- 1. И отвечал Софар Наамитянин и сказал:
- 2. разве на множество слов нельзя дать ответа,
и разве человек многоречивый прав? - 3. Пустословие твое заставит ли молчать мужей,
чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? - 4. Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих.
- 5. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе
- 6. и открыл тебе тайны премудрости,
что тебе вдвое больше следовало бы понести!
Итак знай,
что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. - 7. Можешь ли ты исследованием найти Бога?
Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? - 8. Он превыше небес, — что можешь сделать?
глубже преисподней, — что можешь узнать? - 9. Длиннее земли мера Его и шире моря.
- 10. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд,
то кто отклонит Его? - 11. Ибо Он знает людей лживых и видит беззаконие,
и оставит ли его без внимания? - 12. Но пустой человек мудрствует,
хотя человек рождается подобно дикому осленку. - 13. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои,
- 14. и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его
и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, - 15. то поднимешь незапятнанное лице твое
и будешь тверд и не будешь бояться. - 16. Тогда забудешь горе:
как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. - 17. И яснее полдня пойдет жизнь твоя;
просветлеешь, как утро. - 18. И будешь спокоен,
ибо есть надежда;
ты огражден, и можешь спать безопасно. - 19. Будешь лежать, и не будет устрашающего,
и многие будут заискивать у тебя. - 20. А глаза беззаконных истают,
и убежище пропадет у них,
и надежда их исчезнет.
2-3.- Многословие не есть признак ума и правды (Притч 10.19), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание (Иов 6:25), а наоборот свидетельствует о глупости (Еккл 5:2); (Еккл 10:14). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости.4-6.- В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности (Иов 10:7) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. (Иов 14:17), - прощена.7-9.- И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это - протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8-9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11.33). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.10-11.- Протест не только безрассуден, но и бесполезен. Божественные определения, основанные на всестороннем знании беззакония, даже замаскированного, прикрытого ложью, справедливы и в силу этого неотвратимы. Человек должен им подчиниться.12.Так и поступит разумный человек; что же касается пустого, то скорее осел превратится в человека, чем он вразумится (Делич).13-20.- Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, "управит сердце свое", - даст ему истинное направление (ст. 13, ср. (1Цар 7:3); (2Пар 20:33); (Пс 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср. (Иов 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср. (Иов 5:21-24); Лев 26.6; (Соф 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19 ср. Притч 19.6).20.Совершенно иная участь ждет нечестивого. Он не только не увидит чего-либо хорошего ("глаза беззаконных истают" - (Втор 28:32), но не в состоянии будет избежать опасностей, - надежда на избавление от них исчезнет (ср. (Иов 8:22).



