- 1. Когда те три мужа перестали отвечать Иову,
потому что он был прав в глазах своих, - 2. тогда воспылал гнев Елиуя,
сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова:
воспылал гнев его на Иова
за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, - 3. а на трех друзей его воспылал гнев его
за то, что они не нашли, что отвечать,
а между тем обвиняли Иова. - 4. Елиуй ждал, пока Иов говорил,
потому что они летами были старше его. - 5. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей,
тогда воспылал гнев его. - 6. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин,
и сказал: я молод летами, а вы — старцы;
поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. - 7. Я говорил сам себе: пусть говорят дни,
и многолетие поучает мудрости. - 8. Но дух в человеке
и дыхание Вседержителя дает ему разумение. - 9. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду.
- 10. Поэтому я говорю:
выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я. - 11. Вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши,
доколе вы придумывали, что сказать. - 12. Я пристально смотрел на вас,
и вот никто из вас не обличает Иова
и не отвечает на слова его. - 13. Не скажите: мы нашли мудрость:
Бог опровергнет его, а не человек. - 14. Если бы он обращал слова свои ко мне,
то я не вашими речами отвечал бы ему. - 15. Испугались, не отвечают более;
перестали говорить. - 16. И как я ждал, а они не говорят,
остановились и не отвечают более, - 17. то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я,
- 18. ибо я полон речами,
и дух во мне теснит меня. - 19. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое:
она готова прорваться, подобно новым мехам. - 20. Поговорю, и будет легче мне;
открою уста мои и отвечу. - 21. На лице человека смотреть не буду
и никакому человеку льстить не стану, - 22. потому что я не умею льстить:
сейчас убей меня, Творец мой.
1.Обращенные к друзьям речи Иова не встретили с их стороны возражения, так как они поняли бесполезность разубеждать страдальца: он был "прав в глазах своих" и никакие доводы с их стороны не могли заставить его признаться в своей виновности, заслуженности наказаний. И это вполне понятно. Друзья рассматривали божественную правду, как карающую за грех в смысле отдельного проступка, но не за грех в смысле греховности вообще. Но грехов, - отдельных проступков, - Иов за собой не знает.2-3.- На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, - представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: "мой Бог он", встречается среди имен народа еврейского (1Цар 1:1); (1Пар 12:20), а имя предка "Вуз" известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама (Быт 22:21) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен (Иер 25:23). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он "воспылал гневом" на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей - за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, - доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15).4-5.- Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения (Иов 29:21). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия.6-7.- Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших (Иов 8:8-9); (Иов 12:12); (Иов 15:9-10) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. (Сир 32:9-11). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).8-9.- Объясняющие молчание Елиуя соображения оказались, однако, недостаточно основательными и убедительными. Мудрость находится в зависимости не от возраста, а от обитающего в человеке "духа и дыхания Вседержителя" (Быт 2:7), она - принадлежность человека вообще, как разумного существа, но не одних стариков (ср. (Пс 118:100); (Дан 2:21).10.Придя к такому взгляду, Елиуй и решается принять участие в разговоре.11-12.- Перемена прежнего взгляда Елиуя на мудрость (ст. 7) произошла под влиянием речей друзей. Внимательно вслушиваясь в их рассуждения и оценивая их аргументы, он не нашел в них ничего убедительного, опровергающего, Иова ("никто из вас не обличает Иова"). Слабые в этом отношении, друзья проявили свое умственное бессилие, недостаток мудрости и в том, что не смогли ответить на все положения Иова ("никто не отвечает на его слова"). Старцы, носители и выразители мудрости, оказались далеко не мудрыми.13-14.- В свое оправдание друзья не могут сказать, что опровергнуть, разубедить Иова - выше сил человека. Сделать это может один только Бог. Если бы речи Иова были обращены к нему, Елиую, то он нашелся бы сказать, что следует.15-17.- Вмешательство Елиуя в разговор в данную минуту, но не ранее объясняется двум причинами. Одна заключается в прекращении спора Иова с друзьями. Елиуй начинает речь, не боясь прервать рассуждения других и тем нарушить обычай вежливости. Для соблюдения его им сделано все от него зависящее. Он ждал, не ответят ли друзья на последние речи Иова, но ответа не последовало, - знак, что ему можно начать слова.18-20.- Другая причина - это подготовленность Елиуя к речи. Его сознание переполнено мыслями, которые уже облеклись в словесную форму ("я полон речами"). Они бродят, рвутся наружу, подобно вину, готовому прорвать мехи (Ср. (Пс 44:2). Елиуй выскажется, и ему будет легче.21-22.- Полная беспристрастность суждений Елиуя. Если он будет говорить против истины, то пусть Бог поразит его смертью.



