- 1. И от сего трепещет сердце мое
и подвиглось с места своего. - 2. Слушайте, слушайте голос Его
и гром, исходящий из уст Его. - 3. Под всем небом раскат его,
и блистание его — до краев земли. - 4. За ним гремит глас;
гремит Он гласом величества Своего
и не останавливает его, когда голос Его услышан. - 5. Дивно гремит Бог гласом Своим,
делает дела великие,
для нас непостижимые. - 6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле;
равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. - 7. Он полагает печать на руку каждого человека,
чтобы все люди знали дело Его. - 8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.
- 9. От юга приходит буря, от севера — стужа.
- 10. От дуновения Божия происходит лед,
и поверхность воды сжимается. - 11. Также влагою Он наполняет тучи,
и облака сыплют свет Его, - 12. и они направляются по намерениям Его,
чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. - 13. Он повелевает им идти
или для наказания, или в благоволение, или для помилования. - 14. Внимай сему, Иов;
стой и разумевай чудные дела Божии. - 15. Знаешь ли, как Бог располагает ими
и повелевает свету блистать из облака Своего? - 16. Разумеешь ли равновесие облаков,
чудное дело Совершеннейшего в знании? - 17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга?
- 18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?
- 19. Научи нас, что сказать Ему?
Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. - 20. Будет ли возвещено Ему, что я говорю?
Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему? - 21. Теперь не видно яркого света в облаках,
но пронесется ветер и расчистит их. - 22. Светлая погода приходит от севера,
и окрест Бога страшное великолепие. - 23. Вседержитель!
мы не постигаем Его.
Он велик силою, судом и полнотою правосудия.
Он никого не угнетает. - 24. Посему да благоговеют пред Ним люди,
и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!
1-5.- Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.1.Гроза с сопровождающими ее громом и молниею - предвестники предстоящего явления Бога (Исх 19:9,16-17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис 6:5); (Иез 2:1); (Дан 10:7-8).2.Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс 28:1), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя.3.Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли.4.За молнией следует гром, и "он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан", т. е. за громом вновь - молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются.5.Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер ("дивно", ср. (Пс 64:6); (Пс 64:14); (Дан 8:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.6-8.- К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, - между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол "хатам" - "полагать печать" в (Иов 9:7); (Откр 20:2-3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс 103:20-2).9.Зима - время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими "гахедер", - из внутренней части юга (Иов 9:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах (Зах 9:1) называется в Талмуде "землею юга", - с юга (Ис 21:1); (Зах 9:14) или юго-востока (Ос 13:15), вторая приходит от "миммезарим", - от севера.10.Под влиянием холодных ветров ("от дуновения Божия"; ср. (Исх 15:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ("сжимается"), - затвердевает.11-13.- Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального "или в благоволение" должно стоять: "или для Своей земли": дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.14-18.- Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез 28:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?19.Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. (Иов 9:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: "но желает ли человек быть уничтоженным?" (буквальное чтение второй половины стиха).21.Правильное чтение данного стиха такое: "и теперь нельзя глядеть на Его свет, когда он ярко блестит в небесах после того, как пронесся ветер и расчистил их". Если человек не выносит солнечного света, то не будет ли он ослеплен, стараясь проникнуть в тайны божественной премудрости? Одно из соображений в пользу мысли о необходимости предать себя в руки Господа.22.Вместо "светлая погода" в буквальное переводе с еврейского должно читаться: "золото приходит с севера". Людям известно месторождение золота, оно добывается на севере (Геродот, III, 116; Плиний, VI, 11, 33). Но что касается премудрости Божией, божественных определений о человеке, знание которых дороже обладания золотом (Иов 28:12-16), то они недоступны смертным - "окрест Бога страшное великолепие".23.Хотя определения Господа непостижимы, но они безусловно справедливы. Так вынуждается Иов вручить свою судьбу Богу, смиренно подчиниться Его воле.24.И не только Иов, но и все люди, даже мудрые должны преклониться пред неисповедимыми путями Божьими. "Бог не смотрит ни на кого из мудрых" (вторая половина стиха), их мудрость не может отвратить Его определений.



