- 1. Так! у серебра есть источная жила,
и у золота место, где его плавят. - 2. Железо получается из земли;
из камня выплавляется медь. - 3. Человек полагает предел тьме
и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. - 4. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою,
спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. - 5. Земля, на которой вырастает хлеб,
внутри изрыта как бы огнем. - 6. Камни ее — место сапфира, и в ней песчинки золота.
- 7. Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна;
- 8. не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал.
- 9. На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы;
- 10. в скалах просекает каналы,
и все драгоценное видит глаз его; - 11. останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет.
- 12. Но где премудрость обретается?
и где место разума? - 13. Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.
- 14. Бездна говорит: не во мне она;
и море говорит: не у меня. - 15. Не дается она за золото
и не приобретается она за вес серебра; - 16. не оценивается она золотом Офирским,
ни драгоценным ониксом, ни сапфиром; - 17. не равняется с нею золото и кристалл,
и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. - 18. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего,
и приобретение премудрости выше рубинов. - 19. Не равняется с нею топаз Ефиопский;
чистым золотом не оценивается она. - 20. Откуда же исходит премудрость?
и где место разума? - 21. Сокрыта она от очей всего живущего
и от птиц небесных утаена. - 22. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней.
- 23. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.
- 24. Ибо Он прозирает до концов земли
и видит под всем небом. - 25. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере,
- 26. когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной,
- 27. тогда Он видел ее и явил ее,
приготовил ее и еще испытал ее - 28. и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость,
и удаление от зла — разум.
1."У серебра есть источная жила", - евр. "моца", - место, из которого что-либо выходит естественным путем (Иов 38:27); (3Цар 10:28), и "у золота место, где его плавят", - евр. "йазоку". - очищают от примесей (1Пар 28:18); (Пс 11:7); (Мал 3:3).2.Железо добывается из недр земли, и "из камня выплавляется медь", из брошенных в плавильную печь металлических глыб силою огня выплавливается медная масса.3.Металлы сокрыты в земле, но человек умеет находить их. Для этого он проникает в недра земли, вносит необходимое при добывании металлов освещения туда, где прежде царила тьма.4.Шахты или колодцы вырываются вдали от обитаемых мест, и рабочие, спускаясь и них при помощи веревок или других приспособлений, неизбежно должны висеть в воздухе.5-6.- Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки.7-8.- Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: "хищная птица") и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы.9-11.- При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7-8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, "в скалах просекает каналы" (евр. "jeorim"), - галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду.12.Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. "хокма"), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования.13-14.- Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли ("земля живых" ср. (Пс 26:13); (Ис 38:11), подземные воды (евр. "тегом", ср. (Быт 49:25) и омывающий землю океан.15-19.- Как превышающая своею ценностью все земное (ст. 13; ср. Притч 3.14-15), премудрость не может быть приобретена за богатства и драгоценности: за самое чистое золото (евр. "дегор" ст. 15, ср. 3Цар 6.30;20-21), за ониксы (евр. "тогам" - берилл, смарагд), за кристаллы (евр. "зекукит", - стекла, причисляемые в древности к драгоценным предметам; кристаллы - евр. "габиш" упоминаются ниже, в ст. 18), за перлы (евр. "рамот", ср. (Иез 27:16), за кристаллы (синодальное - "жемчуг") и красный коралл (евр. "пениним", русское рубин) и за топаз эфиопский (евр. "тедат", - (Исх 28:17); (Иер 28:18), алмаз желто-оранжевого цвета, находимый, по свидетельству Плиния в Эфиопии, и на островах Красного моря (отсюда его индийское, созвучное еврейскому "питедат", название "pita").20.Если человек не и состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13-14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14-19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?21-22.- Подготавливая ответ на данный вопрос, Иов еще раз заявляет, что ни одно живое существо, даже везде летающие и обладающие более зорким, чем человек, взглядом птицы ничего не могут сообщить о премудрости. Но в то время как видимая природа все же свидетельствует о премудрости, до подземного мрака доходит о ней лишь один слух (ст. 22).23-24.- Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему (Вар 3:31-32) и всеведущему Богу.25-27.- Она известна Ему со времени творения мира. Когда Господь "ветру полагал вес", т. е. определял степень его силы и слабости, распределял по земле водную массу, устанавливал законы явления дождя, тогда Он "видел премудрость" (ст. 27), - созерцал ее, как идеал, прототип создаваемого; "явил" - проявил, осуществил в созданной природе, последняя стала ее раскрытием; "приготовил", - установил в качестве незыблемого закона, определив тем самым характер дальнейшего существования всего сотворенного, и, наконец, "испытал" способности к дальнейшему саморазвитию (ср. Притч 8.22-30; (Прем 9:9).28.Осуществив при творении мира содержание премудрости, - совокупности Своих идей о нем, Господь указал, в чем состоит норма человеческой жизни. Соответствуя ей, человек соответствует своей идее и принимает участие в общемировой премудрости. - "Вот, страх Господень..." см. толкование (Иов 1:1)



