< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Глава 32

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Когда те три мужа перестали отвечать Иову,
    потому что он был прав в глазах своих,
  • 2. тогда воспылал гнев Елиуя,
    сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова:
    воспылал гнев его на Иова
    за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога,
  • 3. а на трех друзей его воспылал гнев его
    за то, что они не нашли, что отвечать,
    а между тем обвиняли Иова.
  • 4. Елиуй ждал, пока Иов говорил,
    потому что они летами были старше его.
  • 5. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей,
    тогда воспылал гнев его.
  • 6. И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин,
    и сказал: я молод летами, а вы — старцы;
    поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.
  • 7. Я говорил сам себе: пусть говорят дни,
    и многолетие поучает мудрости.
  • 8. Но дух в человеке
    и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
  • 9. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду.
  • 10. Поэтому я говорю:
    выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я.
  • 11. Вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши,
    доколе вы придумывали, что сказать.
  • 12. Я пристально смотрел на вас,
    и вот никто из вас не обличает Иова
    и не отвечает на слова его.
  • 13. Не скажите: мы нашли мудрость:
    Бог опровергнет его, а не человек.
  • 14. Если бы он обращал слова свои ко мне,
    то я не вашими речами отвечал бы ему.
  • 15. Испугались, не отвечают более;
    перестали говорить.
  • 16. И как я ждал, а они не говорят,
    остановились и не отвечают более,
  • 17. то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я,
  • 18. ибо я полон речами,
    и дух во мне теснит меня.
  • 19. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое:
    она готова прорваться, подобно новым мехам.
  • 20. Поговорю, и будет легче мне;
    открою уста мои и отвечу.
  • 21. На лице человека смотреть не буду
    и никакому человеку льстить не стану,
  • 22. потому что я не умею льстить:
    сейчас убей меня, Творец мой.

1.Обращенные к друзьям речи Иова не встретили с их стороны возражения, так как они поняли бесполезность разубеждать страдальца: он был "прав в глазах своих" и никакие доводы с их стороны не могли заставить его признаться в своей виновности, заслуженности наказаний. И это вполне понятно. Друзья рассматривали божественную правду, как карающую за грех в смысле отдельного проступка, но не за грех в смысле греховности вообще. Но грехов, - отдельных проступков, - Иов за собой не знает.

2-3.- На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, - представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: "мой Бог он", встречается среди имен народа еврейского (1Цар 1:1); (1Пар 12:20), а имя предка "Вуз" известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама (Быт 22:21) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен (Иер 25:23). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он "воспылал гневом" на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей - за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, - доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15).

4-5.- Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения (Иов 29:21). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия.

6-7.- Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших (Иов 8:8-9); (Иов 12:12); (Иов 15:9-10) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. (Сир 32:9-11). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).

8-9.- Объясняющие молчание Елиуя соображения оказались, однако, недостаточно основательными и убедительными. Мудрость находится в зависимости не от возраста, а от обитающего в человеке "духа и дыхания Вседержителя" (Быт 2:7), она - принадлежность человека вообще, как разумного существа, но не одних стариков (ср. (Пс 118:100); (Дан 2:21).

10.Придя к такому взгляду, Елиуй и решается принять участие в разговоре.

11-12.- Перемена прежнего взгляда Елиуя на мудрость (ст. 7) произошла под влиянием речей друзей. Внимательно вслушиваясь в их рассуждения и оценивая их аргументы, он не нашел в них ничего убедительного, опровергающего, Иова ("никто из вас не обличает Иова"). Слабые в этом отношении, друзья проявили свое умственное бессилие, недостаток мудрости и в том, что не смогли ответить на все положения Иова ("никто не отвечает на его слова"). Старцы, носители и выразители мудрости, оказались далеко не мудрыми.

13-14.- В свое оправдание друзья не могут сказать, что опровергнуть, разубедить Иова - выше сил человека. Сделать это может один только Бог. Если бы речи Иова были обращены к нему, Елиую, то он нашелся бы сказать, что следует.

15-17.- Вмешательство Елиуя в разговор в данную минуту, но не ранее объясняется двум причинами. Одна заключается в прекращении спора Иова с друзьями. Елиуй начинает речь, не боясь прервать рассуждения других и тем нарушить обычай вежливости. Для соблюдения его им сделано все от него зависящее. Он ждал, не ответят ли друзья на последние речи Иова, но ответа не последовало, - знак, что ему можно начать слова.

18-20.- Другая причина - это подготовленность Елиуя к речи. Его сознание переполнено мыслями, которые уже облеклись в словесную форму ("я полон речами"). Они бродят, рвутся наружу, подобно вину, готовому прорвать мехи (Ср. (Пс 44:2). Елиуй выскажется, и ему будет легче.

21-22.- Полная беспристрастность суждений Елиуя. Если он будет говорить против истины, то пусть Бог поразит его смертью.