< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа;
    между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
  • 2. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?
    И отвечал сатана Господу
    и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
  • 3. И сказал Господь сатане:
    обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?
    ибо нет такого, как он, на земле:
    человек непорочный, справедливый,
    богобоязненный и удаляющийся от зла,
    и доселе тверд в своей непорочности;
    а ты возбуждал Меня против него,
    чтобы погубить его безвинно.
  • 4. И отвечал сатана Господу
    и сказал: кожу за кожу,
    а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
  • 5. но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, —
    благословит ли он Тебя?
  • 6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей,
    только душу его сбереги.
  • 7. И отошел сатана от лица Господня
    и поразил Иова проказою лютою
    от подошвы ноги его по самое темя его.
  • 8. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею,
    и сел в пепел [вне селения].
  • 9. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей!
    [1] похули Бога и умри.
  • 10. Но он сказал ей:
    ты говоришь как одна из безумных:
    неужели доброе мы будем принимать от Бога,
    а злого не будем принимать?
    Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
  • 11. И услышали трое друзей Иова
    о всех этих несчастьях, постигших его,
    и пошли каждый из своего места:
    Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин,
    и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
  • 12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его;
    и возвысили голос свой и зарыдали;
    и разодрал каждый верхнюю одежду свою,
    и бросали пыль над головами своими к небу.
  • 13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей;
    и никто не говорил ему ни слова,
    ибо видели, что страдание его весьма велико.

    [1 Этот стих по переводу 70-ти:
    По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть?
    Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего.
    Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери,
    болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась.
    Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова,
    а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом,
    ожидая, когда зайдет солнце,
    чтобы успокоиться от трудов моих и болезней,
    которые ныне удручают меня.
    Но скажи некое слово к Богу и умри.]

3.По сравнению с первым отзывом Господа об Иове (Иов 1:6) второй содержит небольшую прибавку: "доселе тверд в своей непорочности". Она сделана в целях изобличить диавола в клевете на Иова (Иов 1:9-11). Он потерял все, но остался верен Богу, тогда как, по уверению сатаны, должен был бы проклясть Господа (Иов 1:9-11).

4-5.- Обычай древней меновой торговли получать за проданный товар не монетами, деньгами, а соответствующим ему по ценности предметом создал среди кочевников, приобретавших нужные им вещи за кожи животных, поговорку: "кожу за кожу", т. е. равное за равное, без всякой корысти. Пользуясь этой пословицей, диавол и говорит, что проявленное Иовом терпение нельзя назвать бескорыстным, а потому и нет оснований восхвалять его (ст. 3). Зная, что хула грозит смертью (Иов 2:9), Иов при помощи терпения сохранил себе жизнь, - величайшее для человека благо. Он лишился по сравнению с нею малого, - имущества и детей; с расчетом, терпеливо уступил, отдал это, но за то в обмен себе взял большее - жизнь. И только отнятие этой последней может вызвать с его стороны проклятие.

7.Судя по отмеченным в самой книге проявлениям болезни (Иов 7:4-6); (Иов 13:14,28); (Иов 16:14-16); (Иов 17:1); (Иов 18:13); (Иов 19:17,19-20,26); (Иов 23:17); (Иов 30:10,17-19,27-30), Иов был поражен проказою. Эта болезнь начинается с появления на теле гнойных прыщей, имеющих форму гнезд. При дальнейшем развитии болезнь покрывает всю поверхность тела и разъедает его так, что все члены кажутся как бы отставшими. Ноги и голени опухают и покрываются наростами, напоминающими наросты на коже слона, откуда и ее название "элефантиазис", - слоновая болезнь. Лицо становится одутловатым и лоснящимся; взгляд - неподвижным и угрюмым; голос - слабым. Одержимый жестокими болями, лишенный сна, вернее, мучимый кошмарами, больной не находит себе покоя ни днем, ни ночью.

8.Пораженный нечистою (Лев 13.3,11 и т. д. ) и, может быть, заразительною болезнью (см. Толковая Библия, 1 т., с. 448, ст. 33-34), Иов должен был удалиться "за пределы селения" (прибавка LXX, согласная с Лев 13.46; (Чис 5:2-3); (4Цар 7:3), где и сел в пепел, по славянскому тексту, "на гноищи". Наблюдаемое в настоящем случае разногласие между текстами стараются примирить тем соображением, что, по существующему на востоке обычаю, выносимые за город нечистоты и подверженные гниению разного рода отбросы постепенно сжигались, в результате чего получался пепел, превращавшийся от дождей в твердую массу. По своему происхождению, в своей основе пепел был, действительно, гноищем.

9.Речь жены, внушенная ей, по мнению Иоанна Златоуста, диаволом, представляет новое испытание терпению Иова в том отношении, что, рисуя (по переводу LXX) его полную беспомощность, тревожит не успевшие зажить душевные раны, подсказывает еще не возникавшую в уме страдальца соблазнительную мысль сказать одно хульное слово и навсегда освободиться от страшной болезни. Указываемый женою исход - единственно возможный для Иова: сколько бы он ни благословлял Бога, все равно умрет; благочестие бесполезно.

10.Пораженный бедствиями, но еще не знающий их истинной причины, человек не имеет повода отречься от Бога. Поступить так может один неразумный (Еккл 7:14).

11.По (Быт 36:4), Елифаз - одно из древнеидумейских собственных имен, а Феман - одна из областей Идумеи (Быт 36:34); (Иер 49:20); (Иез 25:13); (Ам 1:12), известная мудростью своих обитателей (Иер 49:7); (Вар 3:22-23). Вилдад Савхеянин-Сухит. Местность с именем Шуах остается неизвестною; некоторые, Гезениус, Винер, отождествляют ее с упоминаемой Птоломеем Σακκαια, лежавшей в восточной части Ватанеи (древний Васан). В (Быт 25:2) название Шуах усвояется одному из сыновей Авраама от Хеттуры, отправленному вместе со своими братьями на восток. Софар Наамитянин; Наама - название города, доставшегося при разделе земли обетованной колену Иудину (Нав 15:41) и лежавшему при Средиземном море; но отсюда ли происходил Софар, сказать трудно.

12.В больном, пораженном проказою, всеми покинутом и сидящем на пепле Иове трудно было, особенно издали, узнать прежнего здорового, окруженного многочисленным семейством и богатого человека. Слова утешения (ст. 11) сменяются глубокою печалью, выраженною в посыпании головы пеплом (1Цар 4:12).

13.Семидневное (семь - число полноты) молчание свидетельствует о силе печали друзей (Иез 3:15).