ли конец ветреным словам?
и что побудило тебя так отвечать? - 4. И я мог бы так же говорить, как вы,
если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею; - 5. подкреплял бы вас языком моим
и движением губ утешал бы. - 6. Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
перестаю ли, что отходит от меня? - 7. Но ныне Он изнурил меня.
Ты разрушил всю семью мою. - 8. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
в лицо укоряет меня. - 9. Гнев Его терзает и враждует против меня,
скрежещет на меня зубами своими;
неприятель мой острит на меня глаза свои. - 10. Разинули на меня пасть свою;
ругаясь бьют меня по щекам;
все сговорились против меня. - 11. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня.
- 12. Я был спокоен,
но Он потряс меня;
взял меня за шею и избил меня
и поставил меня целью для Себя. - 13. Окружили меня стрельцы Его;
Он рассекает внутренности мои и не щадит,
пролил на землю желчь мою, - 14. пробивает во мне пролом за проломом,
бежит на меня, как ратоборец. - 15. Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою.
- 16. Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти,
- 17. при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
- 18. Земля! не закрой моей крови,
и да не будет места воплю моему. - 19. И ныне вот на небесах Свидетель мой,
и Заступник мой в вышних! - 20. Многоречивые друзья мои!
К Богу слезит око мое. - 21. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
как сын человеческий с ближним своим! - 22. Ибо летам моим приходит конец,
и я отхожу в путь невозвратный.
2-5.- Представляющая повторение ранее высказанного друзьями взгляда о неизбежности наказания грешника (Иов 4:7-9); (Иов 8:11) и д. ; (Иов 11:6) и д. ), речь Елифаза вызывает со стороны Иова справедливое замечание: "слышал я много такого" (ст. 2). Повторяя старое, не доставляющее Иову никакого утешения, друзья оказываются в прежнем положении "жалких утешителей" (ср. (Иов 13:4), которым лучше замолчать (Иов 13:2,13). Не желая следовать этому совету, они выводят Иова из терпения: "будет ли конец ветреным речам?" (ст. 3). И действительно, речи друзей не нужны страдальцу. "Ветреные", - не основательные по содержанию, они не в состоянии разрешить спорного вопроса; не содержащие и тени сердечности, а скорее соединенные с издевательством ("кивать головою", ст. 4; ср. (Пс 21:8); (Пс 108:25); (Ис 37:22), они не доставляют Иову утешения (ст. 5). И будь страдалец на месте друзей, он, верный своему взгляду (Иов 6:14), никогда бы не стал так поступать.6.Не встречая сочувствия со стороны друзей, Иов, как никогда, нуждается в утешении. Он ищет его, но не находит. Сам утешить себя он не в состоянии. Ни речи, ни молчание не умаляют его мук. Богом он приведен и состояние "изнурения" (ст. 7), - истощения способности тем или другим путем (речами и молчанием) облегчить свое горе. Не разъясняя, почему не доставляют утешения речи, Иов указывает, каким образом сопровождается такими последствиями его молчание.7-11.- Молчание является со стороны Иова согласием со свидетельствующими о его греховности фактами.7.Первым из них служит гибель его семьи, - несомненный, по утверждению друзей признак греховности (Иов 4:10-11); (Иов 8:4); (Иов 15:32).8.Такими же точно показателями виновности Иова являются страдания (ср. (Иов 10:17), от которых он не может избавиться, как узник от оков. Вместо "Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня", сообразно с еврейским глаголом "ваттиг метини" - "ты связал меня цепями", обыкновенно данное место читают так: "Ты сковал меня, чтобы свидетельствовать против меня". К страданиям в качестве свидетелей присоединяются друзья, эти предатели, изменившие чувствам дружбы и справедливости (Иов 6:14) и д. ; (Иов 13:7). Слово "кахши", переведенное в синодальном тексте выражением "изможденность", означает еще "лжец, предатель", почему вторую половину данного стиха и переводят так: "предатель (друзья) восстает пред лицем моим и обвиняет меня".9-11.