- 1. И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
- 2. разве может человек доставлять пользу Богу?
Разумный доставляет пользу себе самому. - 3. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?
И будет ли Ему выгода
от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? - 4. Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание,
пойдет судиться с тобою? - 5. Верно, злоба твоя велика,
и беззакониям твоим нет конца. - 6. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что
и с полунагих снимал одежду. - 7. Утомленному жаждою не подавал воды напиться
и голодному отказывал в хлебе; - 8. а человеку сильному ты давал землю,
и сановитый селился на ней. - 9. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками.
- 10. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас,
- 11. или тьма, в которой ты ничего не видишь,
и множество вод покрыло тебя. - 12. Не превыше ли небес Бог?
посмотри вверх на звезды, как они высоко! - 13. И ты говоришь: что знает Бог?
может ли Он судить сквозь мрак? - 14. Облака — завеса Его,
так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу. - 15. Неужели ты держишься пути древних,
по которому шли люди беззаконные, - 16. которые преждевременно были истреблены,
когда вода разлилась под основание их? - 17. Они говорили Богу: отойди от нас!
и что сделает им Вседержитель? - 18. А Он наполнял домы их добром.
Но совет нечестивых будь далек от меня! - 19. Видели праведники и радовались, и непорочный смеялся им:
- 20. враг наш истреблен,
а оставшееся после них пожрал огонь. - 21. Сблизься же с Ним — и будешь спокоен;
чрез это придет к тебе добро. - 22. Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.
- 23. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься,
удалишь беззаконие от шатра твоего - 24. и будешь вменять в прах блестящий металл,
и в камни потоков — золото Офирское. - 25. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
- 26. ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе
и поднимешь к Богу лице твое. - 27. Помолишься Ему, и Он услышит тебя,
и ты исполнишь обеты твои. - 28. Положишь намерение, и оно состоится у тебя,
и над путями твоими будет сиять свет. - 29. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение!
и Он спасет поникшего лицем, - 30. избавит и небезвинного,
и он спасется чистотою рук твоих.
1-4.- Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел "разумного", - "ищущего Бога" (евр. "маскил"; ср. (Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. (Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.5.При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.6.Предполагаемые ("верно") грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. (Исх 22:26-27); (Втор 24:10-13) с "братьев своих", т. е. лиц одного с ним племени, и притом "ни за что", т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. (Иов 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, - ничего не имеющих.7.Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. (Ис 58:10).8.Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: "человек с рукою - ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней". "Человек руки", т. е. силы (Иов 40:9); (Пс 76:16); (Пс 82:9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. (Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.9.К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.10-11.- Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он "окружен петлями", - поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8-10), не видит возможности избавиться от них ("тьма, в которой ты ничего не видишь", ср. (Иов 17:12), близок к гибели: - "множество вод покрыло тебя" (ср. (Пс 41:8); (Пс 68:3).12-14.- Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, - отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, - промысла.12.Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. (Пс 13:2).13-14.- Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ("облака - завеса Его"; ср. (Плач 3:44): "Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва"), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. (Пс 72:11): (Пс 93:7); (Ис 29:15); (Иез 8:12).15-17.- Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (αρχαιος κοσμος - (2Пет 2:5) допотопному человечеству ("вода разлилась под основание их"), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ("отойди от нас"), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.18-20.- Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ("враг наш", ср. (Пс 2:20-2); Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. (Пс 57:11-12); (Пс 63:10-11).21.Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан "сблизиться" с Богом, - оставить чувство вражды против него (евр. "сакан" - быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях - (Пс 63:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: "будешь спокоен", и он получит награду.22.Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ("прими из уст Его закон", ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: "положи слова Его в сердце твое".23-24.- Удел такого человека - блаженство (Пс 93:12-13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, - "удаления беззакония из шатра", не только будет возвращено утраченное счастье ("устроишься"; евр. "бана" в смысле дарования прежнего счастья - (Иер 24:6), (Иер 33:7), сообщения большего - (Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что "блестящий металл" (золото и серебро в неочищенном вида) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.25.Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет "блестящим серебром" - серебро очищенное от примесей.26.В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. (Пс 36:4); (Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. (Быт 4:6).27.Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.29-30.- Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2-3,12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они - не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: "ты скажешь: возвышение". Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: "он спасается чистотою рук твоих" (ст. 30).