- Последними свидетелями греховности Иова являются те беззаконники, в руки которых он предан Богом. Основываясь на том, что божественный гнев не только не прекращается, но все более усиливается, так что Бог в своих отношениях к страдальцу уподобляется разъяренному животному, бросающемуся на добычу (ст. 9), они соединяют враждебное отношение к Иову с оскорблением и презрением ("бить по щекам", ст. 10; ср. (Пс 3:8); (Мих 5:1); а равно (Ис 50:6).12-14.- Молчать, т. е. согласиться с этими свидетельствами своей виновности Иов не может, не может потому, что бедствие пало на то время, когда он "был спокоен" (ст. 12), пользовался благоволением Божиим, несомненно был в Его очах человеком праведным (ср. (Иов 29:1-6). В его руках нет неправды, отношения к Богу безупречны (ст. 17), и тем не менее Господь во время спокойствия "потряс" его (ст. 12), - сделал бедствия особенно ощутительными. Подобно борцу, схватывающему своего противника за шею, Он низринул его из состояния счастья в пучину бедствий (ст. 12). И до сих пор остается предметом, на котором Господь изощряет Свой гнев. Он поражает его стрелами (ст. 13; ср. 6:4), рассекающими внутренности, т. е. причиняющими страшные страдания бедствиями (ст. 13). С целью окончательно добить его Господь делает как бы окончательный приступ (ст. 14).15-16.- В результате подобных отношений Бога к Иову последний находится в состоянии глубокой печали: траурная одежда, "власяница", не покидает его, полного ослабления ("в прах положил голову мою", - ст. 15, буквально с еврейского "свернул мой рог в прах". Рог - символ силы. - (1Цар 2:2-3); (Пс 74:5); (Пс 148:14). Лицо от постоянных слез приняло багровый цвет, а глаза, ослабленные печалью и затуманенные слезами, покрыты мраком, предвестником смерти.18.Иов невинен; молчать он не может. В то же самое время бесполезно обращаться с речью к Богу и друзьям: они не верят ему. Ввиду подобного положения дел он обращается с просьбою к земле, чтобы она "не закрыла его крови". Невинная, преступным образом пролитая кровь требует отмщения, особенно в том случае, когда она остается на поверхности земли (Ис 26:20); (Иез 24:7-8). Обращаясь к земле с просьбою, чтобы она не скрыла его кровь, не впитывала ее, Иов желает, чтобы по крайней мере она признала его невинным, заслуживающим отмщения, восстановления попранных прав, чего не хотят сделать Бог и друзья. - "Да не будет место воплю моему", в буквальном переводе: "да не будет подавлен вопль мой" (об отмщении); прежняя мысль, выраженная в иной форме.19.Просьба Иова основывается на глубокой уверенности в своей невинности, свидетелем которой является Бог (Иов 23:10). Как свидетель невинности, признаваемой и неодушевленною природою, Он, в конце концов, не может не быть его заступником. Ослабленная ранее различными соображениями вера Иова в Божественное Правосудие сказывается во всей силе.20-21.- Еврейское выражение "мелитзай рехай", переданное в синодальном тексте словом: "многоречивые друзья мои", должно быть переведено согласно с (Пс 118:51) - фразою "насмешники друзья мои". Пусть друзья смеются, издеваются (ст. 4) над уверенностью Иова в свой невинности. Он остается при своем убеждении. Уверенный в ней и конечном правосудии Бога, страдалец желает лишь одного: видеть его проявление теперь же. Поэтому он просит, чтобы Господь позволил, дал ему возможность отстоять пред Ним свою правоту, подобно тому, как он мог бы сделать это в споре с человеком (ст. 21, ср. (Иов 9:32) и д. ).22.Побуждением к такой просьбе является близкая смерть: Иов желает умереть оправданным.



